СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Столярова В.В. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность. В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения образования. А чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.

Возникают трудности в связи с увеличением в учебных планах школ числа изучаемых дисциплин, с сокращением времени на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии, биологии и географии.

Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют поиска новых подходов в организации учебного процесса с целью развития у выпускников умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, формируя целостный взгляд на мир, понимание сущности взаимосвязи явлений и процессов. Многие из этих задач решает методика внедрения интегрированных уроков по основным предметам, в частности биологии и химии [2].

Интеграция – это объединение материала по двум и более предметам, обеспечивающего повышение идейно-воспитательного и научного уровней содержания уроков (по биологии) [21].

Целью нашей работы было изучить возможности для экологического образования обучающихся через интегрированные уроки по биологии и химии.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность интегрированных уроков.

  2. Показать, как интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, порождая интегративные предметы

  3. Разработать конспект интегрированного урока по биологии и химии, направленного на повышение экологических знаний школьников.

Глава 1. Специфика проведения «интегрированных уроков» в процессе обучения биологии и химии в современных условиях

Интегрирование – это слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, в нашем случае, биологии и химии. Объединение разрозненных частей 2х предметов, воедино.

Вместе с этим, интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков.

  1.  
    1. Значение интегрированных уроков биологии и химии для современных школ

При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают разные процессы, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических условий жизни на Земле. Чтобы сформировать понятие о целостности природы, необходимо биологическое содержание на уроке раскрывать в диалектическом единстве «природа-человек-общество». Отсюда вытекает значимость установления не только внутрипредметных связей, но и интеграции материала из других предметов (химии, географии, физики). Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, а также - реальной повседневной жизни [6].

Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:

- четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

- логикой и последовательностью интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Выделяют три основных исторически сложившихся этапа интеграции:

- 20-е гг. – проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе;

- 50-70-е гг. – межпредметные связи;

- 80-90-е гг. – собственно интегрирование.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний по нескольким предметам занимались многие ученые-педагоги в эти периоды.

Данный вопрос исследовали в своих трудах Я. А. Каменский, Дж. Локк, И. Гербарт, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров.

В советский период данной проблемой занимались: Н.Ф. Талызина, М.Р. Львова, Е.Н. Кабанова-Миллер, Н.Н. Светловская, В.Г. Горецкий, И.Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова [43].

Подходы к решению проблемы интегрирования материала по нескольким предметам в своих работах описали ученые Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, Р.С. Немов.

1.2 Особенности проведения интегрированных уроков биологии и химии в общеобразовательных учреждениях

В наше время на уроках биологии, кроме классно-урочной формы организации учебного процесса, целесообразно использовать нетрадиционные формы обучения, такие как интегрированные уроки. Они могут применяться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал.

Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо договориться с другим учителем, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны отдавать себе отчет, что им нужно построить свою работу слаженно, распределить роли, прийти к общей цели.

Самое сложное - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом.

Например, учителя биологии совместно с учителями химии чаще всего разрабатывают и проводят такие уроки как «Строение и свойства белка», «Витамины», «Особенности химического состава клетки» и другие .

Одновременно с изучением программного материала, при подготовке к урокам учащимся следует предложить самостоятельно рассматривать и освещать ряд вопросов, отражающих современное представление науки об изучаемых процессах. Кроме того, ученики должны принимать активное участие в изготовлении наглядных пособий: таблиц, схем, рисунков, используемых на таких уроках (если это требуется) [22].

Интегрированные уроки строятся таким образом, чтобы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащимися. Для разных категорий учеников в зависимости от их способностей целесообразно предлагать разнообразные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер. В этом случае, поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных и в курсе химии и других наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с различных точек зрения и с помощью нескольких предметов [1].

При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:

- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке [43];

- при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий;

- в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов [5];

- в интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

В настоящее время преимущество интеграции уроков биологии и химии можно выразить следующим образом:

1. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать и делать выводы [12].

2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна, что дополнительно позволяет заинтересовать учащихся.

Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне – это говорит о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников [10].

3. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества как учителя, так и стимулирует раскрытие способностей его учеников.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

4. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразия мира материальной и художественной культуры [2].

Исходя из выше изложенного, следует, что современный интегрированный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. При его организации используются как объяснительно–иллюстративные, так и частично-поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет–технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко применяются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая и индивидуальная [5]. На таких уроках создаются большие возможности для решения многих задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.

Объединив все положительные моменты, можно заключить, что интегрирование предметов позволяет использовать как содержание самих предметов, так и привлекать сведения из других различных областей науки, культуры, искусства, а также обращаться к явлениям и событиям окружающей жизни [6].

Однако, внедрение интегрированных уроков по двум и нескольким предметам, в частности биологии и химии, в современных школах несет в себе и некоторые сложные моменты:

  1. необходимо суметь объединить деятельность педагогов интегрируемых областей;

  2. отсутствие или недостаточное развитие материальной базы для данного проекта (лабораторий и кабинетов) [2].

Исходя из выше изложенного, следует, что возможно разнообразное интегрирование учебных предметов с учетом возрастных особенностей учеников, положительных и отрицательных моментов организации уроков, « сработанности» двух учителей.

1.3 Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии

В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков (Приложение 1, таблица 1).

Урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа-урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению [15].

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

- образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную деятельность; раскрыть типичные черты.

- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание.

- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами и схемами.

Урок обучения умениям и навыкам.

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: урок-практикум; урок-сочинение; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; комбинированный урок; путешествие; экспедиция.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой [2].

Задачи:

- образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами; углубить знание о…

- воспитательные: показать роль…; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

- развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией; формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы [34].

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Управляя учебной деятельностью школьников, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью [33]. Данный урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Школьники выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования ЗУН. На данном уроке школьники, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях [36].

Урок применения знаний на практике

Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.

На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность [7]. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Задачи:

- образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с…; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

- воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

- развивающие: совершенствовать умение работы с источниками знаний; навыки анализа и обобщения; выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; коммуникативные навыки работы в группах; познавательный интерес к окружающей жизни [17].

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Данный тип урока имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей [2].

Формы данного урока: повторительно-обобщающий; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель данных уроков состоит в использовании межпредметных связей для целостности восприятия мира.

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

- воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.

- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах и познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать [8].

Урок контроля и проверки знаний и умений

Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; контрольная работа; собеседование.

Выделяют: урок устного контроля знаний, урок письменного контроля и урок комплексного контроля знаний [13].

Урок устного контроля знаний

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания. Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым школьником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих ЗУН [33].

Урок письменного контроля знаний

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий. Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках [10].

Уроки комплексного контроля знаний

Уроки строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом [6].

Дифференцированно-групповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы, учитель определяет, как усвоен материал отдельными школьниками.

Может применяться и индивидуализировано-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу [2].

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики, в результате, видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире [43].

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков [36].

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.

- воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

- развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля и навыки работы

в коллективе [16].

Комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На данном уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания [22].

Также выделяют три разновидности интегрированных уроков по биологии:

  1. включение связи с другими предметами при раскрытии отдельных вопросов содержания, как фрагмент, один из этапов в структуре урока;

  2. органически включенные задания из других предметов при раскрытии содержания всего урока, при этом воспроизведение опорных знаний может являться первым и необходимым этапом урока;

  3. специальный урок, обобщение знания из нескольких предметов с целью мировоззренческих выводов [41].

В плане реализации интеграции удобна методика повторительно-обобщающих уроков для активизации познавательной деятельности учащихся. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  1. отражать межпредметные идеи, понятия, учебно-воспитательные задачи урока;

  2. ставить проблемные вопросы, требующие межпредметные знания из смежных предметов;

  3. составлять домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов;

  4. использовать наглядные пособия, помогающие воспроизводить и обобщать материал смежных предметов;

  5. формировать обобщающие выводы с опорой на знания из других предметов (химия, физика и география) [23].

Исходя из выше изложенного, можно заключить, что в общеобразовательном процессе при интеграции материала может быть использован любой тип урока: от формирования знаний до комплексного контроля.

