РАЗВИТИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) НЕЧУХАЕВА И. А. , ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», Г. БАРНАУЛ, РОССИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) НЕЧУХАЕВА И. А. , ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ», Г. БАРНАУЛ, РОССИЯ

Нечухаева И.А. 1
1г. Барнаул, ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет", Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пенсионное обеспечение и страхование являются неотъемлемыми элементами социальной защиты населения каждого современного государства, базовой и одной из самых важнейших гарантией стабильного развития общества. Данные элементы в свою очередь входят в пенсионную систему, цель которой состоит в материальном обеспечении граждан при достижении ими пенсионного возраста или наступлении иных событий в их жизни (инвалидность, потеря кормильца и т.п.).

Изменение социально-экономической системы, переход к рыночным отношениям в России изменили отечественную пенсионную систему. Однако до настоящего времени не удалось сформировать институт пенсионной защиты, способный эффективно функционировать в рыночных условиях и выполнять задачи, отводимые ему в обществе.

Реформа пенсионной системы России, начавшаяся в 2002 г. остается незаконченной и на сегодняшний день сохраняются нерешенные проблемы. Финансовая устойчивость пенсионной системы достигаются не благодаря повышению эффективности функционирования пенсионной системы, а благодаря все более существенным трансфертам из федерального бюджета, которые лишают Пенсионный фонд России финансовой независимости и сводят в конечном итоге пенсионное страхование к госбюджетному пенсионному обеспечению.

Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся в России и мире пенсионных систем.

В настоящее время в России пенсионная система выстраивается по модели, в которой первый уровень – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Государственное пенсионное обеспечение основывается на организации финансирования пенсии из федерального бюджета. В большинстве своем это социальные пенсии для тех категорий граждан, которые не приобрели право на получение трудовой пенсии согласно закону о государственном пенсионном страховании, а также для тех, у кого есть данное право на получение государственного пенсионного обеспечения согласно закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».[1]

Под обязательным пенсионным страхованием понимается вид страхования жизни, при котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает страховой взнос, а страховщик берет на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию в виде единовременной, либо периодических выплат в течение обусловленного срока или пожизненно.

Одним из звеньев пенсионного страхования является трудовая пенсия, выплаты которой производятся ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, которые назначаются работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, в целях компенсации возможной ранней утраты трудоспособности. Вместе с тем, не менее половины работников, получивших право на льготную пенсию, продолжают работать, в том числе и на прежних рабочих местах. Система досрочных пенсий является наиболее массовой формой компенсации профессиональной утраты трудоспособности. [7].

Существование широкой сферы досрочных трудовых пенсий для отдельных категорий застрахованных лиц увеличивает круг получателей этих пенсионных выплат и приводит к отвлечению на эти цели финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации. Это неблагоприятно сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения и приводит к снижению объема финансирования пенсионного обеспечения иных категорий получателей пенсий.

Второй уровень пенсионной системы – дополнительное пенсионное страхование и обеспечение.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение предоставляет негосударственные пенсии, выплаты которых производятся в рамках заключенных договоров с негосударственными пенсионными фондами и финансируются за счет производимых взносов, как работников организации, так и их работодателей в пользу получении доходов от наличия профессиональных льготных пенсий, взаимосвязанных между собой инвестирования данных взносов. Как правило, формирование пенсии происходит за счет накоплений, осуществляемых гражданином в свою пользу либо в пользу третьего лица, добровольные пенсии выплачиваются как пожизненно, так и в течение определенного установленного срока.

Согласно Федеральным законам «Об обязательном пенсионном страховании»[2] и «О негосударственных пенсионных фондах»[3], негосударственные пенсионные фонды, действующие в 2010-е гг. и имеющие соответствующие лицензии, вправе осуществлять деятельность по каждой из перечисленных составляющих структуры пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Третий уровень – профессиональное пенсионное страхование, которое подразумевает согласно условиям договора. Выплаты профессиональных пенсий осуществляются за счет проведения работодателем дополнительных взносов достижения работников пенсионного возраста.

Таким образом, пенсионная система, является составляющей системы социальной защиты населения, представляет собой набор взаимосвязанных элементов, которые обуславливаются уровнями развития общества и направлением социальной политики конкретного государства.

