МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ

Коржевина К.С. 1
1Шуйский филиал «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий

Все знают о том, что физическая культура благотворно влияет на организм и здоровье человека. При занятии активными видами спота улучшается здоровье, повышается общий тонус организма, укрепляется сердечно сосудистая система, развиваются мышцы. Тоже можно сказать и про спортивные бальные танцы. Хороший танцор должен обладать отличным здоровьем и множеством спортивных качеств: выносливостью сравнимой с бегунами на средние дистанции, координацией акробатов и гимнастов, концентрацией присущей стрелкам, и т.д. Отличительной особенностью спортивных бальных танцев от других видов спорта, является отсутствие противопоказаний по здоровью на начальном этапе обучения, что делает спортивные бальные танцы массовым видом спорта, в который можно вести всех детей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.

Актуальность исследования определяется также и тем, что координационное совершенствование направлено и на подготовку подрастающего поколения к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Развитие координации движений с помощью батута на сегодняшний день является наиболее эффективным способом приучить ребенка к физической нагрузке. Самое главное, что такие упражнения ребенок будет выполнять с огромной радостью.

Благотворное влияние батута на физическое развитие ребенка выражается в том, что от прыжков у детей улучшается координация движений, укрепляется вестибулярный аппарат.

Объектом исследования являются координационные способности.

Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными бальными танцами.

Цель исследования. Развитие и совершенствование координационных способностей у детей 8-9 лет, занимающихся спортивными бальными танцами средством специальных физических упражнений на батуте.

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.

  2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у детей 8-9 лет.

  3. Экспериментально проверить эффективность применения упражнений на батуте для развития координационных способностей у детей 8-9 лет.

Гипотеза. Предполагается, что применение упражнений на батуте на занятиях спортивными бальными танцами могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 8-9 лет.

Новизна. Исследование заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений на батуте, применяемых в развитии координации для детей, занимающихся спортивными бальными танцами. Впервые в учебно-тренировочный процесс с детьми 8-9 лет танцевального спортивного клуба «Натали» внедрены упражнения на батуте для развития координации движений.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно использовать батут в основании программного материала по развитию координации движений за минимально короткий промежуток времени.

Для проведения научно – исследовательской работы нами был использован комплекс методов, позволяющий получить достоверные результаты:

- обобщение и анализ литературных источников;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- оценка комплексного проявления координационных способностей;

- оценка динамического равновесия;

- методы математической статистики.

Исследование проходило в три этапа на базе МОУ ДОД Центра детского творчества № 4 г. Иваново.

1 этап (январь - март 2011 г.). На первом этапе проводился анализ научно - методической литературы, обобщался опыт, касающийся вопросов развития координационных способностей, с учётом морфофункциональных особенностей организма детей 8-9 лет, уточнялись цели и задачи исследования.

Нами изучались подходы к развитию координации у детей 8-9 лет на основе применения упражнений на батуте, осуществлялся отбор информационных тестов и методик для определения уровня комплексного проявления координационных способностей и оценки динамического равновесия у детей, занимающихся спортивными бальными танцами.

На втором этапе (апрель-ноябрь 2011 г.) исследования проводился педагогический эксперимент с детьми второго года обучения, направленный на обоснование применения упражнений на батуте с учетом поставленных задач. Были определены требования к упражнениям на батуте для их эффективного использования на учебно-тренировочных занятиях спортивными бальными танцами.

По результатам первичного тестирования (март-апрель 2011 г.) уровня физического развития и физической подготовленности нами были сформированы экспериментальная и контрольная группа, в которую вошли ученики второго года обучения в возрасте 8 лет. Результаты первичного тестирования показали, что уровень физического развития и физической подготовленности детей обеих групп соответствуют возрастным особенностям и не имеют статистически достоверных различий по всем показателям. Контрольную группу составили дети 8-9 лет в количестве 14 чел., экспериментальную группу составили так же дети 8-9 лет в количестве 14 человек танцевального спортивного клуба «Натали». Занятия в обеих группах проходят по образовательной программе Сахаровой Н.Г. и Сахарова А.Е.