1.4 Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе

Изучая строение и состав клетки, учащиеся узнают, что клетка имеет сложное строение и что клеткаэлементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Все живые организмы либо, как многоклеточные животные, растения и грибы, состоят из множества клеток, либо, как многие простейшие и бактерии, являются одноклеточным организмами.

При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в клетке (питание, дыхание, рост, деление и выделение), учащиеся получают представление о единстве процессов, происходящих в клетке и в организме в целом. [35].

Усвоение фактического материала о клетке – мельчайшей составной части любого растительного организма в курсе ботаники и животного – в курсе зоологии, дает возможность формирования у учащихся понимания взаимосвязи растений и животных с окружающей средой, материальной основой процессов усвоения и выделения веществ растениями и животными. Все это важно для последующего понимания учащимися материала о характере причин исторического развития органического мира, приспособленности живых организмов к условиям существования [33].

Усвоение такого сложного материала, как строение, функции клетки – является основой мировоззренческого вывода о том, что живая клетка, ткань и живой организм состоят из химических элементов и веществ, входящих в состав окружающей среды, это живая и неживая части природы; животные, растения и человек, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии [5].

В связи с выше сказанным, можно заключить, что представление учащихся о материальном единстве мира, о естественной закономерности и причинной обусловленности жизненных процессов, расширяется и углубляется на основе изучения строения и состава клетки растительного и животного происхождения, а также функций ее органоидов [21].

На заключительном этапе работы понятие «клетка», знания о ней, обобщаются как о структурной единице и о единице жизнедеятельности и развития всех живых организмов. Знакомство учащихся с химической организацией клетки, строением и функциями клетки, процессе деления позволяют понять, насколько сложно строение клетки как элементарной живой системы, насколько многообразны виды жизнедеятельности, которые в ней осуществляются. Однако во всех этих процессах клетка представляет собой единое целое [35].

При изучении темы раздела биологии «Структурная организация живой клетки», учитель может использовать на интегрированных уроках различные приемы воспроизведения опорных знаний из других предметов: домашнее задание группе школьника на повторение опорного материала из другого предмета; повторительная беседа по вопросам с акцентом на необходимость вспомнить знания из определенного курса; использование наглядных пособий (таблиц, приборов, химических веществ) из другого предмета; использование таблиц, обобщающих знания из некоторых предметов по определенным вопросам. Например, при изучении химического состава, функций клетки и организма, а также обмена веществ, активизации мышления и интереса учащихся способствуют таблицы «Вода» и «Кислород и азот». Всё это помогает ответить на вопросы межпредметного характера [21]

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что интеграция материала разных предметов по исследуемому вопросу - эффективное средство формирования у учащихся умения обобщать материал.

Приведем пример конспектов интегрированных уроков по биологии и химии:

Тема урока: « Витамины»

Тип урока - обобщающий.

Цели урока:

· дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными группами витаминов;

· на основе межпредметных связей биологии с химией раскрыть особенности строения витаминов

· акцентировать внимание на роли витаминов для здоровья человека;

· дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Оборудование:

· Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), яблочный (апельсиновый) сок, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки.

· Таблица “Содержание витаминов в различных продуктах”.

· Литература о витаминах.

· Продукты питания.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент;

II. Повторение:

Учитель биологии: Мы знаем, что между организмом и окружающей средой происходит обмен веществами и энергией. Что же такое обмен веществ? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)

В обмене веществ происходят реакции двух типов: анаболические и катаболические.

Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются сложные вещества).

Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)

Что происходит с энергией во время анаболических и катаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается, а в процессе катаболических реакций выделяется.)

В обмене веществ особое значение имеет особая группа веществ, которые крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности. Это витамины. С ними мы сегодня и познакомимся.

Итак, тема сегодняшнего урока “Витамины”.

Цель урока – познакомиться с разнообразием этих веществ и различными заболеваниями, которые возникают при их недостатке в организме.

Записываем тему урока: “Витамины”.

ПЛАН УРОКА:

1. История открытия витаминов.

2. Классификация витаминов. .

