ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКОГО ОПЫТА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКОГО ОПЫТА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

Качераускайте Т.Л. 1
1ФГБУ ВПО ВГУЭС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью работы является изучение влияния туристского опыта на экологическое сознание людей.

Задачи, которые необходимо решить:

- Рассмотреть сущность экологического сознания опыт изучения проблем экологического сознания в отечественной и зарубежной науке;

- Выявить особенности туристского опыта и экологического сознания жителей АГО, провести их сравнительный и корреляционный анализ ;

- Разработать предложения по развитию экологического сознания личности.

Гипотеза: Чем богаче туристский опыт личности, тем выше уровень ее экологического сознания.

Актуальность: Проблема экологии всегда считалась важной и значимой. Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Небрежное отношение населения к окружающей среде, вследствие его низкой экологической культуры, несмотря на осознание экологической опасности как результата подобного отношения не способствует принятию активных действий по улучшению сложившейся ситуации.

Чтобы привести экологическое состояние природы в норму, людям необходимо решить экологические проблемы на местном уровне не только силами органов самоуправления, но и силами самих граждан, для чего необходима информация об уровне их экологического сознания и возможностях его повышения.

Методы, с помощью которых, измерялся уровень экологического сознания жителей АГО:

1. Психодиагностические методики:

- «Мое отношение к природе» (А.П. Сидельковский) [1].

- «Развитость моего экологического сознания»

2. Анкетирование

- Авторская анкета «Мой туристский опыт»

3. Методы корреляционного и сравнительного анализа

Достоверность измерений определяется незначительными колебаниями суждений, не превышающих 5% отклонение от статистической истинности.

Изучение экологической проблематики в отечественной и зарубежной науке складывалось на протяжении нескольких столетий. Анализ исторических данных представлен в таблице № 1.

Таблица № 1 – Исторический очерк экологической проблематики в отечественной и

зарубежной науке

Дата

ФИО

Рассматриваемые проблемы

Середина XIX века

О.Конт. К.Маркс, Ф.Энгельс

Проблемы взаимоотношений человека и природы.

Изучение экологического мышления

ХХ

столетие

Социологи Чикагской школы (Э.У.Берджесс, Л.Вирт, Р.Э.Парк),

Российские ученые: И.Вернадский, Э.Циолковский, Н.А.Бердяев

Взаимодействие «общество - природа»

1913 год

С.Троубридж

Понятие «субъективная карта мира» как образ пространственного окружения, ориентации людей в окружающем их городском пространстве как «умственные образные карты»

1916 год

Р.Э.Парк

Употребление средовых понятий и категорий в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека

1920 год

Л.Леви-Брюль, Л.Н.Гумилев

Изучение воздействия природы на общество

30-е годы

К. Левин

Изучение индивидуального характера восприятия средового пространства.

Начинает развиваться отдельное направление в психологии - средовая персонология.

Вторая половина ХХ века

Х. Томэ, К.А.Абульханова-Славская

Создание адекватных принципов оценки различных типов сред, их влияние на формирование и развитие личности.

Х.Томэ интегрировал «Теорию поля» К.Левина о психологическом единстве человека с окружающей средой, вывел целый ряд

адаптивных форм приспособления человека к социально-средовым условиям бытия, «техник бытия»

К.А.Абульханова-Славская исследовала индивидуально-личностные стратегии адаптивного поведения россиян в условиях социальных преобразований. Установила, что сознание и мышление есть обобщенные личностью категории «того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях»

1948 год

Э. Толмен

Употребляет понятие «когнитивная карта», под которой подразумевает особую ментальную структуру переработки информации, поступающей от сенсорных систем. Она указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве.

1970-1980-е годы

Р.У.Биджиева, Э.В.Гирусов

Философское осмысление феномена экологического сознания

Середина 80-х годов

Н.Г.Васильева, А.Н.Кочергина, Ю.Г.Маркова

Дальнейшее существование общества в ноосфере связывают с формированием и распространением экологического сознания

1980- 1990-е годы

В.В.Бахарев, С.Д.Дерябо, Т.В.Иванова, И.В.Кряж, Л.Ж.Маркович

Изучение феномена экологического сознания на теоретическом и эмпирическом уровне

У.Бека, Р.Инглехарта, Н.Лумана, А.Г.Стегний,

И.А.Халий, О.Н.Яницкого

Подготовили теоретическую основу для изучения феномена экологического сознания в социологии

Однако, несмотря на наличие научных материалов об экологическом сознании, в настоящее время отсутствуют фундаментальные работы об экологическом сознании

Одной из ключевых проблем, представленных в историческом очерке, является изучение экологического сознания.