Занятия проходили согласно учебного расписания. Продолжительность занятий составляла 60-90 минут. Тренировочные занятия проводились три раза в неделю в вечернее время. При равных педагогических условиях организации учебно-тренировочного процесса имелись организационно-методические отличия, сущность которых заключалась в использовании на занятиях в экспериментальной группе упражнений на батуте. Упражнения на батуте занимали всего 8% от общего времени тренировки.

С целью оценки эффективности применения упражнений на батуте на учебно-тренировочных занятиях бальными танцами с детьми 8-9 лет была проведена оценка комплексного проявления координационных способностей и оценка динамического равновесия у 28 детей.

На третьем этапе (ноябрь 2011 г. – январь 2012 г.) обрабатывались, анализировались и обобщались результаты исследования.

Результаты исследования. Для оценки комплексного проявления координационных способностей участников эксперимента мы использовали тест "Три кувырка вперед".

Тестирование проводилось нами дважды: до начала эксперимента и по его окончанию.

Результаты первичного тестирования представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Оценка комплексного проявления координационных способностей детей 8-9 лет экспериментальной группы до эксперимента

Имя

возраст

результат

Уровень развития

Анна

8

8,6

ниже среднего

Виталий

8

7,3

ниже среднего

Светлана

8

7,2

средний

Дмитрий

8

7,6

средний

Настя

9

7,4

ниже среднего

Артем

8

7,9

низкий

Ольга 1

9

6,9

средний

Кирилл

8

6,8

средний

Наташа

8

8,9

низкий

Олег

9

7,3

ниже среднего

Марина

8

5,1

выше среднего

Саша

8

7,4

средний

Ольга 2

9

7,4

ниже среднего

Рустам

8

8,2

ниже среднего

Среднее значение

7,43+ 1,035

 

Таблица 4

Оценка комплексного проявления координационных способностей детей 8-9 лет контрольной группы до эксперимента

Имя

возраст

результат

Уровень развития

Валерия

8

8,2

ниже среднего

Савва

8

7,4

ниже среднего

Настя 1

8

7,1

средний

Станислав

8

7,6

средний

Олеся

9

7,5

ниже среднего

Владимир

8

7,7

ниже среднего

Варвара

9

6,7

средний

Семен

8

6,6

средний

Настя 2

8

9,1

низкий

Лева

9

7,4

ниже среднего

Ольга

8

5,0

выше среднего

Алексей

8

6,4

средний

Наташа

9

7,8

низкий

Сергей

8

8,8

ниже среднего

Среднее значение

7,38+ 1,15

 

По результатам первичного тестирования детей 8-9 лет контрольной и экспериментальной групп, мы определили, что большинство детей в обеих группах имеют средний и ниже среднего уровень комплексного проявления координационных способностей.

На диаграмме 1 наглядно продемонстрировано процентное количество детей с определенным уровнем комплексного проявления координационных способностей.

Рис.1. Диаграмма, отражающая процентное кол-во детей контрольной и экспериментальной групп с определенным уровнем комплексного проявления координационных способностей до эксперимента.

Первичное тестирование показало, что в обеих группах равное процентное соотношение количества детей с определенным уровнем комплексного проявления координационных способностей. Мы наблюдаем, что 43 % детей в контрольной группе и в экспериментальной группе имеют уровень ниже среднего комплексного проявления координационных способностей, 36% - средний уровень, 14% - низкий уровень и всего 7% - выше среднего.

После педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование по той же методике. Результаты тестирования представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Оценка комплексного проявления координационных способностей детей 8-9 лет экспериментальной группы после эксперимента

Имя

возраст

результат

Уровень развития

Анна

8

5,2

Выше среднего

Виталий

8

5,1

Выше среднего

Светлана

8

4,8

Выше среднего

Дмитрий

8

4,5

Высокий

Настя

9

5,4

Средний

Артем

8

6,9

Средний

Ольга 1

9

4,1

Высокий

Кирилл

8

4,5

Высокий

Наташа

8

7,5

Средний

Олег

9

4,8

Выше среднего

Марина

8

4,0

Высокий

Саша

8

5,5

Выше среднего

Ольга 2

9

6,7

Средний

Рустам

8

7,1

Средний

Среднее значение

5,44+ 0,94

 

После педагогического эксперимента мы наблюдаем значительное улучшение результатов в экспериментальной группе по показателям комплексного проявления координационных способностей у детей 8-9 лет.

