КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.

МИРГОРОДСКАЯ Е.С. 1, КРАСНООК З.П. 1
1КубГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коммуникация – понятие, близкое к понятию общения, но шире по объему. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе, в обществе.

В педагогической и психологической науках коммуникация рассматривается и как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает , наряду с физическим, коммуникативный аспект.

В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции. Первая из них генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются:1) сообщения побудительные – убеждение, внушение, приказ, просьба; 2)сообщения информативные – передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные – возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические – установление и поддержание контакта [4].

Кроме того, коммуникативные процессы и акты классифицируются по другим основаниям. Так, различаются следующие коммуникативные акты по типу отношений между людьми, участниками общения - это межличностная, публичная, массовая коммуникация; по средствам – коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства).

Необходимо отметить, что массовая коммуникация являясь важным социальным и политическим институтом современного общества, выполняет функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения населения. В этом смысле мы можем говорить о непосредственном и неизбежном влиянии различных форм коммуникации на личность будущего специалиста. Безусловным навыком молодого человека сегодня должна быть, на наш взгляд, коммуникативная компетентность.

Компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», компетентность включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества личности, как: инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [3].

Однако, из актуальных проблем, возникающих в подростковом и юношеском возрасте – недостаточная сформированность коммуникативных умений и навыков. Хотя потребность в общении выражена в этот период очень ярко, молодые люди часто испытывают сложности в ситуациях установления контакта с собеседниками, в необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу.

Отметим важнейшие качества, являющиеся предпосылками эффективной коммуникации: знания, умения и навыки в осуществлении процесса коммуникации; речевая компетентность: умение говорить точно, конкретно и кратко; умение слушать собеседника; внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза); наблюдательность, умение замечать нюансы поведения; эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников; гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации; удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для установления коммуникативного акта.

Слово «коммуникация» в переводе с латинского(communicatio) - акт общения, означает «делаю общим, связываю, общаюсь», и наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». В настоящее время оно широко употребляются в русском языке [1].

Коммуникативная компетентность, по мнению Н. Н. Обозова, в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [2].

Базой исследования качества и уровня сформированности компетентности будущих специалистов в коммуникации явился ФГОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения». Для проведения исследований была выбрана группа - 463-Д9-2КСК, специальность «Компьютерные системы и комплексы», из 28 учащихся.

Для исследования уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся данного образовательного учреждения нами были использованы следующие методики: опросник «Локус контроля» Жд. Роттера, Цель опросника состоит в определении когнитивного стиля поведения, проявляющегося в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее проявлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности [5].

В исследуемой группе 80% учащихся являются экстерналами, 20% – интерналами. Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают наличие шанса на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Для экстерналов свойственна эмоциональная нестабильность.

У интерналов атрибуцией ситуации чаще всего являются убеждения в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от коммуникативной компетентности, целеустремленность и уровень способностей. В данной ситуации закономерным результатом является целенаправленная деятельность и самостоятельность учащихся. Для интерналов свойственна эмоциональная стабильность.

Для организации успешной коммуникации в социуме учащихся мы определили уровень самооценки респондентов. Для этого использован тест «Определение стиля общения и направленности контакта». Его целью является определение стиля поведения в общении. Тест состоит из тридцати утверждений. Из двух вариантов формулировок каждого утверждения испытуемым следует выбрать тот, который им подходит в большей степени.

Из проведенного исследования нами сделан вывод: всего 25% учащихся предпочитают решать конфликт позитивно через сотрудничество или компромисс. Большинство учащихся (35%) сами идут на конфликт и предпочитают решать его через соперничество. Избегание и приспособление составляют 40%, как видно на рисунке 2. Поступки этих респондентов можно назвать нерациональными и некомпетентными в коммуникации. И только 25% учащихся (сотрудничество – 15% и компромисс – 10%) способны успешно и грамотно разрешать конфликтные ситуации. Соотношение, как видно из исследования, не в пользу грамотно сформированных навыков компетентности в коммуникации.

