РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Специфика любой профессиональной деятельности заключается в ее общественно-активном, созидательном характере. В процессе деятельности человечество воспроизводит само себя, свою культуру. Так, педагог-исследователь Ломов Б.Ф. указывает на то, что из трех основных компонентов трудовой деятельности (когнитивной, коммуникативной и регулятивной), последняя малоизучена. Становится актуальным изучение осознанной регуляции (саморегуляции) профессиональной деятельности на основе сформированной у специалистов рефлексии. Владея рефлексией, специалист объективно оценивает свою профессиональную деятельность, прогнозирует ее результаты, и в итоге осуществляет рефлексивное управление своей деятельностью.

В современных условиях мыслительная активность и творческая инициатива специалистов является одним из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности. Специалистам необходимо овладеть умениями более широкого диапазона, такими как, определение цели, планирование и организация труда, контроль и регулирование, устранение неполадок в работе, определение особенностей профессиональной деятельности, причин возникновения отклонений, возможных последствий, а также умениями, определяющими способы предупреждения и устранения сбоев в профессиональной деятельности. К данной категории умений мы отнесем рефлексивные умения, которые объединим в блоки на основе структуры деятельности и определим сущность этих умений, выраженную в следующих аспектах и характеристиках:

  • аспекты: ролевой (способствуют развитию профессиональной деятельности – процессы формирование, реформирование, трансформирование личности специалиста – саморазвитие конкурентоспособности специалиста в современной структуре рынка труда и вхождению его в профессиональную элиту, а также самоактуализации), функциональный(обеспечиваютконтроль и оценку, регулятивность и прогноз результатов профессиональной деятельности);

  • характеристики: универсальность (сквозной характер для специалистов различных профессий, в системе теория – практика, для функциональных этапов деятельности, в системе дисциплин разных циклов и в дисциплинах одного цикла), инвариантность (определенность соответствия социокультурным основаниям) и вариативность(разнообразие, проявляющееся в видах и типах рефлексии, на различных уровнях и этапах профессиональной деятельности).

Уточнив роль и сущность рефлексивных умений в профессиональной деятельности, их номенклатуру, можно говорить о методике их формирования, включающей специально подобранное и структурированное содержание учебных дисциплин (предметов), оптимальные технологии обучения и педагогические ситуации.

Комплекс педагогических условий формирования профессииональных рефлексивных умений можно представить в следующем виде:

  • общие условия – наличие материально–пространственной среды для качественной подготовки специалистов (учебный процесс), высокий уровень профессионального творчества и мышления преподавателей, владение преподавателями методикой формирования профессиональных рефлексивных умений, наличие положительной установки у обучаемых на управление формированием профессиональных рефлексивных умений, наличие объективного контроля сформированности этих умений в соответствии с критериями качества (эталон, норма);

  • основные условия – можно представить в виде следующих стадий: а) осознание обучаемыми необходимости и возможностей рефлексии своей деятельности; б) анализ и самоанализ сил и возможностей; в) выработка программы (стратегии и тактики) действий; г) мобилизация своих сил и способностей, интеллектуальное и волевое напряжение; д) реализация плана (действий), выполнение принятого решения, затем анализ результата и постановка новых целей, задач на пути совершенствования деятельности.

Каждая стадия формирования рефлексивных умений сопровождается помощью преподавателя, через правильно подобранные технологии обучения, приемы педтехники, проблемно-поисковые задачи, собранные в массив педагогической информации, как специальные педагогические условия формирования рефлексивных умений.

При этом, критерий эффективности подготовки специалистов, важно искать не только в самом профессиональном образовании, а, прежде всего в том, насколько выпускники профессиональной школы соответствуют потребностям общества, как в количественном, так и качественном отношении. Итак, перед учебными заведениями стоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего умением развития профессиональной деятельности на основе сформированных в учебном заведении рефлексивных умений. Высшим критерием сформированности рефлексивных умений специалистов явяется реализация в профессиональной деятельности творческого потенциала.

Можно выделить уровни сформированности рефлексивных умений. Это: базовый – сознательный перенос изученных способов профессиональной деятельности в новые условия; высокий – самоопределение в практической и производственной ситуации, системность в определении задач и планировании профессиональной деятельности, общественно-ценностный ее анализ и корректировка.

Для более полного исследования оценки уровня сформированности рефлексивных умений, назовем общий критерий – это степень сложности мыслительных операций, осуществляемых субъектом при выполнении рефлексивной деятельности на начальном, среднем и высоком уровнях рефлексии.

