СЕТЕВОЙ РЕСУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЕТЕВОЙ РЕСУРС УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Довгань А.В. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При подготовке к уроку сегодня большинство учителей использует сеть Интернет, обладающую большим количеством информации. Однако, ее поиск нередко вызывает трудности и требует времени, из-за отсутствия определенного структурного оформления. Для разрешения этой проблемы, существуют специализированные сайты, располагающие учебно-методическими и дидактическими материалами. Но у большинства из них присутствуют, на наш взгляд, такие недостатки, как: недостаточное для осуществления учебного процесса количество учебных материалов; сложная навигация или малопродуктивная система поиска, не вполне понятный интерфейс, отвлекающая внимание реклама ненадлежащего содержания.

В настоящее время учителям технологии необходимы для организации учебного процесса ресурсы, располагающие объемной электронной коллекцией качественного альтернативного учебно-методического и дидактического материалов, которые четко структурированы и удобны в использовании. Ресурс должен иметь «дружественный» интерфейс и практичную систему навигации, позволяющую эффективно и быстро осуществлять поиск необходимой учебной информации.

Таким образом, на наш взгляд, наблюдается некоторое противоречие между востребованностью сетевых ресурсов со структурированными учебно-методическими материалами и бесплатными обучающими программами, которые учитель может применять для организации практической работы школьников, и недостаточным их количеством в сети Интернет. Решение выявленного противоречия, на наш взгляд, достаточно актуально.

На основании этого перед нами была поставлена цель: разработать методику создания и использования сетевого ресурса учебно-методических и программных материалов на основе сетевого сервиса.

Одно из требований, предъявляемое сегодня к учителю при проектировании современного урока – использование компьютерных и мультимедийных технологии, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе (приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г.).

Для реализации подобных требований нужен «инструмент», и для решения этого мы задались вопросом: а что может сегодня нам предложить сеть Интернет? Нас заинтересовала широко используемая технология World-Wide Web, так называемая всемирная паутина, а именно современные возможности Web 2.0.

По сути, термин Web 2.0 обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями, некое пространство, где пользователь имеет возможность проявить собственную активность: загрузить фотографии или видеоролики, опубликовать свою статью, разместить свои анкетные данные. В противоположность Web 1.0 - сайту, Web 2.0 - сайт может быть охарактеризован как «площадка», «инструмент», который пользователь может использовать для своих нужд.

Обладая такими дидактическими свойствами, как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность, сервисы Web 2.0 могут служить интерактивной платформой для реализации методических и педагогических идей.

Мы провели обзор тех ресурсов, которые сегодня предлагает сеть Интернет при подготовке учителя к урокам по разделу «Личная гигиена» образовательной области «Технология» для учащихся средних классов. Исследуемые сетевые ресурсы рационально разделить на две категории:

  1. Для подготовки учебно-методического материала:

  • портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»1

  • портал«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»2

  • сайт «Социальная сеть работников образования» 3

  • сайт ««Открытый урок» - фестиваль педагогический идей»4

  • видеохостинг «YouTube»5 .

  1. Для подготовки дидактического материала:

  • личный сайт «Модные прически – все о модных прическах» 6

  • сайт «Виртуальный салон красоты» 7

  • сайт «Игры для девочек» 8.

Рассмотренные сетевые ресурсы предоставляют достаточное количество учебно-методических и дидактических материалов, которые могут использовать учителя технологии при подготовке к урокам по разделу «Личная гигиена», но, на наш взгляд, они не имеют определенного структурного оформления, поэтому поиск необходимой информации затруднен и увеличивает затрачиваемое на этот процесс время.

На основе проведенного анализа существующих сетевых сервисов, учитывая их достоинства и недостатки, мы определили требования, предъявляемые к создаваемому нами учебно-методическому ресурсу по разделу «Личная гигиена» образовательной области «Технология» для учащихся средних классов (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Требования к учебно-методическому сетевому ресурсу

Требования

Содержательные

наличие учебно-методического материала

наличие дидактического материала

наличие мультимедийных ресурсов

наличие программного обеспечения

наличие нормативно-правовых документов

использование игровых технологии

Технологические

возможность импорта и экспорта файлов

возможность систематизации­­­­ информации

возможность присваивания меток для создания удобной системы поиска информации

возможность присваивания хранимой информации описаний

поддержка наиболее распространенных форматов данных

наличие интуитивно понятного пользовательского интерфейса

возможность удаленного доступа

Также, мы выдвинули критерии к «инструменту» для разработки предполагаемого сетевого учебно-методического ресурса. Согласно которым наш «инструмент» должен позволять нам реализовать следующие технологические возможности:

  • создание различных структур (карта сайта, облако тегов);

  • самостоятельное заполнение содержания (возможность импорта и экспорта файлов);

  • бесплатное хранение;

  • достаточный объем хранилища;

  • русскоязычный интерфейс.

Опираясь на разработанные нами требования, трансформируемых в критерии отбора инструмента для разработки ресурса, круг обзора значительно сузился и мы остановили свой выбор на сетевом сервисе Моё место. Отметим, что сервис удовлетворяет большинство из критериев. Единственный, не соответствующий сервису – бесплатность, который мы отнесли к списку достоинств сайта. Вносимая при регистрации сумма оказывает «фильтрующую» функцию, исключая часть «случайных» пользователей, что повышает качество работы на сервисе. Таким образом, Моё место позволяет реализовать на нем ресурс, осуществляя выполнение разработанных нами требований.