3. Водорастворимые витамины.

а) Витамин С;

б) Витамин В.

4. Жирорастворимые витамины

5. а) Витамин А

6. б) Витамин D

7. Сохранность втиаминов в пище

8. Определение содержания витаминов А и С, в пищевых продуктах.

1.История открытия витаминов. (предварительно за неделю до урока, ученику можно дать доклад о истории открытия витаминов).

Учитель биологии : Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери –так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, кальциферол,– соответственно А, В, С, D.

Учитель химии: Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. (Записываем определение в тетрадь.) Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы. Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация).

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, группы В и другие.

2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Водорастворимые Жирорастворимые

(В1, В2 , В6 , РР, С, В5 , В9 , В12 ) (А, Д, Е, К)

Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.

3. Водорастворимые витамины.

Витамин С. Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).

Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.

Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.

Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.

18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах. От нее жестоко пострадали крестоносцы, особенно в 1218г. на египетский портовый город Дамьетту. Плохо пришлось от цинги и войскам Людовика IX, осаждавшим Каир в 1268 г., когда Нил вышел из берегов, и разливом унесло провиант.

Учитель биологии:

Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери- бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Чтонаходилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями. В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.

Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.

Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.

Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

4. Жирорастворимые витамины.

Учитель химии: Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. В рыбьем жире – 15 мг %, печени трески – 4, .в сливочном масле 0,5, молоке – 0,025 мг %. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины. Из молекулы р-каротина образуется две молекулы витамина А. Р-каротина больше всего в моркови – 9,0 мг %, красном перце – 2, помидорах – 1, сливочном масле – 0,2–0,4 мг %. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при кулинарной обработке (до 30 %).

Учитель биологии:

Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов. Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.

5. Сохранность витаминов в пище (доклад учащихся).

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой.

Разрушение его происходит и при её сушке. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.

Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.

Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

Учитель химии.

6. Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах (химический эксперимент).

(предварительно объяснив технику безопасности при работе с реактивами)

Обнаружение витаминов

Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Обнаружение витамина С в яблочном соке.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

IV. Закрепление

Учитель химии: Итак, сегодня мы познакомились с удивительными веществами – витаминами.

· Что же такое витамины?

· На какие две группы делятся витамины?

· Какие заболевания возникают при недостатке витамина А? Витамина В?

Витамина С? Витамина D?

Учитель биологии:

Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили?

Опрос учнеников« Что Вы знаете о витаминах» (можно разделить класс на 2 группы и они должны по очереди давать ответы)

1. Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей

2. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном

3. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?

4. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.

5. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .

6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

8. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсин.

Команда давшая большее количество привальных ответов, побеждает в игре и нагрждается дипломом, вторая команда, награждается грамотой.

Курс Биология. Человек.

8 класс

Тема. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Тип урока. Комбинированный. Лабораторная работа.

Цель урока. Рассмотреть взаимосвязь строения и функций органов дыхания и воздействие на них состава воздуха.

Задачи урока.

· Дать понятие об акте дыхания и его регуляции в организме человека.

· Сформировать представление о влиянии состава воздуха на показатели дыхания.

· Формировать практические умения.

Этапы урока.

  1.  
    1. Организационный.

    2. Проверки знаний.

    3. Изучение нового материала.

    4. Лабораторная работа «Определение запыленности воздуха классного помещения».

    5. Закрепление.

Ход урока.

После проверки знаний предыдущего материала (строение органов дыхания) учитель биологии объявляет, что урок сегодня не обычный, а интегрированный, т.е. ребятам необходимо использовать знания не только по биологии, но и по химии.

Учитель биологии:

- В чем сущность процесса дыхания? (Поступление в организм кислорода и выведение углекислого газа)

- Для чего организму нужен кислород? (Для получения энергии)

Учитель химии:

- Как называется реакция соединения вещества с кислородом?

- Что происходит с энергией при этой реакции?

- Напишите реакцию окисления глюкозы.

Учитель биологии:

Углекислый газ и вода, образовавшиеся в результате окисления, называются конечными продуктами обмена и выводятся из организма. Углекислый газ выводится через органы дыхания.

