ИДЕИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТОМАСА ДЖЕФФЕРСОНА О ДЕМОКРАТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИДЕИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТОМАСА ДЖЕФФЕРСОНА О ДЕМОКРАТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Томас Джефферсон – одна из спорных и противоречивых фигур среди «отцов-основателей» США. В глазах европейцев он был отнесён к числу самых образованных американцев своего времени. Вследствие различных причин личность Томаса Джефферсона до сих пор является загадкой для интересующихся историей США и предметом споров для учёных всего мира.

Актуальность избранной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, личность Джефферсона служит ярким примером, когда идейно-теоретические взгляды человека почти не соответствует его практической деятельности. Во-вторых, данная тема исследована недостаточно подробно, отсутствует её системное изложение. В данном случае представляется возможным восполнить этот пробел в идейной истории США и представить его как единый комплекс знаний, имеющий теоретическую и практическую значимость.

Целью данной статьи является выявление специфики политического режима в форме демократии Джефферсона в контексте и с учетом конкретного исторического времени.

Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

– проанализировать систему взглядов Джефферсона о правах человека и общественной жизни;

– рассмотреть концепцию социально-экономического развития США, которую разработал Джефферсон;

Одним из основоположников прогрессивной общественной мысли США и первых американских учёных являлся видный мыслитель и деятель Просвещения, революционный демократ Томас Джефферсон. Будущий третий президент США родился 13 апреля 1743 г. в графстве Албемарл, Виргиния, в семье богатого землевладельца Питера Джефферсона1. В течение 2-х лет с 1760 г. обучался в колледже Уильяма и Мэри. В 1767 г. просветитель начал юридическую практику2. В 26 лет Джефферсон был избран депутатом легислатуры Виргинии, в которой он занимал свою должность с 1769 по 1775 гг. За годы работы в легислатуре он зарекомендовал себя как активный приверженец сопротивления политики метрополии, был инициативным участником освободительного движения колоний, которое эволюционировало в Войну за Независимость 1775-1783 гг.3.

В 1774 г. Джефферсон опубликовал памфлет «Общий обзор прав Британской Америки»4. В этом памфлете говорилось о том, что колонисты имеют естественное право на самоуправление, а английский парламент имеет полномочия только на территории Великобритании, а не на территории колоний. Вся вина за ухудшение отношений между колониями и метрополией возлагалась на монарха – короля Георга III, но не на британский парламент5. Это первый его основательный политический опыт, по которому можно судить о становлении его политических взглядов.

Главным событием деятельности Джефферсона на посту депутата Виргинии и одним из значимых в жизни стала Декларация Независимости 1776 г.6, провозгласившая образование независимой республики Соединенных штатов Америки. Джефферсон изложил на строках Декларации революционное кредо Просвещения: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными и неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа»7. Однако, принцип равноправия не распространялся на женщин, а так же негров-рабов, которые составляли пятую часть от всего населения колоний. Поэтому этот принцип точнее может быть сформулирован как «все белые мужчины сотворены равными». Что касается гендерного равноправия, в рамках круга рассмотренных нами источников и литературы данная проблема не встречалась.

В Декларации Независимости Джефферсон модифицировал известную триаду естественных прав человека, разработанную английским философом Джоном Локком, - «жизнь, свобода и собственность», заменив в ней «последнее» на «стремление к счастью»8. Право на стремление к счастью является специфическим термином для подобных документов, под которым имеется ввиду право на стремление к самосовершенствованию и самореализации. Право на жизнь означает, что никто, даже государство, не может произвольно посягнуть на жизнь человека. Под правом на свободу подразумевается то, что никто не может быть произвольно лишён свободы. Свобода ограничена лишь тем, что ни один человек не имеет права нарушать равные права другого человека, и это все, в чем его должны сдерживать законы. Таким образом, Джефферсон с помощью Декларации установил принцип естественных, неотчуждаемых, непередаваемых, обязательных для существования человека и данных ему равными долями прав, которые имеют негосударственный источник происхождения.