Ученые, исследующие особенности формирования коммуникативных навыков, утверждают, что данный процесс зависит также от умения субъекта устанавливать гармоничные отношения с самим собой. Умение говорить правду себе и о себе, самокритичность, целеустремленность, умение отстоять свои убеждения и предпочтения – эти и другие качества обнаруживают в человеке личность.

Считают ли себя Личностями учащиеся колледжа как будущие специалисты, мы исследовали с помощью теста «Уровень макиавеллизма личности». Автор методики – Р. Кристи и Ф. Гeйс. Цель опросника состоит в определении уровня макиавеллистической установки личности, реализующейся в отношениях с другими людьми.

Исследование установило: с низким уровнем макиавеллизма личности в группе 30% учащихся, с высоким уровнем – 70% учащихся.

Низкий уровень макиавеллизма (30% учащихся) предполагает: застенчивость, вежливость, отсутствие грубых выражений в речи, сострадательность, доброту, сердечность, эмпатию, сочувствие, уступчивость, понимание; ощущение радости от процесса (творчества).

Высокий уровень макиавеллизма (70% учащихся) предполагает: стремление говорить правду, критичность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели, качества лидера, агрессивность, напористость, личностную силу, любовь к соревнованию. Также предполагает пренебрежение социальным одобрением; тенденцию иметь особое мнение, отличное от мнения большинства; нацеленность на результат, прагматичность, уверенность, чувство собственного превосходства, независимость, стремление к соперничеству.

Люди с высокими значениями по данной шкале (Высокие Маки — термин, предложенный Р. Кристи) — первые там, к чему все стремятся, конкурируя, используя других как средство выиграть так, что другие благодарят их за эту возможность.

Эффективность межличностной коммуникации в большой степени зависит от доверительных отношений между людьми и общности мнений, убеждений, ценностей. На нее влияют и характер обмена информацией, который должен быть открытым и по возможности удовлетворяющим обе стороны[2]. Важным качеством для эффективной коммуникации является ассертивность – это такой тип поведения, которому присущи уверенность в себе, настойчивость и напористость. Этот тип поведения отличается ясностью, прямотой, неподдельной искренностью и содержит в себе откровенные высказывания о том, что хочется; при этом отсутствует враждебность и самозащита.

Для исследования уровня ассертивности у учащихся данной группы нами был использован тест «Ассертивность». Авторы теста – В. Каппони, Т. Новак. Он предназначен для оценки ассертивности – способности не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом, не позволяя «вить из себя веревки».

В исследуемой группе 20% учащихся с высоким уровнем ассертивности, 50% – со средним, близким к низкому, уровнем ассертивности и 30% учащихся с низким уровнем ассертивности.

Можно сделать вывод, что только 20% учащихся предпочитают прямолинейность и искренность в общении, а также доброжелательность и открытость. Остальные учащиеся предпочитают уклончивые ответы, используют других как средство для достижения личной выгоды.

Известно, что мы выстраиваем качество взаимодействия с окружающими людьми в зависимости от тех приемов общения, которыми пользуемся сами на подсознательном уровне.

Учитывая важную роль невербальных средств или «языка тела» в процессе общения, мы использовали методику «Экспертная оценка невербальной коммуникации». Данная методика с помощью экспертных оценок помогает определить диапазон зрительно воспроизводимых и коммуникативно значимых движений человеческого тела, включая оценку разнообразия невербального репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправлению невербальным репертуаром.

В исследуемой группе с высоким невербальным репертуаром – 10%, со средним – 65%, с низким – 25% учащихся. С высокой чувствительностью к невербальному поведению другого человека – 40%, со средней – 45%, с низкой – 15% учащихся. С высокой способностью к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общении – 15%, со средней – 60%, с низкой – 25% учащихся.