(Демонстрируется фрагмент видеофильма о вдохе и выдохе).

Учитель биологии.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха неодинаков.

Учитель химии.

- Вспомните состав атмосферного воздуха. Рассмотрите таблицу о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Далее производится работа с таблицей, анализ воздуха на вдохе и выдохе.

- Как можно обнаружить углекислый газ в выдыхаемом воздухе?

Проводится демонстрация опыта с известковой водой, через которую с помощью резиновой груши пропускается атмосферный воздух и через стеклянную трубку поступает выдыхаемый одним из учащихся воздух. Ребята убеждаются, что в выдыхаемом воздухе углекислого газа значительно больше.

Учитель биологии рассказывает о нервной и гуморальной регуляции дыхания, обращает внимание учащихся, что дыхательный центр очень чувствителен к составу воздуха.

Учитель химии.

- Какие примеси чаще всего встречаются в составе атмосферного воздуха?

- Каковы главные источники поступления этих примесей в воздух?

- Что произойдет со слизистыми оболочками дыхательных путей при попадании на них сернистого газа или окислов азота?

- Напишите уравнения химических реакций.

- Важным компонентом воздуха в современных городах оказывается пыль. Ее можно обнаружить в любых помещениях. Сейчас мы проведем лабораторную работу по обнаружению пыли

Организуется лабораторная работа.

На несколько предметных стекол наносится по капле воды и стекла помещаются в разных участках классной комнаты на 10 минут. По окончании этого времени стекла рассматриваются под микроскопом и фиксируются пылинки, осевшие на воду. Подсчитывается количество пылинок и определяется наиболее запыленный участок класса.

Учитель биологии.

- Почему вредно дышать запыленным воздухом?

Учитель химии.

- Также вредными компонентами, часто находящимися в атмосферном воздухе, являются сажа и угарный газ. Вспомните химические формулы этих веществ.

Учитель рассказывает ребятам о химическом соединении угарного газа с гемоглобином и об оседании частиц сажи на легочных пузырьках. Демонстрируется фотография «черного легкого» курильщика.

Затем вводится понятие ПДК для разных веществ, содержащихся в воздухе.

Для закрепления изученного материала учащимся предлагается решить задачу:

Будет ли оказывать вредное воздействие на организм человека атмосферный воздух, в 1 куб.м которого содержится 0.009 мг фенола и 0.345 мг ацетона, если ПДК для фенола в воздухе составляет 0.01 мг/м3, а ПДК для ацетона – 0.35 мг/м3.

Заключение

Разработка структуры интегрированного урока - совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслом.

Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учителя должны ориентироваться на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпредметных связей. Такие умения соответствуют видам деятельности, общим для смежных предметов. Практические умения характеризуют умения учащихся применять знания на практике. Общепредметные умения формируются на межпредметной основе, когда учителя различных предметов предъявляют к учащимся единые требования, исходя из общей структуры умений, последовательности выполняемых действий и этапов формирования и развития умений (показ образца действий, его осмысление, упражнение в его применении на материале различных предметов, закрепление при выполнении комплексных межпредметных заданий, в самостоятельных работах творческого характера).

Биологические и химические знания приобретают в обучении естественнонаучный характер, когда общие понятия и факты связываются в процессе их усвоения с осмыслением роли этих предметов, применении на практике.

Применение определенных групп биохимических понятий на практике способствует формированию соответствующих им групп умений.

В современной науке на границе химии, биологии и физики возникло множество новых наук, которые отличаются используемыми методами, целями и объектами изучения. Эти науки тесно связанны, и при объединении этих наук возникло множество научных направлений:а) химия природных соединений (биоорганическая и бионеорганическая химия);б)биохимия;в)биофизикаг)молекулярная биология

д) молекулярная генетика

е)фармакология и т.д.

Прогресс в таких разделах биологии, как цитология, иммунология и гистология, был напрямую связан с развитием химических методов выделения и анализа веществ.

Без сомнения, для проведения интегрированных уроков нужно затратить больше сил и времени. Но часто, именно наглядность и обобщение материала нескольких предметов, помогает ученикам лучше адаптироваться в учебной среде.