Также в вышеприведённой цитате из текста Декларации была упомянута концепция народного суверенитета, один из пунктов которой гласил, что если государство нарушает права граждан, то граждане вправе изменить неугодное правительство. Позже Джефферсон несколько изменил трактовку данного пункта. Он пришёл к выводу, что по мере утверждения в стране республиканского строя, право на революцию исчерпало себя, исключая этим возможность новой революции в США, и оно сохраняет значение только для тех государств, где ещё не установилось господство представительных форм правления9.

Джефферсон был сторонником демократизации общества путём расширения прав и свобод населения, включая средние и низшие слои. Также просветитель считал, что нужно допускать непосредственных представителей народа к участию в государственных делах10. Более того, Джефферсон не отрицал возможности вооружённого восстания народных масс в стране. В письме Мэдисону в 1787 г. он писал: «…восстания действительно обычно выявляют те нарушения прав народа, которые их породили»11. Возможность вооружённой защиты народом своих прав является показателем демократизма политической системы, а не её слабости, считал Джефферсон12.

В изначальном проекте Декларации Джефферсон, пытаясь распространить права человека на негров-рабов, предлагал запретить рабство и работорговлю13. В «Общем обзоре прав Британской Америки»14 он подчёркивал:: «Отмена у себя рабства – величайший предмет желаний в колониях, где оно было, к несчастью, введено с начала их существования»15. Пункт о рабстве, отвергнутый Вторым Континентальным конгрессом, гласил о том, что «Он (Король Великобритании) оскорбил самые священные права – жизни и свободы лиц, принадлежавших к народам…, которые никогда не причинили ему ничего дурного. Он захватывал их и обращал их в рабство…»16. Однако, несмотря на вышеизложенные взгляды, сам Джефферсон не освободил ни одного собственного раба17. Более того, Джефферсон считал негров-рабов физически и умственно неполноценными по сравнению с белыми18. На основе вышеизложенного нами был сделан вывод, что Джефферсон не был сторонником расового равноправия.

Джефферсон до конца жизни был верен идее о праве каждого поколения раз в 19 лет перезаключать конституции на уровне штатов. «По мере того как он [народ] развивается…. установленные законы должны также улучшаться и идти в ногу со временем»19.

Распространение знаний для Джефферсона являлось одной из приоритетных задач и идей в его системе взглядов на права человека.Поэтому немалый интерес представляет его законопроект о «всеобщем распространении знаний»20. «Для меня является аксиомой, что наша свобода может быть сохранена только в руках самого народа, наделенного известной степенью образования»21 – считал Джефферсон. В преамбуле законопроекта провозглашались две главные цели предложенной им образовательной системы: «просветить в пределах возможного умы народа»22 и «обеспечить такое положение, чтобы лица, которых природа наделила талантами и достоинствами, вследствие полученного либерального образования были бы достойны получить и способны охранять вверенные им священные права и свободы своих сограждан, к чему они должны призываться независимо от своих средств, происхождения и других случайных условий или обстоятельств»23. Суммируя вышеизложенное можно сделать вывод, что Джефферсон рассматривал образование как важнейший компонент жизни гражданина и гарант его свободы. Т.о., уместно предположить, что Джефферсон являлся сторонником меритократии.

Одним из наглядных примеров, характеризующих Джефферсона как личность противоречивую, служат его взгляды на религию. Он критиковал господство англиканской церкви, призывал соблюдать свободу вероисповедания, выступал за отделение церкви от государства, несмотря на то, что он сам не являлся атеистом. Из всего этого вытекает одно из главных достижений Джефферсона в этот период – Билль о религиозной свободе 1779 г.24. Согласно данному биллю, в штате Виргиния установилась свобода вероисповедания, что подтверждается следующей цитатой: «...все люди свободны в исповедании веры и вольны отстаивать с помощью доводов свои взгляды в вопросах религии, и это не должно ни в коем случае уменьшать или увеличивать их гражданскую правоспособность или как-то влиять на нее»25. Джефферсон считал, что религия является сугубо личным делом отношений человека с Богом и поэтому не подлежит вмешательству гражданского правительства26. Принятие в то время данного акта означало значительный шаг вперёд по пути отхода от введения и поддержки штатом одного определённого религиозного верования и создания открытого, проявляющего терпимость общества.