Эти критерии неразрывно связаны друг с другом и представляют собой единое целое. Для более полной оценки уровня сформированности рефлексивных умений с учетом уровней их формирования можно выделить универсальный критерий. Таким криетрием является самостоятельность в развитии учебной (профессиональной) деятельности, то есть один из способов творческой активности личности. Основным измерителем данного критерия, выступает самостоятельность действий обучаемых, соотнесенная с ориентировочной основой действий соответствующего типа.

Итак, сформированные рефлексивные умения – это подготовленность к выполнению теоретической деятельности, опирающейся на знания и навыки профессиональной деятельности и совершенствующейся вместе с ними. Целью и результатом сформированных рефлексивных умений станет самостоятельное конструирование хода мышления, реконструирование его и сознательный контроль собственных действий, что и позволит будущим специалистам проявлять творческую активность и развивать профессиональную деятельность.

Для выделения самих умений мы воспользовались исследованиями Г. П. Щедровицкого, выделившего 4 основных вида рефлексии, на основании которых мы определили следующие рефлексивные умения, которые можно отнести и к учителю информатики [Щедровицкий Г. П., 2005: 201]:

  • кооперативные – самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;

  • интеллектуальные – определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;

  • личностные – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;

  • коммуникативные – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.

Рефлексивные умения помогают учителю понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления» [АртюшинаЛ.А., 2008: 66].

Таким образом, сформированные рефлексивные умения учителя информатики позволяют самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными.

Данные умения можно детализировать в виде конкретных способов действий:

  • остановка познавательного действия в условиях неуспешности движения к достижению цели: фиксация несоответствия результата действия поставленной цели;

  • поиск причин неуспешности действия;

  • осознавание средств собственного мышления: выделение операций, составляющих действие;

  • определение назначения операции и оценка назначений выделенных операций на предмет соответствия цели и реально достигнутого результата действия;

  • оформление в виде элементов схемы совершенных действий; сведение элементов схемы в единый объект, посредством установления связей между действиями;

  • фиксация знания о незнании: выделение в ситуации принципиально новых условий; анализ имеющихся знаний и умений на предмет несоответствия новым условиям; формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи;

  • выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции: выделение возможных смысловых позиций, способствующих раскрытию многоаспектности проблемы, позволяющей лучше ее осознать;

  • отбор вариативных средств, отражающих специфику каждой смысловой позиции;

  • сравнительный анализ средств, отражающих различные смысловые позиции;

  • анализ оснований собственных действий: выделение существенных данных и их отношений, характерных для определенного типа задач;

  • соотнесение определенного типа задач с соответствующим ему способом решения.

Таким образом, выделенные рефлексивные умения можно соотнести с выделенными способами действий учителя (см. табл.1)

Таблица 1

Рефлексивные умения, характерные для учителя информатики

Вид рефлексивных умений

Умения

Способы действий

кооперативные

самоопределение при решении проблемных ситуаций

осознавание средств собственного мышления: выделение операций, составляющих действие

разрабатывать алгоритм деятельности, как любого члена группы, так и для всей группы целиком

взаимодействовать в коллективе с целью сотрудничества

осуществлять пошаговую организацию деятельности

выделение операций, составляющих действие

соотносить результаты с целью деятельности

фиксация несоответствия результата действия поставленной цели

интеллектуальные

определение основания деятельности

оформление в виде элементов схемы совершенных действий; сведение элементов схемы в единый объект, посредством установления связей между действиями

оценка собственной позиций

выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции

умение прогнозировать последующий ход действий

формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи

личностные

умение анализировать себя

умение отбирать имеющийся материал и оценивать его значимость для решения поставленной проблемы или задачи, определение назначения операции

адекватное самовосприятие

отбор вариативных средств, отражающих специфику каждой смысловой позиции

умение определять и анализировать причины своего поведения

осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи

умение определять и анализировать собственные ошибки

выделять существенные признаки, и на этой основе осознанно выбирать оптимальный вариант решения

Литература

1. Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: Метод.рек. – Мн.: РИПО, 2001.

2. Демидко М.Н. Развитие профессиональной деятельности специалиста на основе рефлексии: Сб. науч. тр. / Бел.гос. технолог. ун-т. Сер. V. Политология, философия, история, филология. – Мн., 2002. – Вып. Х. – С. 204–207.

3. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / / Психологический журнал. – 1981. – № 5.

4. Молчан Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности. – Мн.: РИПО, 1999.

Просмотров работы: 10804