Экологическое сознание— «высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения» [4].

В структуру экологического сознания входят как чувственные, так и рациональные атрибуты социального культурно-исторического опыта, субъективная принадлежность, направленность на предметы и явления экологической действительности.

Формы экологического сознания делятся на две группы:

1. Индивидуальное экологическое сознание обусловлено внешними по отношению к сознанию и независимыми от него экологическими факторами, преломленными сквозь призму внутреннего мира человека.

2. В структуре общественного экологического сознания представлены обобщенные суждения, идеи, представления и стереотипы, отражающие отношение больших социальных групп или общества в целом к явлениям и проблемам экологии.

Существуют субъективные (экологическое воспитание, усваиваемость экологических установок, субъективное отношение к природе, экологический туризм) и объективные (экологические проблемы, экологические катастрофы, экологическая политика государства, невозможность неограниченного экстенсивного роста и глобализация) факторы формирования экологического сознания [5].

Изучение структуры типов экологического сознания дает возможность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема представлена в концепции С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина. Согласно работе этих авторов экологическое сознание делится на два типа, описание которых представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Типы экологического сознания (Авторы С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина)

Антропоцентрическое экологическое сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

1. Высшую ценность представляет человек

1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы

2. Иерархическая картина мира

2. Отказ от иерархической картины мира

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей

3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества

4. “Прагматический императив”: правильно то, что полезно человеку

4. “Экологический императив”: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие

5. Природа воспринимается как объект человеческой деятельности

5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком

6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой

7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека

7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства

8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой и ради людей

Авторы, выделяя противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь – экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания [3].

В нашем исследовании мы попытались определить влияние туристского опыта на экологическое сознание жителей Артемовского городского округа.

Процедура включала в себя 3 этапа:

1. Создание авторской анкеты и подбор тестов, который выявляет тип экологического сознания и теста, определяющего отношение человека к природе.

2. Опрос жителей АГО.

3. Анализ собранных данных.

При проведении анализа авторской анкеты анкеты, были выявлены следующие данные. (Приложение А)

Большую часть респондентов составили женщины - 54.2%, опрошенные отдают предпочтение отдыху с семьей - 56,3%, приоритетным временем года является лето - 50,1%. Количество людей, путешествующих один раз в жизни и количество путешествующих каждый год в процентном соотношении приблизительно одинаково, соответственно - 33,3% и 37,5.%. За 3 года процент путешествующих 1 раз и путешествующих более 3 раз, приблизительно одинаков, соответственно 39,6% и 36%. Самыми популярными стали туры продолжительность, которых составляет 1 неделя – 33.3% и туры выходного дня - 25% опрошенных. Приоритетными видами туризма являются: лечебно-оздоровительный - 41,6%, приключенческий - 33,3%, шопинг -27,1%. Жители АГО в путешествиях ценят комфорт - 52,1%. Решающим фактором при выборе тура у респондентов является цена путевки - 52,1%. Жители АГО чаще всего путешествуют по заранее согласованной программе - 77,1%, также жителей в полнее устраивают предложения туристских фирм города - 66,6%.

Анализ результатов психодиагностического метода «Мое отношение к природе» показал, что большая часть опрошенных 77,1% - эгоистичны по отношению к природе, не осознают своей связи с ней. Им необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего мира природы. 20,8% опрошенных, относятся к природе мало осознано и не очень активно. Наименьшая часть опрошенных - 2%, относятся к природе бережно и с глубоким осознанием.

Рисунок № 1 - «Мое отношение к природе»

Из рисунка № 1 можно сделать вывод, что жителям Артемовского городского округа нужно усовершенствовать свое отношение к природе (Приложение Б).