Доля пенсионеров в общей численности населения РФ на 1.01.2011 г. составила около 28% к численности занятых в экономике - 58,1%.

В Алтайском крае в период 2008-2010 гг. произошло увеличение численности пенсионеров на 2,2%. При этом темпы прироста расходов на выплату пенсий за 2008-2010 гг. выросли на 68,5%, что привело к увеличению среднемесячного размера пенсии. За 2008-2010 гг. средний размер пенсии на одного пенсионера по обязательному пенсионному страхованию увеличился на 70%, по государственному пенсионному обеспечению – 56%, а в среднем – на 67,8% при общем росте потребительсктих цен на 36%.

В Алтайском крае сохраняется тенденция по увеличению доходов пенсионеров. Так средний размер пенсии увеличился с 2006 г. в 2,4 раза и составил в 2010 г. – 5791,08 руб.

С увеличением размера пенсий растет соотношение среднего размера пенсии с величиной прожиточного минимума. В 2010 г. средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера на 66,3%. Соотношение среднего размера пенсий со средним размером начисленной заработной платой составило от 15,6% (пенсии по потери кормильца) до 39,8% (пенсии госслужащих).

При этом в соответствии с рекомендациями Международной организации труда коэффициент замещения (коэффициент замещения – показатель соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты) должен составлять не менее 40%. В таких странах как Швеция, Германия, Италия считается комфортным и устанавливается в качестве ориентира более высокий уровень коэффициента замещения – 60-75%.

По данным на 31.12.2010 г. соотношение среднего размера пенсии и заработной платы в РФ составило 44,8%. Оно увеличилось по сравнению с 2009 г. на 8%. При том, что на каждого пенсионера приходится 1,61 занятый в экономике. По прогнозам, ожидается увеличение числа пенсионеров, и уменьшение числа работающих, что приведет к снижению коэффициента замещения и как следствие ухудшению уровня жизни пенсионеров.

Увеличение размера пенсий происходят в связи с изменениями бюджета ПФР.

Таблица 1

Анализ изменений доходной и расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ в 2008-2010 гг.

Показатели

2008

2009

2010

Доходы, трлн.руб. в т.ч. из бюджета РФ

2,73

3,22

4,6

В % к ВВП

6,6

8,2

10,3

Расходы, трлн. руб.

2,36

3,01

4,2

В % к ВВП

5,7

7,7

9,4

Величина дефицита (-)/ профицита (+) бюджета ПФР, млн. руб.

372,4

213,9

400

Источник: официальный сайт Пенсионного фонда РФ - http://www.pfrf.ru/

Исходя из данных таблицы, можно сказать что доходы бюджета растут, так в динамике за три года наблюдается прирост денежных средств. Данные таблицы, свидетельствуют о повышении расходов бюджета Фонда год от года. Так, если расходы в 2008 г. составляли 2,36 трлн.руб., то в 2009 г. их объем увеличился на 24 %, а расходы в 2010 г. составили 4,2 трлн.руб. или 71,7 % к 2009 г. и на 44% относительно уровня 2008 г. Из таблицы видно, что объемы поступления и расходования увеличиваются год от года. Общий объем поступлений в 2010 г. достиг 10,3% от ВВП, тогда как в предшествующие годы он лишь немногим превышал 6% ВВП. Таблица 2

Динамика и структура доходов бюджета Пенсионного фонда России 2008-2010 гг.

 

2008

2009

2010

Наименование доходов

Сумма, трлн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, трлн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, трлн. руб.

Удельный вес, %

Доходы ПФР

1,271

46,6

1,276

39,6

1,9

28

Безвозмездные поступления из федерального бюджета

1,459

53,4

1,946

60,4

2,64

72

Если посмотреть динамику и структуру доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, то можно увидеть, что доля средств федерального бюджета в общих доходах ПФР постоянно увеличивается – с 53,4 до 72% к 2010 г. Наблюдается устойчивая тенденция роста расходов федерального бюджета на трансферты ПФР.

Собственные доходы бюджета фонда уменьшаются, так в динамике за три году произошло снижение с 46,6% до 28% от всех доходов.[4]

Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует о все большей несостоятельности пенсионной системы.