Были и случаи, когда вследствие собственного опыта Джефферсон был вынужден переосмыслить высказанные ранее убеждения. Находясь на посту депутата законодательного собрания штата Виргиния, он стремился к пересмотру принципа «разделения властей» в направлении максимального увеличения полномочий законодательного органа в ущерб исполнительному. Однако, став губернатором штата Виргиния, он обнаружил, что как губернатор, он не может реализовать ни одного решения без поддержки законодательного собрания27.

Вследствие этого, у Джефферсона возникла идея об урегулировании взаимоотношений и установления стабильного демократического порядка между законодательной, исполнительной и судебной властью посредством введения системы балансов и сдерживающих факторов для гарантии политического равновесия28.

Одной из главных частей концепции государственного устройства, предложенной Джефферсоном, была демократическая избирательная система, по которой право участия в выборах должно быть предоставлено всему белому взрослому мужскому населению страны независимо от имущественного положения29. Значимость предоставления права выбора просветитель обосновал в следующих строках: «…Я считаю лучшим средством именно то, которое предусмотрено нашими конституциями, а именно: предоставить гражданам свободный выбор и возможность отделить истинную аристократию от псевдоаристократии, зерно – от плевел»…»30 – писал Джефферсон в письме Дж. Адамсу от 28 октября 1813 г.

Ознакомившись с проектом Конституции США, Джефферсон посчитал его неполноценным в виду отсутствия чётко выраженных положений, которые бы гарантировали демократические права и свободы человека. Также, Джефферсона не устраивало наличие возможности пожизненного переизбрания президента и закрепление Конституцией сильно централизованной власти31. В декабре 1787 г. Конституция США32 была принята. Однако статьи, устанавливающей время пребывания на посту президента не последовало, но благодаря примеру первых президентов, пробывших два срока по 4 года, сложилась негласная традиция – конституционный обычай, по которому президент может занимать свою должность не более двух сроков33.

Тем не менее, через основного автора проекта Дж. Мэдисона Джефферсон оказал большое влияние на текст впоследствии принятых первых десяти поправок к Конституции, которые получили название «Билль о правах»34. Эти поправки являлись итогом борьбы между антифедералистами, к которым принадлежал Джефферсон, и федералистами. Эта борьба объяснялась несогласием ввиду отсутствия в Конституции комплекса демократических прав. Поправки вступили в силу в 1791 г. Таким образом, Билль о правах гарантировал свободу личности и частной собственности, свободу вероисповедания и печати, свободу слова, прессы, свободную переписку и обмен информацией. Он также провозглашал право граждан на мирное собрание, на подачу петиций в правительство для рассмотрения жалоб, на ношение оружия, на защиту личности, дома, документов и имущества от необоснованного обыска или конфискации, на судебное разбирательство и публичное, беспристрастное и своевременное рассмотрение дел судом присяжных35. Джефферсон имел аналогичные взгляды на фундаментальные права человека. Таким образом, Билль о правах восполнил важный правовой пробел ранее принятой Конституции и позволил дальше развивать в стране демократические принципы.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что система взглядов Джефферсона на права человека общественной жизни сильно повлияла на формирование независимых штатов и демократичный характер нового государства. Отстаивая фундаментальные права и необходимость вовлечения более широких слоёв населения в политическую жизнь страны, Джефферсон наметил курс на дальнейшее демократическое развитие американского общества.

Далее следует перейти к концепции социально-экономического развития США, которая, по замыслу Джефферсона, должна была стать гарантом демократического режима в США. В «Общем обзоре прав Британской Америки»36 1774 г. Джефферсон впервые преподнёс на рассмотрение тему демократической реорганизации в Северной Америке. В центральном для исторических судеб территорий вопросе – аграрном, он встал на сторону неимущих и малоимущих. Джефферсон видел в Американской революции возможность реализации своей мечты, поэтому уже в преддверие её выдвинул готовую программу коренных аграрных преобразований. Однако сам Джефферсон не считал эти преобразования слишком радикальными, так как, по его убеждению, они были предначертаны Америке самой природой, которая наделила её обширными и свободными плодородными землями. С целью разделения этих земель между неимущими и утвердить демократическую фермерскую республику, нужно было, по мнению Джефферсона, только предоставить каждому американцу возможность занимать и обрабатывать их37. Вследствие этого, в июне 1776 г. он выносит на рассмотрение виргинской ассамблее проект конституции штата, согласно ней все незанятые земли становятся общественным достоянием и используются исключительно для безвозмездного наделения каждого неимущего участком в 50 акров38. Также Джефферсон выдвигал предложения об ограничении собственности крупных частных землевладельцев – латифундистов. Более того, Джефферсон вносил на рассмотрение закон об отмене майората, мотивируя это тем, что старшие обладают равными возможностями и потребностями со своими братьями и сёстрами, таким образом, на долю старшего должна приходиться равная часть наследства. Введение прогрессивного налогообложения земельной собственности39 – также входит в список его предложений. Однако эти предложения существенно ущемляли интересы рабовладельцев40. Здесь возникает вопрос – что заставило Джефферсона пренебречь интересами своего класса и создать программу будущего фермерской Америки. Ответ можно найти в его мировоззрении, котором отразились и воплотились противоречивая американская реальность и та эпоха, в которой он жил – эпоха Просвещения.