В контрольной группе тоже произошли изменения с положительной динамикой, но результаты оценки комплексного проявления координационных способностей у детей 8-9 лет контрольной группы показали меньший прирост результатов.

Таблица 6

Оценка комплексного проявления координационных способностей детей 8-9 лет контрольной группы после эксперимента

Имя

возраст

результат

Уровень развития

Валерия

8

7,2

Средний

Савва

8

7,0

Средний

Настя 1

8

5,1

Выше среднего

Станислав

8

5,6

Выше среднего

Олеся

9

6,9

Средний

Владимир

8

7,4

Ниже среднего

Варвара

9

5,7

Средний

Семен

8

5,3

Выше среднего

Настя 2

8

7,7

Ниже среднего

Лева

9

6,5

Средний

Ольга

8

4,7

Выше среднего

Алексей

8

5,3

Выше среднего

Наташа

9

7,5

Средний

Сергей

8

7,6

Ниже среднего

Среднее значение

6,39+ 1,05

 

В таблице 7 отражены средние результаты оценки комплексного проявления координационных способностей детей 8-9 лет экспериментальной и контрольной группы в ходе эксперимента

Таблица 7

Средние показатели до и после эксперимента контрольной и экспериментальной группы

Результат

ЭГ (n=14)

КГ (n=14)

До экспер.

После эксп.

До экспер.

После эксп.

M+ σ

7,43+ 1,035

5,44+ 0,94

7,38+ 1,15

6,39+ 1,05

Улучшение результатов в экспериментальной группе составило 26,8%, в контрольной группе наблюдается среднее улучшение результатов на 13,4 %.

При этом по окончанию эксперимента в экспериментальной группе мы наблюдаем значительное увеличение количества детей с уровнем комплексного проявления координационных способностей - выше среднего, что наглядно отражено на рис. 2.

   

Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис.2. Диаграмма, отражающая процентное соотношение кол-ва детей контрольной и экспериментальной групп с определенным уровнем комплексного проявления координационных способностей после эксперимента.

После эксперимента в экспериментальной группе 28% детей показали высокий уровень комплексного проявления координационных способностей, тогда как в контрольной группе нет ни одного ребенка с высоким уровнем комплексного проявления координационных способностей.

Все эти данные свидетельствует об эффективности применения упражнений на батуте для развития координационных способностей у детей 8-9 лет, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.

В ходе исследования мы также оценивали динамическое равновесие, так как это проявление координационных способностей очень важно при обучении детей 8-9 лет спортивными бальными танцами.

Результаты исследования показали, что до начала эксперимента, большинство детей обеих опытных групп имеют удовлетворительное и достаточное динамическое равновесие (Рис.3).

Рис.3. Диаграмма, отражающая процентное количество детей с определенным уровнем оценки динамического равновесия до начала эксперимента.

В таблице 8 отражены цифровые показатели оценки динамического равновесия до начала эксперимента.

Таблица 8

Результаты средней оценки по группам динамического равновесия до начала эксперимента

 

"удовлетворительно"

"достаточно"

8 лет

9 лет

8 лет

9 лет

КГ (n=14)

16,7 + 0,65

14,3 + 0,25

18,5 + 0,5

17,7 + 0,1

ЭГ (n=14)

16,6 + 0,8

14,3 + 0,15

18,7 + 0,35

17,6 + 0,2

До начала эксперимента нами не было обнаружено статистически достоверных различий в показателях детей при оценке динамического равновесия контрольной и экспериментальной групп.