Аналогичные тенденции в финансовом обеспеченности обязательного пенсионного страхования прослеживаются и по данным ГУ – Отделения ПФР по Алтайскому краю.

Таблица 3

Динамика и структура доходов бюджета Пенсионного фонда России по Алтайскому краю в 2008-2010 гг.

И

Наименование доходов

2008

2009

2010

 

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн., руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн., руб.

Удельный вес, %

Собственные Доходы

11435,1

37,8

12476,3.

41,4

13265,3

44,0

Безвозмездные поступления из федерального бюджета

18378,9

62,2

21281,3

58,6

23542,5

56,0

сточник: Бюджет ГУ - Отделения ПФР по Алтайскому краю

Из данных таблицы доходы за трехлетний период выросли на 1830,2 млн. руб. Собственные доходы увеличились на 6,2%. Но, несмотря на увеличение доли собственных доходов, поступления из федерального бюджета составляют наибольшую долю. Это свидетельствует о тех же тенденциях, что и в ПФР. По данным ГУ – Отделения ПФР по Алтайскому краю, происходит повышение расходов Отделения, так в 2010 г. на 73,5% относительно уровня 2008 г. и на 27,8% к 2009 г. Основными факторами, повлиявшими на увеличение расходной части бюджета, являются изменения численности получателей пенсии, средних размеров пенсий, а также доплат по пенсиям.

Таким образом, финансовое состояние как Пенсионного фонда России, так и Отделения ПФР по Алтайскому краю характеризуется снижением доли собственных доходов и устойчивой тенденции роста дефицита, покрываемого за счет федерального бюджета.

В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, то есть принципы взаимосвязи между пенсионными взносами, поступающими за человека в ПФР, и его будущей пенсией, оказываются под угрозой, если все большую долю в доходах ПФР, затраченных на выплату пенсий, будут занимать не страховые выплаты, а прямые инъекции из федерального бюджета.

В связи с этим развивается негосударственное пенсионного обеспечения.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями, которые создаются с целью сбора пенсионных взносов, инвестирования средств и выплаты дополнительных пенсий. НПФ должны иметь соответствующие лицензии.

По данным 01.01.2012 г. в России насчитывается 116 НПФ, имеющих лицензию без ограничения срока действия, что на 180 меньше чем в 2004 г.

Сумма пенсионных накоплений НПФ в 2010 г. возросла по сравнению с 2009 г. на 107%. На 30.09.2009 г. данный показатель составил 71717 млн. руб., а 30.09.2010 г. уже 147051 млн. руб. (итоги 2010 года на рынке НПФ). В 2011 г. произошло увеличение на 57 %.[11]

Количества лиц получающих пенсию с 2009 г. выросло на 12%, что составило 1,425 млн. чел. по данным на 30.09.2011 г.

По данным 2010 г. соотношение среднего размера пенсий и среднего размера заработной платы в ПФР составило 33,1%, а по пенсиям НПФ – 8,4%. Такой уровень замещения заработной платы значительно ниже международной нормы – 40%. Так, значение этого показателя по пенсиям ПФР в 2010 г. по сравнению с 2000 г. снизилось на 3,9 п.п., что свидетельствует об ухудшении уровня жизни пенсионеров в сравнении с трудоспособным населением. Но в период с 2007-2009 гг. наблюдается рост в 6 процентных пунктах.

Для того, чтобы полно оценить современное состояние негосударственного пенсионного страхования и обеспечение в России, необходимо провести анализ его развития (рис. 7).

Рис.1 – Динамика основных показателей развития рынка негосударственного пенсионного страхования в РФ, млн.руб.

В целом, по данным рис. 4 можно отметить, что за 2000-2011 гг. динамика основных показателей деятельности фондов была положительной, только в 2009 г. снизилась в сравнении с 2008 г., по таким показателям как: собственное имущество – на 4,1%; имущество для осуществления уставной деятельности (ОУД) – на 23%, а на 01.01.2010 – 17%; пенсионный резерв – на 21,5%. Этому способствовал разразившийся в мире валютно-финансовый кризис 2008 г.

За анализируемый период 2000-2011 гг. произошел значительный рост по всем показателям. Наибольшие темпы роста характерны для увеличения собственного имущество фондов, которое выросло – в 44 раза, имущество ОУД – в 20 раз. Таким образом, пенсионные резервы и имущество фондов увеличиваются быстрыми темпами, что, безусловно, является положительным моментом.