Американская реальность XVIII в. – это сочетание резких контрастов. С одной стороны узкая полоска освоенных приатлантических районов, где укреплялось социальное расслоение: разделение на богатых землевладельцев и плантаторов-рабовладельцев и неимущих чёрных рабов и законтрактованных слуг. С другой стороны, немного западнее этих территорий властвовали законы американской границы, где каждый белый поселенец был сам себе хозяин, где царили грубые, но демократические обычаи и нравы. По этой причине, происходил постоянный отток белых американцев на запад, с частым незаконным присвоением незанятых земель, при этом поселенцы отказывались платить налоги. В то же время, у «восточных властей»» не было реальных возможностей подчинить запад своим законам. В связи с этим, Северная Америка представлялась в глазах иммигрантов как земля обетованная, где даже самый последний бедняк мог утвердить своё достоинство и добиться процветания, где есть возможность установить «царство разума», избавленного от социальных контрастов и политического неравенства. Это и была завораживающая в то время многие умы так называемая «американская мечта»41. К таким умам и принадлежал Томас Джефферсон.

В то время в образованных американских семьях воспитывались в условиях, когда интерес к деятелям Просвещения, к таким как Локк, Монтескье и Вольтер, достиг апогея. К тому же идеи просветителей отвечали потребностям буржуазного развития провинций. В условиях мощного общего подъёма свободолюбивых настроений в Северной Америке и острой критики колониального гнёта формировалось мировоззрение плантаторов, к которым и принадлежал Джефферсон.

Развивая демократические идеалы, Джефферсон тем не менее шёл и на всяческие компромиссы с плантаторами, что, свою очередь, обусловило противоречивость его политического поведения. Например, он предлагал развитие неосвоенных западных земель как республики мелких фермеров, свободной от рабства сосуществующей вместе с юго-восточными рабовладельческими штатами. Однако и эта компромиссная идея не нашла поддержки у плантаторов42. Более того, давление плантаторских кругов, которые выступали за распродажу западных земель крупными участками, заставило Джефферсона отказаться от идеи наделения всех неимущих небольшими бесплатными участками. Однако, по мнению В. В. Согрина, нельзя оценивать эволюцию аграрной программы Джефферсона без учёта того, что уступки в данном вопросе вовсе не означали отказа от его демократических идеалов. Кроме того, в будущем, в том числе и в годы президентства, он приложил большие усилия для облегчения доступности западных земель американскому фермерству43, поскольку и в революционный, и в послереволюционный период Джефферсон видел Америку как, прежде всего, аграрную страну, населённую по преимуществу мелкими независимыми фермерами.

По утверждению Джефферсона, аграрный путь развития исключает возможность массовой нищеты, в отличие от промышленных стран, аграрные защищены от политической коррупции и разложения нравов и моральных устоев44. Главным преимуществом фермеров Джефферсон считал их политическую стабильность, т.к. «каждый благодаря собственности, которой он владеет, или в силу своего удовлетворительного положения заинтересован в поддержании законов и порядка»45. Также Джефферсон видел в аграрном пути, кроме морально-политической целесообразности, ещё и нерушимую экономическую основу46.