Можно сделать вывод: учащиеся недостаточно внимания уделяют невербальному поведению других людей, а также к своему собственному

Таким образом, нами определен уровень коммуникативной компетентности учащихся ФГОУ СПО «ККЭП» группы - 463-Д9-2КСК, специальность «Компьютерные системы и комплексы». Выявлены, на наш взгляд, ведущие качества личности, обладающей коммуникативной компетентностью, это: локус контроля, доминирующий стиль поведения в общении, уровень макиавеллизма, уровень ассертивности и уровень сформированности невербального общения респондентов.

Проведенные исследования и наши наблюдения позволили сделать следующие выводы. Большинство (80%) учащихся являются экстерналами. У них внешняя направленность и зависимое поведение, их атрибуция –шанс на успех. Любую ситуацию оценивают как значимую при условии внешнего стимулирования. Социально значимые инициативы ими не приветствуются. При эмоциональной нестабильности данная категория требует мягкого и некритичного обращения к себе. Общение затруднительно как личностное, так и деловое.

Интерналов в группе 20%, для них атрибуцией являются: убеждения и неслучайности. Успехи и неудачи они анализируют, извлекая уроки для себя, что дает им возможность осознавать зависимость группы от уровня компетентности в общении, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству каждого.

В группе, согласно высказываниям учащихся, часты конфликты, большинство из них деструктивны. Поведение в конфликте большинства учащихся с нестабильной эмоциональностью и стремлением к соперничеству отмечено как провоцирующее. Только 25% в конфликте стремятся к сотрудничеству и компромиссу. Почти половина группы придерживаются стиля ухода или приспособления. Примерно столько же тех, кто стремится к соперничеству и давлению в ситуации напряжения. Это, безусловно, неблагоприятно сказывается на психологическом климате в группе.

Нам было важно установить, какие качества и какие обладатели позитивного поведения благотворно повлияют на улучшение общения и общего климата в группе. Мекевиаллистические установки у 30% учащихся низкие. Наши наблюдения подтвердили потребность их в помощи, в доверии,признании со стороны окружающих. Они дружелюбны, правдивы, искренни в общении, стремятся к сотрудничеству. В учебе добросовестны.Но явное большинство в группе напористых, агрессивных, конфликтных занимает лидирующие позиции. Они ценят силу, властные полномочия, любят соревноваться и побеждать.

У таких людей ярко выражены наличие внутренних конфликтов, общий негативный эмоциональный фон, тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации.

Респонденты с высокими баллами по данной шкале значительно более успешны при ведении переговоров, использовании вариативных тактик и получении вознаграждения, чем те, кто имеет средние и тем более низкие баллы. Их в нашем исследовании 70%.

Оценка уровня ассертивности подтвердила мнение о сложности взаимодействия учащихся в группе – только 20% способны позитивно взаимодействовать без ущерба для окружающих, вести диалог.

У испытуемых также скудный невербальный репертуар и они не умеют им пользоваться адекватно коммуникативному акту, что, несомненно, усложняет их процесс общения и понимания поведения собеседника.

На наш взгляд, результаты явно обнаруживают некомпетентность коммуникации респондентов. Причем, эта проблема является серьезным препятствием во взаимодействии как в настоящее время, но и тогда, когда будущие специалисты будут работать в производственном коллективе.

Нами разработаны рекомендации для преподавателей по формированию компетентности в общении у учащихся колледжа. С участием респондентов проведена апробация программы «Контакт», составленной с целью использования упражнений, заданий и тренингов, размещенных в ее содержании, в образовательном процессе колледжа.

Список использованных источников:

1.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.- М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с.

2. Краткий словарь иностранных слов /авт.-сост. Е.В.Гришина/ М.- ООО «Издательство Астрель», 2004.-640 с.

3.Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. О-75 М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.

4.Педагогика. Большая современная энциклопедия – Минск, ИООО «Современное слово».2005.- 720 с.

5.Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.

Просмотров работы: 1529