Роль интегрированных уроков трудно переоценить. В практической педагогической деятельности они находят все более широкое применение, что соответствует целям и задачам современного процесса воспитания и обучения.

Список литературы

  1. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. – М.: Просвещение, 2006. – 3с.

  2. Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия [текст]/ М.И. Белышевава // Биология – СПб., 2005. – №2 – С.7.

  3. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина [текст]/ авт.-сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2006. - 331 с.

  4. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 287с.

  5. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии [текст]/– А.Е. Богоявленская. - М.: Просвещение, 1996. – 234с.

  6. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу биология [текст]/ Н.Т. Брыкина. – М., 2004. – 235с.

  7. Вахрушев, Л.А. Человек и природа: методические рекомендации для учителя [текст]/ Л.А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2002. – 164с.

  8. Верзилин, Н.М. Методика преподавания биологии [текст] /

Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, - 1998. – 346 с.

  1. Горностаева, З.Я Проблема интеграции в современном образовании [текст]/ З.Я. Горностаева. // Открыт. школа, 1998. - №2 – С. 10.

  2. Думина, И.В. Педагогические технологии в обучении биологии [текст]/ Современный урок биологии Ч.2/ И.В. Думина. - М.: Школа-Пресс, 2001 – 423с.

  3. Есипов, Б.П. Интеграция материала на уроках биологии [текст] / Б.П. Есипов – М.: Учпедгиз, 2004. – 213 с.

  4. Калинова, Г.С. Методика обучения биологии (8-9 кл.) [текст]/

Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 1997. – 401с.

  1. Каринин, М.И. Биохимия растений и животных [текст]/ М.И. Каринин. - Рига, 1997 – 563с.

  2. Кларин, М.И. Технологии обучения: идея и реальность [текст]/ М.И. Кларин. - Рига, 1999 – 256с.

  3. Кропотова , Л.А. Проектирование и анализ современного урока [текст] / Л.А. Кропотова. – Новокузнецк, 2001. – 310с.

  4. Крылова, О.Н. Традиции и инновации учебного содержания. Монография [текст]/ О.Н. Крылова. – СПб., 2004. – 211с.

  5. Лаптева, В.В. Модернизация общего образования: оценка результатов. Кн. для учителя [текст]/ В.В. Лаптева. – СПб.: Союз, 2002. – 310с.

  6. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам [текст] / И.Я. Лернер. – М., 2001. – 119 с.

  7. Ломова, О.Р. Интеграция, как методическое явление в школе [текст]/ О.Р. Ломова. – М., 2004 г. – 32 с.

  8. Луцкая, Л.А., Никишов, А.И. Интегрированные уроки по биологии для общеобразовательных школ [текст]/ Л.А. Луцкая, А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2001. – 112с.

  9. Максимова, Н.В. Современный урок биологии: пособие для учащихся средней школы [текст] / Н.В. Максимова, Г.Е. Ковалева. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

  10. Мельник, Э.Л., Корожнева, Л.А. Интегрированное обучение в средней общеобразовательной школе: теория и практика [текст]/ Э.Л. Мельник, А.Л. Корожнева. – СПб., 2003. – 546с.

  11. Михайлова, О.С. Интеграция, как методическое явление [текст]/ О.С. Михайлова. – Ростов-на-Дону, 2009 г. – 48 с.

  12. Муртизин, Г.М. Задачи и упражнения по биологии [текст] / Г.М. Муртизин. – М.: Просвещение, 2001. – 214 с.

  13. Новошинский, И.И., Новошинская, Н.С. Химия, 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. – 238с.

  14. Новошинский, И.И., Новошинская, Н.С. Химия, 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ И.И. Новошинская, Н.С. Новошинский - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. – 240с.

  15. Орлов, В.Н. Интеграция в биологии [текст] / В.Н. Орлов. СПб., 2003. – 219 с.

  16. Петраков, Л.Р. Интегрированный урок - форма учебного занятия. Открытый урок [текст] / Л.Р. Петраков // Первое сентября, 2006. – С. 15.

