ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шарипова Г.Р. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Индекс потребительски цен – (Сonsumer costs index (англ.), Kennziffer der Konsumentspreise (нем.)) - статистический показатель, отражающий динамику стоимости фиксированного набора товаров и услуг, являющийся основным показателем уровня инфляции. Индекс потребительских цен характеризуется изменением во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретаются населением для непроизводственного потребления. Индекс измеряет отношение общей стоимости фиксированного набора товаров и услуг по ценам текущего периода к его же стоимости по ценам предыдущего периода.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается по единому набору товаров и услуг по Российской Федерации в целом, и по ее федеральным округам и субъектам. Он является одним из важнейших показателей характеризующих процессы инфляции в стране и используется с целью осуществления государственной денежно - кредитной и финансовой политики, анализа и прогноза ценообразовательных процессов в экономике, для решения правовых споров и пересмотра минимальных социальных гарантий. Индекс применяют при пересчете макроэкономических показателей в сопоставимые цены из текущих. Он так же исчисляется с целью характеристики изменений потребительских расходов населения на платные услуги и товары в текущем периоде в сравнении с предыдущим периодом, с учетом влияния изменений цен на эти товары и услуги в отдельных регионах и в целом по Российской Федерации.

Свойства ИПЦ:

  • Основывается на фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины.

  • Основной инструмент для расчета инфляции в США.

  • Считается лучшим показателем стоимости жизни.

Как правило, индекс потребительских цен используют для оценки текущего уровня инфляции в стране, что придаёт этому индикатора статус «главного по инфляции».

Индекс потребительских цен влияет на оценку паритета покупательной способности по стране, также на денежно-кредитную политику в установлении процентных ставок. Рост потребительских цен приводит к падению уровня реального спроса и уменьшению объема розничных продаж - это среднесрочный период. Краткосрочный период отражает высокую активность потребителей при росте цен. На индикатор оказывают влияние ряд показателей, таких как промышленные цены, объем денежной массы и цены на импортные товары и сырьё. Индекс цен потребительских товаров анализируется вместе с индексом промышленных цен. При развитии экономики в нормальных условиях, индекс роста потребительских цен и индекс промышленных цен может привести к повышению процентных ставок по стране, что в свою очередь, приведет к росту курса доллара, так как вложение средства в валюту увеличится с большей процентной ставкой.

Таблица 1. Группировка регионов по индексу потребительских цен

№ группы

Группы регионов РФ по индексу потребительских цен

 

Число регионов

Средний уровень ИПЦ

Средний размер среднедушевых денежных доходов населения, руб.

I

до 108,5

 

21

109,49

24221,8

II

108,5 – 109,5

 

20

110,01

16045,31

III

109,5 – 110,2

 

21

109,56

17256,4

IV

Свыше 110,2

 

18

107,98

16556,85

Итого:

   

80

109,30

18857,88

Выявлена прямая зависимость среднедушевых денежных доходов населения от индекса потребительских цен. Чем выше уровень индекса потребительских цен, тем выше среднедушевые денежные доходы населения.

ИПЦ — это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские услуги. Регистрация цен производится в магазинах или других розничных торговых точках. Обычный метод заключается в расчете среднего значения изменений цен на различные продукты за один период по сравнению с предыдущим с использованием в качестве весов средних сумм, затрачиваемых домашними хозяйствами на их приобретение. ИПЦ являются официальными статистическими показателями, составлением которых обычно занимаются национальные органы статистики, министерства труда или центральные банки. ИПЦ публикуются в максимально короткие сроки, как правило, в течение примерно десяти дней после окончания очередного месяца или квартала. Изменения ИПЦ обычно получают широкую известность. Их публикация может отмечаться в сводках главных новостей. ИПЦ относятся к категории весьма заметных статистических показателей.

3

Просмотров работы: 3412