К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ

Петрин П.Т. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время информатизация признается большинством специалистов как глобальная мировая тенденция, затрагивающая в той или иной степени все страны. Информатизация характеризует процесс перехода от общества индустриального типа к информационному обществу. В информационном обществе большинство трудоспособного населения занято в сфере создания, распределения информации, обмена информацией, а каждый член общества сможет получить необходимый информационный продукт или услугу в любом месте и в любое время. Виртуальная коммуникация в эпоху Интернета является очередным этапом развития социальных коммуникаций и отличается рядом особенностей, ставших предметом анализа многих методистов. Образовательный процесс, являясь информационным, естественно, нуждается в насыщении мультимедийными возможностями.

На сегодняшний день сайты является важной средой изучения общественного мнения, они часто учитываются в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции. В тоже время тематические сайты все больше рассматриваются в качестве образовательных ресурсов, как для педагогических сообществ, так и для учащихся. Но проблема состоит в том, что не все сайты можно рекомендовать для использования в учебной деятельности. Возможности электронных ресурсов интернета колоссальны по своим масштабам, но в тоже время многие из них не соответствуют элементарным методическим требованиям.

Рассмотрим указанную проблему на примере оценки эколого-образовательных сайтов, под которыми мы понимаем сетевые информационные учебно-методические ресурсы, обладающие потенциалом в освоении пользователями содержания экологического образования.

Информационные ресурсы характеризуются рядом специфических особенностей: нерасходуемость, неисчерпаемость, рост объема потоков и изменчивость состава информационных ресурсов (Справочник…, 2005).

В связи с тем, что сетевой учебно-методический информационный ресурс более сложен, чем просто электронный учебник, то при оценке качества обучения надо оценить его с как позиции дидактики, так с других: эргономики, дизайна веб-страниц и т.д. В таком случае процесс оценки качества распадается, видимо, на априорную оценку или, другими словами, на некоторую предварительную экспертизу (например, на аппаратурно-программную эксплуатационную пригодность), и на оценку апостериорную, которую можно получить, изучая педагогический эффект (новообразования), получающийся после обучения студентов с применением Интернет-технологий.

Экспертиза – это один из основных методов исследования в общей квалиметрии, широко используемый при проведении экспертной оценки в одном из ее направлений – педагогической квалиметрии, которая занимается количественной оценкой качества педагогических процессов (Черепанов, 1989).

В настоящее время существует много различных методик оценки информационных ресурсов сети Интернет. На основе анализа большого количества обучающих программ Российским научно-исследовательским институтом информационных систем (РосНИИИС) были сформулированы критерии оценки их качества. Например экономическая обоснованность, возможность выбора преподавателем или обучаемыми различных уровней, возможность выхода в смежные области знаний (Каплунова и др., 1997).

Полагаем, что указанные критерии могут служить основой для экспертизы обучающих программ, а также могут быть приняты в качестве общих требований к программным продуктам учебно-методического назначения. Одним из недостатков разработки (РосНИИИС), по-нашему мнению, является отсутствие оценивающей шкалы.

Также в интернете можно найти и другие критерии, разработанные специалистами в области оценивания сайтов. Например, продукт многолетней работы конкурсов Роботландского университета в жанре «классического HTML». Роботландский университет (RU) – это сетевая школа, в которой обучаются учителя и школьники индивидуально или совместно. Руководитель RU – Дуванов Александр Александрович ([email protected]). При несомненной ценности данного продукта, одним из недостатков, по нашему мнению, является то, что он предназначен только для людей знающих специфику веб-дизайна.

В связи с этим, возникла необходимость разработки методики оценки эколого-образовательных сайтов для последующего их использования в учебном процессе, понятной для пользователей и включающей оценивающую шкалу. Безусловно, оценка каждого сайта не может быть однозначной, поскольку каждый пользователь воспринимает его по-своему. Кроме того, важно учитывать предназначение сайта и его целевую аудиторию и определить основные критерии, по которым можно объективно оценить качество сайта.

В Таблице 1 представлены разработанные нами критерии для оценивания эколого-образовательных сайтов.

Таблица 1.

Перечень критериев для оценки сайтов

1.Контент (содержание)

Баллы

Ясность предназначение сайта

0,4

Присутствие информации на всех страницах (во всех разделах) сайта

0,4

Ориентация сайта на целевую аудиторию

0,4

Соответствие содержания сайта (текстовое, графическое) его тематике

0,4

Наличие грамматических и синтаксических ошибок

0,4

2. Эргономичность использования

 

Простота и понятность навигации, присутствие на страницах сайта объяснения или подсказки для пользователя (пункты меню навигации, поля форм)

1

Присутствие ссылки обратной связи и ее доступность

1

3. Техническая реализация

 

Оправдание загрузки страницы по времени. (0,5 балла)

0,5

Реализация технически заявленного формата сайта

0,5

Доступность информации об авторских правах и обратная связь

0,5

Наличие системы поиска и отбора (фильтрации)

0, 5

4. Оптимизация

 

Отражение в заголовках страниц их содержимого

1

Снабжение картинок альтернативным текстовым описанием

1

5. Внешний вид (дизайн)

 

Выдержанность цвета, шрифты, графика в едином стиле

0,5

Сбалансирование цвета дизайна страниц

0,5

Сбалансирование макета страницы (наличие сетки)

0,5

Перегруженность страниц информацией (особенно касается главных станиц)

0,5

Сайты предлагается оценивать по шкале 0-10 баллов. Итоговая оценка будет являться суммой по всем пяти критериям.

Для проведения экспертизы по разработанным нами критериям использовалась случайная выборка из трех эколого-образовательных сайтов:

– сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко. Режим доступа: http://www.kozlenkoa.narod.ru;

– сайт «Центр экологического образования». Режим доступа: http://moseco.narod.ru;

– сайт «Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам». Режим доступа: http://zelenyshluz.narod.ru.

В состав экспертной группы из 12 человек вошли студенты и преподаватели.

На Рисунке 1 представлены сравнительные данные оценки эколого-образовательных сайтов по проведенной экспертизе

Рис. 1. Результаты оценки экспертами эколого-образовательных сайтов

Анализ структуры выбранных сайтов показал, что они соответствуют международным требованиям по веб-дизайну. Полученные результаты оценки эколого-образовательных сайтов из случайной выборки соответствовали результатам, полученным по критериям Дуванова А. А.

Таким образом, разработанные критерии можно использовать для оценки эколого-образовательных сайтов, а полученные результаты экспертизы трех эколого-образовательных сайтов позволяют рекомендовать их для использования в учебном процессе, так как их высокая объективная оценка соответствует методическим нормам в области электронных информационных ресурсов.

Литература и источники:

Каплунова, Н.В. Концепция развития информационных ресурсов [Текст] / Н.В.Каплунова, В.В.Шарыхин, С.В.Хмельницкий / под ред. С.В.Хмельницкого. – СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 1997 – 48 с.

Справочник информационного работника [Текст] / под ред. Р.С. Гиляревского, В. А. Минкиной. – СПб.: Профессия, 2005. – 552 с.

Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях [Текст]. – М.: Педагогика, 1989. – 115 с.

Просмотров работы: 1264