  17. Петренко, Л.А. Интегрированный урок, как форма учебного занятия. – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [G/index htm сайт UD.] // Л.А. Петренко. - Первое сентября, 2005. – С.13.

  18. Портнов, М.Л. Современные уроки по биологии для начинающего учителя [текст]/ М.Л. Портнов. – М.: Просвещение, 1993. -138с.

  19. Самсонова, Л.В. Интегративные технологии в обучении биологии [текст]/ Л.В. Самсонова. // Современный урок биологии Ч.2 - М.: Школа-Пресс, 2000. – 516с.

  20. Старостенко, Г.П. Современные открытые уроки биологии. 7-9 класс [текст] / Г.П. Старостенко. – Р.-на-Д.: Феникс, 2002. – 2003 с.

  21. Столяренко, Л. Педагогика [текст] Л. Столяренко. – Ростов, 2000. – 97 с.

  22. Сурикова, П.И. Школа экспериментов в курсе биология [текст] /

П.И. Сурикова. – СПб., 2004. – 111 с.

  1. Тейлор, Д., Грин Н. Биология: в 3-х томах, Том 1. Пер. с англ. [текст] / Д. Тейлор, Н. Грин. – М.: Мир, 2004. – 454 с.

  2. Харламов, И.Ф. Педагогика [текст] / И.Ф. Харламов. - Минск, 2002. – 356 с.

  3. Цветкова, Л.И. Экология: Учебник для технических ВУЗов [текст]/ Л.И. Цветкова. – СПб.: Химиздат, 2001. – 552с.

  4. Чадов, И.Ф. Формы учебной работы в школе: Кн. для учителя [текст]/ И.Ф. Чадов. - М.: Просвещение, 2001. – 379с.

  5. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн.для учителя [текст]/ И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1998. – 289с.

  6. Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении биологии [текст]/ Г.И. Штремплер. - М.: Дрофа, 2003. – 264с.

  7. Юрьев, А.В. Межпредметная связь на уроках биологии [текст]/

А.В. Юрьев. – Ростов-на-Дону, 2006. – 254с.

  1. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современных условиях [текст]/ И.С. Якиманская. - М.: Просвещение, 1996. – 118с.

  2. Яровая, А.С. Личностно-ориентированное обучение в нашей школе [текст]/ А.С. Яровая. - М.: Просвещение, 2002. – 218с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Таблица 1

Типы и формы интегрированных уроков биологии и химии

Тип урока

Форма урока

Отличительные особенности от традиционных уроков

Урок формирования новых знаний по биологии и химии

- урок-лекция;

- урок-путешествие;

- урок-экспедиция;

- урок-исследование;

- урок-инсценировка;

- учебная конференция;

- урок-экскурсия; - мультимедиа-урок;

- проблемный урок

Используется информация по данной теме в сочетании по двум предметам

Урок обучения умениям и навыкам по биологии и химии

- урок-практикум;

- урок-сочинение;

- урок-диалог;

- урок - деловая или ролевая игра;

- комбинированный урок;

- путешествие; - экспедиция

Используются карты-схемы, материал из лабораторий по биологии и по химии

Урок применения знаний на практике по биологии и химии

- ролевые и деловые игры;

- практикумы;

- уроки защиты проектов;

- путешествие;

- экспедиция

Даются задания по двум предметам на одну тему

Урок повторения систематизации и обобщения знаний, закрепления умений по биологии и химии

- повторительно-обобщающий урок;

- диспут;

- игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

- театрализованный урок (урок-суд);

- урок-совершенствование;

- заключительная конференция;

- заключительная экскурсия;

- урок-консультация;

- урок-анализ контрольных работ;

- обзорная лекция;

- обзорная конференция;

- урок-беседа

Данный тип урока имеет наибольшие возможности интеграции и реализации межпредметных связей

Урок контроля и проверки знаний и умений по биологии и химии

- урок-зачет; - викторина; - конкурсы; - смотр знаний; - защита творческих

работ, проектов; - творческий отчет; - контрольная работа; - собеседование

Контроль производится по двум изучаемым предметам

на Allbest.ru

Просмотров работы: 8904