Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), как специальность и сфера профессиональной деятельности, является новой для России. Она представляет собой значительно более ёмкое явление, чем лечебная физическая культура, и объединяет в себе следующие направления: адаптивный спорт; адаптивная двигательная рекреация; адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп; креативные телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности.
Целью адаптивной физической культуры является максимальное развитие жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния, реализация его творческого и физического потенциала.
Анализ ситуации и изучение потребностей рынка труда в специалистах по адаптивной физической культуре показали необходимость формирования педагога, обладающего умениями исследователя, проектировщика, разработчика новых технологий образования и воспитания. Деятельность специалиста по адаптивной физической культуре требует не только глубоких профессиональных знаний, но важных качеств личности; способностей, развитых до высокого уровня, склонность к предвидению и прогнозированию, проявление интуиции, саморегуляции, а также принятия решений, смелости, креативности. Данные целевые установки ставят приоритетом подготовку профессионально компетентных специалистов по адаптивной физической культуре в вузе. Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая степень овладения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, способность решать профессионально-педагогические задачи в реальной практической ситуации, умение человека жить и эффективно действовать в обществе.
Объект исследования: система подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре.
Предмет исследования: компетенции студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура.
Цель исследования: определение факторов влияющих на качество подготовки будущих специалистов по специальности «Адаптивная физическая культура».
Для исследования подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в соответствии с поставленными задачами нами применялись следующие методы:
Анализ научно-методической литературы.
Анкетирование.
Метод математической обработки данных.
Анализ научно-методической литературы. Анализу подвергались литературные источники отечественных и зарубежных авторов, учебно-методические пособия, диссертации, авторефераты диссертаций, различные нормативно-правовые документы сферы физической культуры и спорта и другие материалы по проблеме исследования. Систематизация, обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволил точнее понять сущность исследуемого процесса, определить наиболее рациональные способы поисковой деятельности, уточнить методологию, цель и гипотезу исследования.
Для анкетирования были составлены вопросы, помогающие выявить проблемы в подготовке специалиста к работе с инвалидами. Анкетирование проводилось во время проведения международных соревнований среди студентов обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура».
Методы математической статистики применялись для обработки данных анкетирования и интерпретации результатов.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе изучались литературные источники, определялось направление исследования и происходила разработка анкет.
На втором этапе мы провели анкетирование студентов, участвующих в международной универсиаде среди студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» проходившей в г. Уфе на базе Башкирского института физической культуры в 2010 г.
На Третьем этапе были обработаны полученные данные и оформлялась курсовая работа.
Результаты исследования.Всего было проанкетировано 100 студентов (1 курса – 14 человек, 2 курса – 13, 3 курса – 23, 4 курса – 22, и 5 курса 28 человек) из 16-ти вузов: Шуйский государственный педагогический университет (39%); Тольяттинский государственный университет (8%); Чайковский государственный институт физической культуры (9%); Институт специальной педагогики и психологи (3%); Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта (4%); Иркутский государственный педагогический университет (1%); Забайкальский государственный гуманитарно – педагогический университет (5%); Башкирский институт физической культуры (3%); Смоленская государственная академия физической культуры спорта и туризма ( 3% ); Вятский государственный гуманитарный университет (2%); Ульяновский государственный университет (2 %); Уральский государственный университет физической культуры (6 %); Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (5%); Поморский государственный университет им. Ломоносова (1%); Смоленская государственная академия физической культуры и спорта (4%); Камская государственная академия физической культуры и спорта (5%).
В результатах обработки анкетирования мы выявили 6 вопросов, где были наиболее разные ответы на поставленные вопросы.
На вопрос: « Как вы относитесь к обучению здоровых детей и инвалидов?» 95% респондентов ответили положительно и 5% отрицательно. Отрицательные ответы зафиксированы у 1, 2 и 4 курсов, тогда как положительные были у всех курсов.(рис.1).
Рис.1. Диаграмма результатов анкетирования респондентов на вопрос №2
« Как Вы относитесь к обучению здоровых детей и инвалидов?»