Особенностью российского рынка негосударственного пенсионного обеспечения является его неравномерное развитие в разрезе регионов.

В региональном разрезе можно отметить, что из 83 регионов РФ собственные фонды имеются только в 31 регионе. 53% действующих фондов зарегистрированы в Москве. Это говорит, о том что в городе хорошо развита инфраструктура услуг.

В Алтайском крае с 2003 г. также произошли изменения в развитии негосударственного пенсионного обеспечения. По данным Алтайского отделения Пенсионного фонда Российской Федерации правом выбора управляющего своими пенсионными накоплениями в 2011 г. воспользовались 58 тыс. чел. (т.е. 8% граждан). Данный показатель увеличился практически в 3 раза по сравнению с 2010 г. В целом за все проведенные кампании начиная с 2003 г. в негосударственные пенсионные фонды обратились более 153 тыс. жителей края, что составляет 12% от имеющих такую возможность.

В 2011 г. продолжили свое развитие на территории края негосударственные пенсионные фонды: НПФ электроэнергетики, Сбербанка, Норильский никель, Социальное развитие, Промагрофонд, Лукойл-гарант. Дополнительно присоединились к сотрудничеству с Отделением ПФР по Алтайскому краю НПФ: РГС, Образование и Благосостояние. Факт присутствия на рынке Алтайского края такого количества НПФ способствует повышенному интересу со стороны граждан к их предложениям по формированию будущей пенсии.

Итак, негосударственное пенсионное обеспечение предназначено в первую очередь именно для граждан, чей выход на пенсию ожидается в будущем. Оно позволяет в сочетании с государственным пенсионным обеспечением достигнуть суммарной величины коэффициента замещения на уровне международных стандартов. На сегодняшний день финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счет федерального бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны в целом. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Развитие НПФ имеет не только положительные моменты. Многие ученые задумываются о несостоятельности проведения пенсионной реформы[13].

Поскольку развитие НПФ приводит к увеличению численности участников и соответственно оттоку денежных средств из ПФР, это негативно складывается на его развитии.

В будущем в развитии пенсионной системы ожидаются негативные перспективы. Пенсионный фонд большей частью дотируется из федерального бюджета, и есть вероятность что эта сумма будет снижаться. Связано это с тем, что государство начало выплачивать материнский капитал женщинам, за рождение второго ребёнка в размере 412 тыс. рублей. Деньги на материнский капитал, выделяются из федерального бюджета в пенсионный фонд.

Так как количество семей, которым выплачивается материнский капитал за второго ребёнка, будет быстро увеличиваться, то соответственно будет увеличено количество денежных средств выделяемых из федерального бюджета на материнский капитал, за счёт уменьшения суммы дотации в пенсионный фонд для пенсионеров. При том, что в государстве активно развивается система НПФ, при которой денежные средства из бюджета ПФР постепенно переводятся в частные руки. Все это может привести к несостоятельности пенсионной системы.

При этом Правительство не отменит выплаты материнского капитала женщинам (поскольку они заложены в бюджет ПФР), как и не пойдёт на уменьшение размера пенсии для пенсионеров. Поэтому вероятнее всего в перспективе правительству необходимо будет увеличивать взнос на страховую часть трудовой пенсии или увеличивать возраст выхода на пенсию.

Еще одной проблемой является отвлечение финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных трудовых пенсий, что приводит к снижению объема финансирования обеспечения иных категорий получателей пенсий.

Проведенный анализ состояния пенсионного страхования обеспечения показал, что основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов растут темпами, превышающими темпы роста основных показателей деятельности Пенсионного фонда России. Анализ состояния бюджета Пенсионного фонда РФ характеризуется снижением собственных доходов и устойчивой тенденцией роста дефицита, покрываемого за счет федерального бюджета. При том, что в перспективе данные ассигнования из федерального бюджета будут снижаться, из-за выплат материнского капитала. Усугубляет положение выделение из бюджета дополнительных средств на выплату досрочных пенсий.

Аналогичные тенденции происходят и на региональном уровне, доказательством служит анализ состояния бюджета ГУ – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, рассмотренный выше.