Однако при соотнесении идей Джефферсона с американской действительностью, были выявлены очевидные уязвимости. Главное из них состоит в том, что верховное положение в сельском хозяйстве США занимали плантаторы-рабовладельцы, а не фермеры. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при реализации Джефферсоном своей аграрной политики были бы неизбежны противоречия плантаторов и фермеров, что бы привело, в свою очередь, к распаду их союза, при котором руководящая роль досталась бы плантаторам. По этой причине именно плантаторы стали основой в созданной под руководством Джефферсона республиканской партии.

Довольно часто при изучении данного вопроса используют противопоставление Гамильтона и Джефферсона как противопоставление реалиста и идеалиста. Гамильтон ратовал за развитие США по промышленному пути. Однако аграрный путь развития США, с её огромными земельными площадями, являлся более реалистичным и рациональным. В то время США оставались глубоко сельскохозяйственной страной, а наличие обширных неосвоенных земель являлось, с точки зрения просветителя, залогом дальнейшего развития ферм и сельских округов, а не мануфактур и городов.

Суммируя вышеизложенное можно сделать вывод, что Джефферсон разработал программу развития страны на основе тех реалий, которые существовали на тот момент и его аграрная концепция социально-экономического развития страны отвечала больше, чем промышленный её аналог, тем требованиям и условиям, которые имели США. Таким образом, рассмотрев данную концепцию, мы пришли к выводу, что идеалом Джефферсона была республика, опорой которой должны были стать обеспеченные, самодостаточные, богобоязненные фермеры. Именно в фермерстве как социальной основе демократического и политического режима он видел значимость и ценность аграрного пути в развитии экономики.

Выиграв выборы 1800 г., Джефферсон стал третьим президентом США. Он пробыл на этом посту два срока, соответственно с 1801 по 1809 гг. Это был первый случай перехода политической власти от одной партии – федералистской к другой – республиканской, провозгласившей это событие «революцией 1800 г.», не уступающей по важности революции 1776 г.47.

Однако в публичных выступлениях президентского периода Джефферсон не обращался к теме развития в США принципов прямого народовластия, которые занимали одно из важных мест, как в его воззрениях, так и в идеологии республиканской партии в предшествующий период48.

Самым острым вопросом внутренней политики республиканцев являлся вопрос о рабстве, подход к которому наиболее полно отражает противоречивость и ограниченность демократии Джефферсона, которая включала в себя требования распространения буржуазно-демократических прав и свобод на широкие слои белого населения, но не выдвинувшей никаких действенных мер по уничтожению рабства, надеясь только на постепенные способы борьбы с ними. Среди идей Президента Джефферсона, с которой он выступил ещё в период войны за Независимость, и которой он придерживался и далее, была идея о репатриации негров из США49. Являясь президентом, Джефферсон, в отличие от периода Революции, воздерживался от публичной критики рабства, высказывая своё мнение о ней только в частной переписке. В 1807 г. Конгресс принял законопроект, согласно которому был введён запрет на ввоз в США с 1 января 1808 г. рабов из Африки. Взамен ввоза новых рабов плантаторы покупали их в специализировавшихся на их «разведении» штатах50.

Демократическую окраску имела военная доктрина республиканцев и администрации Джефферсона, которая не изменил распространённому в идеологии Просвещения принципу, по которому создание и содержание регулярной армии и флота в мирное время не совместимо с основами демократического правления. Джефферсон утверждал, что в мирное время штаты должны полагаться только на милицейские формирования, в которые Президент предлагал брать американцев от 18 до 26 лет. Регулярную армию Джефферсон постепенно сокращал, намереваясь ликвидировать её совсем. В письме к Хамфрису 1789 г.51 Джефферсон писал: «Существуют также инструменты настолько опасные для прав народа, ставящие эти права в зависимость от милости тех, кто управляет…. Таким инструментом является постоянная армия, сохраняющаяся под ружьем в мирное время»52.

Подводя итог, действия Джефферсона в общественно-политической сфере носят противоречивый характер. Ввоз рабов в США был запрещён, хотя в целом вопрос о рабстве так и не был решён. Демократическая военная доктрина Джефферсона, которая изначально принесла положительный эффект, далее потерпела крах. Однако партия джефферсоновских республиканцев сумела реализовать в стране развёрнутый альтернативный вариант развития взамен скомпрометировавшего себя политическому и экономическому курсу федералистов, тем самым значительно улучшив обстановку в стране. Что касается склонности Джефферсона к компромиссам, то это свидетельствует скорее не о двуличности Президента, а о большом таланте адаптироваться к новым условиям и, исходя из них, реализовывать свою программу с учётом изменений внешнего мира.