По окончанию эксперимента мы провели повторное тестирование по оценке динамического равновесия детей 8-9 лет обеих опытных групп. Результаты тестирования показали значительное изменение показателей в экспериментальной группе в лучшую сторону, тогда как в контрольной группы произошли незначительные сдвиги. Результаты оценки динамического равновесия после эксперимента представлены на рис. 4 и в таблице 9.

Таблица 9

Результаты оценки динамического равновесия после эксперимента

группа

ОЦЕНКА (возраст)

"отлично"

"хорошо"

"удовлетвори-тельно"

"достаточно"

8

9

8

9

8

9

8

9

КГ

-

11,0

13,85+0,15

-

15,9+0,15

14,4+0,1

-

17,5

ЭГ

12,3

10,9

13,65+0,2

12,3+0,1

15,5+0,2

14,3

-

-

После эксперимента в контрольной группе 1 ребенок в возрасте 9 лет показал достаточное развитие динамического равновесия, в экспериментальной группе нет ни одного ребенка с достаточным уровнем развития динамического равновесия. Отличное динамическое равновесие продемонстрировали два ребенка 8 и 9 лет в экспериментальной группе, в контрольной группе один 9-летний ребенок показал отличное динамическое равновесие. На диаграмме мы наглядно отразили процентное соотношение кол-ва детей с определенным уровнем демонстрации динамического равновесия после эксперимента.

Рис.4 Диаграмма, отражающая процентное количество детей с определенным уровнем оценки динамического равновесия после эксперимента.

При выполнении равновесия на одной ноге у детей экспериментальной группы отмечен значительный прирост результатов (54 %) в сравнении с первоначальными. Кроме того, они достоверно больше, чем результаты детей контрольной группы, прирост у которых составил 10,4% (Таблица 10).

Таблица 10.

Результаты тестирования детей контрольной и экспериментальной групп до эксперимента и по окончанию педагогического эксперимента

Контрольное упражнение – равновесие на одной ноге «Ласточка» (сек)

К.Г.

Э.Г.

До эксперимента

16,4±1,3

15±1,4

После эксперимента

18,1±1,5

23,1±2,2

Прирост показателей (%)

10,4

54

В ходе эксперимента мы отметили, что если до начала эксперимента в обеих группах не было детей с хорошей и отличной оценкой динамического равновесия, то после эксперимента результаты изменились. А в экспериментальной группе не стало ни одного ребенка с достаточным уровнем развития динамического равновесия.

Результаты оценки динамического равновесия подтверждают наше предположение об эффективности применения упражнений на батуте для развития координационных способностей у детей 8-9 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

Выводы.

1. Изучив научно-методическую литературу по развитию координационных способностей, мы заключили, что проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов. В возрасте 8-9 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. А обучение новым разнообразным движениям в спортивных бальных танцах с постепенным увеличением их координационной сложности широко используется на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим запасом двигательных навыков, ребенку легче справляться с неожиданно возникшей двигательной задачей.

2.Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств и методов для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий. Упражнения на батуте относятся к числу обеспечивающих перенос специальных: навыков, позволяющих успешно совершенствовать способность управлять движениями.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

3. В ходе нашего эксперимента предполагалось, что применение упражнений на батуте на занятиях спортивными бальными танцами могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 8-9 лет. Мы экспериментально проверили эффективность применения упражнений на батуте для развития координационных способностей у детей 8-9 лет, после эксперимента в экспериментальной группе 28% детей показали высокий уровень комплексного проявления координационных способностей, тогда как в контрольной группе нет детей с высоким уровнем комплексного проявления координационных способностей. По окончанию исследования в экспериментальной группе продемонстрировали высокий уровень оценки динамического равновесия 14% детей, тогда как в контрольной 7%, с хорошим уровнем оценки 28% и 21% детей соответственно. При выполнении равновесия на одной ноге у детей экспериментальной группы отмечен значительный прирост результатов (54%) в сравнении с первоначальными.

Результаты исследования полностью подтвердили выдвинутую гипотезу: в экспериментальной группе значительно улучшились результаты оценки комплексного проявления координационных способностей и динамического равновесия.

Просмотров работы: 9729