Определившись с «инструментом» для созданияресурса учебно-методических и программных материалов по обеспечению раздела «Личная гигиена» образовательной области «Технология», мы разработали методику его реализации на основе выбранного сетевого сервиса.

Создание хранилища учебно-методических и программных материалов на основе сетевого сервиса предполагает следующие этапы:

  1. Выбор сетевого сервиса для размещения учебно-методического и программного материалов, включает в себя:

  1. Обзор сетевых ресурсов с учебно-методическими и программными материалами;

  2. Разработку требований к структуре создаваемого хранилища и разработка ее модели;

  3. Определение критериев отбора инструмента для разработки ресурса;

  4. Выбор сетевого ресурса на основе критериев отбора, максимально подходящего для удовлетворения разработанных требований.

  1. Создание базы учебно-методических и программных материалов:

  1. Поиск необходимого материала (методические разработки, мультимедийное и программное обеспечение, нормативно-правовые документы и др.), относящегося к теме создаваемого ресурса;

  2. Структуризация найденной информации;

  3. Оформление материала с соблюдением авторских прав и первоисточника.

  1. Реализация сетевого ресурса учебно-методических и программных материалов на основе выбранного сетевого сервиса:

  •  
    1. Регистрация на сервисе (создание личного аккаунта);

    2. Заполнение профиля (если необходимо);

    3. Воспроизведение разработанной модели хранилища, создаваемого в личном аккаунте сетевого сервиса:

  •  
    • импорт файлов и ссылок;

    • структуризация содержимого;

    • настройка навигации по ресурсу.

В итоге, пройдя описанные этапы, мы реализовали сетевой ресурс учебно-методических и программных материалов9 на основе сетевого сервиса Мое место. Рассмотрим его возможности на конкретных примерах:

Запрос №1. Необходимо проанализировать имеющиеся различные материалы, связанные с темой «Уход за волосами» без привязки к классу.

Для поиска всего существующего на ресурсе материала по интересуемой теме, используем список меток (тегов) и активизируем соответствующую метку Волосы. Сервис выдаст все материалы, соответствующие запросу, предлагаемые ресурсом на данный момент.

Найденные ссылки и ресурсы можно отсортировать по одному из способов: алфавиту, популярности, дате добавления или обращения. Для удобства восприятия пользователя есть возможность изменить и способ показа закладок (полностью, т.е. с полным описанием автора, в одну строку или в две колонки), а также регулировать их количество, отображаемое на первой странице.

Кроме меток, есть категории, структурирующие, в данном случае, всю информацию по типу материала. На рассматриваемом ресурсе их 6, некоторые из них имеют свои подкатегории, все они расположены в алфавитном порядке.

Запрос №2. Нас интересуют готовые вариации уроков с подборкой учебно-методического и дидактического материалов по технологии из раздела «Личная гигиена». Если отсортировать список в алфавитном порядке, и учесть необходимые метки на ссылках, то поиск нужного урока не составит труда.

Запрос №3. Для урока на тему «Уход за волосами» нам не хватает видеоматериала. Для его поиска выбираем соответствующую категорию Видеобаза и устанавливаем метку Волосы. В результате ресурс выдает определенное количество ссылок, из которых мы выбираем наиболее подходящее видео. Если необходимо можно отредактировать способы сортировки и показа закладок.

Error: Reference source not foundВсе ссылки для уточнения обладают описанием и метками, что позволяет пользователю не смотреть каждый найденный материал на первый взгляд подходящий ему, что увеличивает вероятность экономии времени при поиске.

Запрос №4. К теоретическому материалу на тему «Уход за волосами», необходимо подготовить практическое задание для учащихся 6 класса с использование игровой технологии.

Для этого выбираем из списка меток, подходящий и наиболее приоритетный для нас тег – Практика. Ресурс выдает нам все ссылки по выбранной метке. Мы продолжаем отбор, конкретизируя его добавлением дополнительных тегов, относящихся к теме, – Волосы, (выбираем в верхней части окна, а не справа из полного списка) и, к классу – 6класс. Выполнив описанные действия, мы максимально сузили круг поиска необходимого материала.

Таким образом, ресурс дает возможность смоделировать всевозможные вариации уроков, комбинируя различные элементы учебно-методического и дидактического материалов. При этом система навигации позволяет учитывать тип искомого материала, тему урока и класс учащихся, что максимально сужает рамки поиска. Большая часть размещенной информации представлена в виде ссылок на другие ресурсы, что снижает объем хранимого материала на нашем сервисе и обеспечивает его быструю работу. Работа с сервисом не требует углубленных знаний по ИКТ, что расширяет круг пользователей.

Главное назначение нашего продукта, мы видим в использовании его в практической деятельности учителя, поэтому для ее организации мы предложили методические рекомендации по использованию ресурса. Основные достоинства ресурса – четкая структурированность и вариативность, что представляет возможность конструировать уроки любого уровня сложности с учетом индивидуальных особенностей класса.

Осуществление поиска необходимой информации может быть реализовано несколькими способами – по категориям и тегам, что позволяет сэкономить время при подготовке к тому или иному уроку. Возможно, ресурс, на данный момент, не в полной мере загружен учебно-методическим и программным материалами, но наполнение содержания и базы хранилища – проблема временного характера и разрешима.

1 http://window.edu.ru/

2 http://school-collection.edu.ru/

3 http://nsportal.ru/

4 http://festival.1september.ru/

5 http://www.youtube.com/

6 http://modnie-pricheski.ru/

7 http://www.makeoveridea.ru/

8 http://www.girlgamesclub.ru/

9 http://moemesto.ru/dovgan

9

Просмотров работы: 13746