Тем не менее, при администрации Джефферсона также были сделаны шаги и для установления в США аграрного общества, опору которого по замыслу Джефферсона составляли мелкие независимые фермеры. Например, 26 марта 1804 г. Конгрессом был издан указ, согласно которому снижалась, по сравнению с актом 1800 г., минимальная цена за акр продаваемой земли с 2 до 1,64 долларов, а минимальный размер поступающего в продажу участка с 320 до 160 акров. Таким образом, был сделан ещё один шаг к утверждению фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве США53.

Однако Джефферсону в некоторых случаях приходилось идти на уступки доктринам федералистов под давлением объективных требований развития американской экономики. Уже в начале президентства ему пришлось отказаться от основополагающей доктрины республиканской партии – развития страны по «чистому» аграрному пути54. Джефферсону пришлось отказаться от идиллических надежд на создание республики «избранного богом народа» и обратится за поддержкой к торгово-промышленной буржуазии. В первом же ежегодном послании Конгрессу он заявил, что наряду с благополучием фермерства, благосостояние страны опирается на мануфактуру, торговлю и судоходство, подчеркнув тем самым свою заинтересованность в их успехах55. Президент вёл своё дело к постепенному превращению своей партии из преимущественно аграрной в аграрно-торгово-промышленную56. Из этого можно сделать вывод, что Джефферсон являлся большим мастером в искусстве объединения разнородных политических и экономических интересов под эгидой одной партии.

При президентстве Джефферсона состоялась важная экспедиция Луиса и Кларка 1803-1806 гг., которая подтвердила возможность сухопутного маршрута для американских торговцев пушниной и переселенцев, прежде всего фермеров, до побережья Тихого океана. Открытие западных земель по ту сторону Миссисипи было, по мнению Джефферсона, важно и для США ещё и потому, что он надеялся на мирное пространственное разделение рас. Президент не мог себе представить длительное тесное сосуществование свободных афро-американцев и евро-американцев в одном обществе57.

После ухода с поста президента, много сил и времени Джефферсон посвящал пропаганде научных знаний, так как он всегда придавал большое значение просвещению народа как незаменимого участника исторического прогресса. В доказательство преданности Томаса Джефферсона свободе мысли можно проиллюстрировать на написанном им в письме доктору Бенджамину Рашу высказывании: «Я поклялся на алтаре божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека»58. Сейчас эти слова украшают мемориал Джефферсона в Вашингтоне. Джефферсон много читал и продолжал переписку с друзьями, не прекращал хлопот о делах Виргинского университета, работой которого он руководил в 1819-1826 гг., то есть до конца своих дней. Джефферсон скончался на 89-м году жизни 4 июля 1826 г. в день 50-й годовщины Декларации независимости, одного из главных творений его жизни59.

На основе вышеизложенного нами был сделан вывод о том, что, несмотря на прежние убеждения, Джефферсон отказался от идеи развития страны по «чистому» аграрному пути, так как ему была нужна поддержка торгово-промышленной буржуазии. Тем не менее, при администрации Джефферсона были сделаны значительные шаги для установления в США аграрного общества.