Данные проблемы создают высокие риски для будущего пенсионной системы России в условиях набирающего обороты дефицит бюджета ПФР вместе с ростом старения населения, поэтому ссылаясь на зарубежный опыт (Чили, Швеция, Польша) необходимо в достаточно сжатые сроки сформулировать перечень мер по повышению сбалансированности пенсионной системы. Данный перечень мер должен на наш взгляд включать следующее:

1. Пенсионная система должна быть смешанной, то есть сочетать в себе как элементы распределительной, так и накопительной, но выбор конкретных мероприятий по совершенствованию пенсионной системы зависит от сложившейся демографической, политической и социально-экономической ситуации в стране, а также должен быть научно-обоснованным.

Накопительная пенсионная система должна быть четко отделена от распределительной. Последняя остается за государством, но ее масштабы и значение должны постепенно снижаться. А накопительная система – как обязательная, так и добровольная – должна реализовываться через частные финансовые институты. При серьезном регулировании и контроле со стороны государства.

2. Государственное регулирование «внешних» факторов развития пенсионной системы: т.е. повышение рождаемости, снижение смертности; улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости; опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы; сокращение теневой экономики и недопущение сокрытия зарплаты; создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы; сокращение рабочих мест с вредными и опасными условиями труда; предотвращение инфляции.

3. Реформирование системы досрочных пенсий должно способствовать решению ряда важных социально-экономических задач, связанных с повышением реального размера пенсий и эффективной реализации пенсионной реформы в целом. Предлагается вывести из распределительной системы досрочных (льготных) пенсий в профессиональные пенсионные системы, в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.п.

4. Предполагается рассмотреть вопрос о закреплении за пенсионной системой других доходов помимо страховых взносов. Например, передать Пенсионному фонду сборы от какого-нибудь налога (части НДС). Этот вариант, в отличие, например, от повышения страхового тарифа, не будет стимулировать работодателей уводить в тень фонд оплаты труда. Такой подход бизнес может поддержать.

Вместе с тем, проведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что двумя тесно связанными приоритетными целями на нынешнем этапе должны стать повышение уровня пенсий в период до 2030 г. и компенсация потерь, понесенных старшими поколениями в результате пенсионной реформы. Сколь бы ни были важны задачи улучшения показателей пенсионной системы в далекой перспективе (через 35-40 лет), как с социальной, так и с макроэкономической точки зрения несравненно важнее обеспечить приемлемый уровень пенсий в ближайшие годы без повышения налоговой нагрузки (т.е. повышения страховых взносов). Именно на решение этих задач целесообразно в первую очередь направлять государственные средства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 51. - ст. 4831

  2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ) // Российская газета. – 2001. - 20 декабря.

  3. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ) // Российская газета. – 1998. – 13 мая.

  4. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 373- ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год.» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12071901/

  5. Федеральный закон от 04 октября 2010 года № 258 – ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год.» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/279557/

  6. Федеральный закон от 06 октября 2011 года № 268–ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год.» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/10/12/pfr-budget-dok.html

  7. Борисенко, Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России [Текст] / Н.Ю. Борисенко // Финансы и кредит. – 2010. – № 3. – С.14-18.

  8. Вавулин, Д.А. К вопросу о реформе пенсионной системы РФ [Текст] / Д.А. Вавулин // Бухгалтерский учет. – 2009. – № 1. – С. 5-10

  9. Гурвич, Е.Т. Перспективы российской пенсионной системы [Текст] / Е.Т. Гурвич // Журнал новой экономической ассоциации. -2010. - №6. – С. 98-119.

  10. Итоги 2010 года на рынке НПФ [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт». URL: http://www.raexpert.ru/researches/npf/2010_obzor/attachment2/

  11. Рейтинг НПФ. [Электронный ресурс] // URL: Investfunds –http://npf.investfunds.ru/ratings/?ms=5/

  12. Соловьев, А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России [Текст] / А.К. Соловьев – М.: Финансы и статистика, 2003. – 156 с.

  13. Харлашин, Ф.О. Финансовый механизм негосударственного пенсионного обеспечения в России и пути его совершенствования [Текст] / Ф.О. Харлашин // Деньги и кредит. – 2010. - №7. – 36-43

12

Просмотров работы: 2486