На вопрос: « Знакомы ли вы с термином « Инклюзивное образование»?» студентов ответивших положительно на этот вопрос оказалось 28 % от общего числа опрошенных и 72 % ответили,что они не знакомы с этим термином. Сравнительная характеристика ответов по курсам выглядит так: 0% положительных ответов у 1 курса,что логично, универсиада проводилась в ноябре, и учебный процесс у первого курса длился всего 2 месяца; 6 % опрошенных второго курса ответили «нет», и 8% ответили,что знакомы с термином; третий курс ответили 8 % «да» и 13 % «нет» ; поражает статистика 4 курса, где количество ответов ответивших положительно составило 2% и отрицательно 20%; пятый курс ответили «да» 13 % респондентов и «нет» 17%. На этот вопрос положительный 100% ответ дали только студенты Национального государственного университета им. П.Ф. Лесгафта,отрицательный ответ дали все студенты Тольяттинского государственного университета.(рис.2).
Рис.2.Диаграмма результатов анкетирования респондентов на вопрос №3
Знакомы ли Вы с термином «Инклюзивное образование»?
На вопрос №4 «Вы хотели бы работать преподавателем или тренером в области физической культуры и спорта инвалидов?» 89% студентов ответили,что хотели бы работать преподавателем в области физической культуры и спорта инвалидов. 11% ответили отрицательно.(рис. 3).
Рис.3. Диаграмма результатов анкетирования респондентов на вопрос №4
«Вы хотели бы работать преподавателем или тренером в области физической культуры и спорта инвалидов?»
На вопрос №6 «Как Вы считаете, должны ли студенты различных специальностей падагогического вуза изучать особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности?» 89% ответили, что студенты различных специальностей падагогического вуза должны изучать особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. 11% ответили отрицательно.(рис №4).
Рис.4. Диаграмма результатов анкетирования респондентов на вопрос №6
«Как Вы считаете, должны ли студенты различных специальностей падагогического вуза изучать особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности?»
5. На вопрос №7 «С какими детьми, с ограниченными возможностями, Вы проходили практику?» 20% ответили, что проходили практику со слепыми и слабовидящими, 16% - с глухими и слабослышащими, 13% - с детьми с нарушением речи, 20% проходили практику с детьми с заболеванием ОДА, 15% – с умственно отсталыми, 14,5% не проходили практику, 0,7% работали волонтёрами, 0,7% проходили практику с детьми с ДЦП. (рис.5)
Рис.5. Диаграмма результатов анкетирования респондентов на вопрос №7
«С какими детьми, с ограниченными возможностями, Вы проходили практику?»
6. На вопрос №9 «Где Вы планируете работать после вуза?» 47% ответили,что будут работать по специальности, 10% - не будут работать по специальности, 43% - не определились.(рис. 6).
Рис.6. Диаграмма результатов анкетирования респондентов на вопрос №9
«Где Вы планируете работать после вуза?»
В ходе обработки анкеты и получения диаграмм шести вопросов можно сделать следующие выводы:
1.Преподавательский коллектив нашего вуза занимает очень активную позицию, сотрудничая с учреждениями, в которых живут, обучаются и занимаются спортом инвалиды.
2.Университет, в отличие от других вузов, предоставляет своим студентам возможность получить практический опыт в работе с инвалидами, понимая, как важен этот вид деятельности для будущих молодых специалистов.
3. .Инклюзивное образование является одним из основных составляющих процесса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Анкетирование студентов показало, что подавляющее большинство студентов обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура» не знакомы с термином « Инклюзивное образование», хотя 95% опрошенных студентов за совместное обучение здоровых детей и детей с нарушениями в состоянии здоровья.
Выводы.
1. В процессе написания курсовой работы была проанализирована научно - методическая литература по качеству подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.
2. Проанализировав научную литературу, я выявила профессионально важные качества, которыми должен обладать специалист по адаптивной физической культуре. Это такие важные качества как ответственность, толерантность, оптимизм, эмпатия, наблюдательность, интуиция и способность к прогнозированию, рефлексия, креативность.
3. В результатах обработки анкетирования мною были выявлены 6 вопросов, где давались наиболее разные ответы на поставленные вопросы, что говорит об актуальности темы курсовой работы. В ходе обработки анкеты и получения диаграмм шести вопросов можно сделать следующие выводы.
8