Однозначную оценку деятельности Джефферсона невозможно, так как подобно другим крупным историческим личностям, он прошёл долгий путь в условиях революционных потрясений и крутых поворотов истории, и вместе с ним претерпели сложную эволюцию и его взгляды на права человека и путь развития США. Итоги пребывания Джефферсона у власти противоречивы, как противоречив и весь его жизненный путь. Особенно это заметно при соотнесении его идеалов Джефферсона с его практическими поступками и мероприятиями. Как мыслитель Джефферсон исповедовал демократические идеалы, настаивал на отмене рабства, требовал безвозмездной раздачи земли неимущим, признавал политику фритредерства и право народа на восстание. В роли же политического деятеля он обнаруживал умеренность, умение приспосабливаться к интересам рабовладельцев и торгово-промышленной буржуазии. Таким образом, право на восстание в США после установления республиканской формы правления было исчерпано, от политики фритредерства Джефферсон отказался. Став президентом, он проводил политику компромисса путём развития кроме, преимущественно аграрного курса, ещё курс на торгово-промышленное развитие. К тому же рабство так и не было отменено в виду того, что оно было экономически выгодно и в сознании рабовладельцев ещё не сложились те воззрения, которые помогли бы осознать всю полноту антигуманности рабства. Однако были закреплены права человека, которые входят в перечень общечеловеческих ценностей в современном мире и являются основополагающими критериями международного права. Отстаивая фундаментальные права и необходимость вовлечения более широких слоёв населения в политическую жизнь страны, Джефферсон наметил курс на дальнейшее развитие демократии в американском обществе. Также, просветитель придавал большое значение всеобщему образованию как важнейшему компоненту жизни гражданина и гаранту его свободы.

Все вышеперечисленные противоречия служат почвой для появления критики в его адрес, обвинения в неискренности и лицемерии, однако эти осуждения часто не рассматриваются в совокупности с той, не менее противоречивой, чем сам Джефферсон эпохой, в которой жил и трудился просветитель, в совокупности с эволюцией жизненных и мировоззренческих позиций третьего президента США, которые развивались под воздействием объективных факторов.

Подводя общий итог, Джефферсоновская демократия – это демократический режим, спецификой которого являлось расширение прав и свобод населения, включая средние и низшие слои и их вовлечение в политическую жизнь страны. Социальной опорой данного режима должны были стать, по замыслу Джефферсона, мелкие, независимые, самодостаточные и богобоязненные собственники-фермеры.Также просветитель считал, что нужно допускать непосредственных представителей народа к участию в государственных делах. Иными словами, политическая система Джефферсона – это широкоформатная демократия, демократия для всех, которая должна служить эффективным инструментом влияния воли народа на государственную власть. Данная политическая система сыграла огромную роль в развитии США в 1810-е гг. и стала одним из этапов установления в стране демократичного общества, которое существует в наши дни.

Стоит подчеркнуть, что в Соединенных Штатах идейное наследие Джефферсона служит источником вдохновения для многих демократов.

Список использованных источников и литературы

Источники :

1 Джефферсон, Т. Общий обзор прав Британской Америки // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 7 – 26. [ Электронный ресурс ] // Twirpx : неофиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/521699/?rand=6566248 – 24.04.2012.

2 Джефферсон, Т. Письмо Дж. Адамсу 1813 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 94 – 101. [ Электронный ресурс ] // Twirpx : неофиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/521699/?rand=6566248 – 24.04.2012.

3 Джефферсон, Т. Письмо Д.Мэдисону 1787 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 76 – 77. [ Электронный ресурс ] // Twirpx : неофиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/521699/?rand=6566248 – 24.04.2012.

4 Джефферсон, Т. Письмо Д. Картрайту 1824 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 140 – 145. [ Электронный ресурс ] // Twirpx : неофиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/521699/?rand=6566248 – 24.04.2012.

5 Джефферсон, Т. О демократии часть 1. Естественные права человека [ Электронный ресурс ] // Агитклуб : неофиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://agitclub.ru/spezhran/jefferson1.htm. – 13.12.2011.

6 Джефферсон, Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния / под ред. А. А. Фурсенко. – Л. : Наука. Лениградское отделение, 1990. – 314с.

7 Джефферсон, Т. Пункт о рабстве из проекта Декларации Независимости,

отвергнутый Вторым Континентальным конгрессом [ Электронный ресурс ] // Библиотека Михаила Грачева : неофиц. сайт. – 2011. – Режим доступа : http://grachev62.narod.ru/hrest/jef_2.html. – 14.12.2011

8 Джефферсон, Т. Билль о религиозной свободе (1779 г.) [ Электронный ресурс ] // Библиотека Михаила Грачева : неофиц. сайт. – 2011. – Режим доступа : http://grachev62.narod.ru/hrest/jef_5.html. – 14.12.2011.

9 Конституция Соединённых штатов Америки [ Электронный ресурс ] // ConstitutionFacts: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа : http://www.constitutionfacts.com/content/constitution/files/USConstitution_Russian.pdf. – 06.12.2011.

Литература :

10 Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона / под ред. Ю. Хайдекинга. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 1997. – 640 с.

11 Печатнов, В. О. Гамильтон и Джефферсон / В. О. Печатнов. – М. : Межд. отношения, 1984. – 336 с. [ Электронный ресурс ] // История США. Материалы к курсу : офиц. сайт. – 2011. – Режим доступа : http://www.ushistory.ru/monografii/528-gamilton-i-dzhefferson.html. – 10.12.2011.

12 Урофский, М. Права человека. Свобода личности и Билль о правах / М. Урофский. – Вена. : Гос. департамент США, 2004. – 98 с. [ Электронный ресурс ] // Infousa : офиц. сайт. – 2011. – Режим доступа : http://www.infousa.ru/government/rights_r.pdf. – 20.03.2012.

13 Согрин, В. В. Основатели США: Исторические портреты / В. В. Согрин. – М. : Наука, 1983. – 176 с.

1 Джефферсон, Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния / под ред. А. А. Фурсенко. – Л. : Наука. Лениградское отделение, 1990. – 314с. С. 6.

2 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 21-22.

3 Там же. С. 6.

4 Джефферсон, Т. Общий обзор прав Британской Америки // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 7 – 26.

5 Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки. С. 7-26.

6 Декларация Независимости // Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 34-38

7 Там же. С. 34.

8 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 7.

9 Цит. по: Согрин, В. В. Основатели США: Исторические портреты / В. В. Согрин. – М. : Наука, 1983. – 176 с. С. 101.

10 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 16-17.

11 Джефферсон, Т. Письмо Д.Мэдисону 1787 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 76-77.

12 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С. 101.

13 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 8.

14 Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки. С. 7-26.

15 Там же. С. 18-19.

16 Джефферсон Т. Пункт о рабстве из проекта Декларации Независимости, отвергнутый Вторым Континентальным конгрессом.

17 Печатнов, В. О. Гамильтон и Джефферсон / В. О. Печатнов. – М. : Межд. отношения, 1984. – 336 с. С. 124.

18 Там же. С. 124-125.

19 Джефферсон, Т. Письмо Д. Картрайту 1824 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 140 – 145.

20 Цит. по: Печатнов В. О. Гамильтон и Джефферсон. С. 111-112.

21 Цит. по: Печатнов В. О. Гамильтон и Джефферсон. С. 111-112.

22 Цит. по: Там же.

23 Цит. по: Там же.

24 Джефферсон Т. Билль о религиозной свободе (1779 г.).

25 Там же.

26 Урофский, М. Права человека. Свобода личности и Билль о правах / М. Урофский. – Вена. : Гос. департамент США, 2004. – 98 с. С. 9-10.

27 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С. 99-100.

28 Там же. С. 100.

29 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 11.

30 Джефферсон, Т. Письмо Дж. Адамсу 1813 г. // Американские просветители. Избранные произведения. В 2 т., Т. 2 / под ред. Б. Э. Быховского. – М. : Мысль, 1969. С. 94 – 101.

31 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 75-78.

32 Конституция Соединённых штатов Америки.

33 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 75-78.

34 Конституция Соединённых штатов Америки.

35 Там же.

36 Джефферсон Т. Общий обзор прав Британской Америки. С. 7-26

37 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С. 92.

38 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 50-51.

39 Там же.

40 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С. 93.

41 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С. 93-94.

42 Там же. С. 92-95.

43 Там же. С. 96.

44 Там же. С.106-107.

45 Печатнов В. О. Гамильтон и Джефферсон. С. 129.

46 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С.107.

47 Согрин В. В. Основатели США: Исторические портреты. С. 113-115.

48 Там же. С. 115.

49 Там же. С. 122-123.

50 Там же.

51 Джефферсон Т. О демократии часть 1. Естественные права человека.

52 Там же.

53 Там же. С. 121-122.

54 Там же. C. 117.

55 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 15.

56 Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона / под ред. Ю. Хайдекинга. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 1997. – 640 с. С. 16.

57 Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. С. 101.

58 Джефферсон Т. Автобиография; Заметки о штате Виргиния. С. 14.

59 Там же. С. 16-17.

Просмотров работы: 12555