В результате анализа психодиагностической методики «Развитость моего экологического сознания» выяснилось, что 8,3% - экологическое сознание антропоцентрично, 39,7% - экологическое сознание находится в переходном состоянии, 52% - экологическое сознание на пути к экоцентричности.

Рисунок № 2 - «Развитость моего экологического сознания»

Из рисунка № 2 видно, что представления жителей Артемовского городского округа о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком (Приложение В).

Полученные результаты анкеты и психодиагностических методик были соотнесены между собой на основе корреляционного анализа.

Таблица 5 – Соотношение результатов

Путешествия

Проценты

«Развитость моего экологического сознания»

Путешествовали 1 раз в жизни

15,1%

Антропоцентрический тип экосознания (8,3%)

Переходный тип экосознания (39,7%)

Путешествовали 1 раз за 3 года

43,8%

Экоцентрический тип экосознания (52%)

Путешествуют каждый год

21,7%

Более 3 путешествий в года

19,4%

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между количеством путешествий и уровнем экологического сознания, причем, чем больше путешествий, тем выше уровень экологического сознания.

При принятии мер для развития экологического сознания необходимо учитывать ограничительные факторы: фактор прошлого, фактор настоящего и фактор будущего. А также специфику структуры экологического сознания, включающей мотивационный, аксиологический, гностический и эмоционально-волевой компоненты [2].

Выявлена противоречивость экосознания жителей АГО – с одной стороны, они осознают, что находятся под влиянием глобальных экологических проблем, способных повлиять на жизнедеятельность всего населения планеты; с другой – отношение жителей к природе в целом проявляется в оторванности и отчужденности от окружающего мира природы. У них отсутствует желание и готовность предотвратить экологические угрозы.

Исходя из этого, необходимо ограничить действие факторов, препятствующих развитию экологического сознания, и способствовать действию факторов, формирующих экологическое сознание, как на общественном, так и на индивидуальном уровне. Также для повышения уровня экологического сознания мы предлагаем ряд мероприятий, такие как просмотр фильмов, проведения акций «Чистый город», внеклассных мероприятий, диспутов, конференции на базе создаваемого кафедрой сервиса, строительства и дизайна «Клуба путешественников».

Список использованных источников

2 Сидельковский, А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе [Текст]: методические рекомендации и разработки / А.П. Сидельковский. – Ставрополь: Пятигорский ГПИ, 1988. – С. 98.

5 Психология. Экологическая психология. Определение экологического сознания, его признаки и свойства, формы проявления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyhological.ucoz.ua/publ/39-1-0-41

1 ECOTECO. Экология / Экологическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoteco.ru/library/magazine/3/ecology/ekologicheskaya-psihologiya/

3 MyPsiholog.com «Экологическая психология», Субъективный образ жизни - изучение и психологические подходы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mypsiholog.com/ecology-psychology/209-subektivnyy-obraz-zhizni-izuchenie-i-psihologicheskie-podhody.html

4 MyPsiholog.com «Экологическая психология», Экологического сознания - ключевое понятие экологической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mypsiholog.com/ecology-psychology/106-ekologicheskogo-soznaniya-klyuchevoe-ponyatie-ekologicheskoy-psihologii.html

Приложение А

Анкета

Цель – выявление туристской активности жителей АГО.

1.Ваш пол:

  • женский

  • мужской

2.Ваш возраст:

  • 18-24

  • 25-34

  • 35-44

  • 45-54

  • от 55 лет и старше

3.Вы относите себя к социально-профессиональной группе:

  • студент

  • рабочий

  • служащий

  • руководитель

  • предприниматель

  • пенсионер

  • другое_____________

4.Укажите Ваш доход в месяц:

  • до 10000

  • 15000-20000

  • 20000-40000

  • более 40000

5.Ваше семейное положение:

  • замужем/женат

  • не замужем/не женат

6. Есть ли у вас дети?

  • Да

  • Нет

7. С кем предпочитаете отдыхать:

  • семья

  • друзья

  • один

  • другое_________

8.Какое время года для вас приоритетно:

  • весна

  • лето

  • очень

  • зима

9. Как часто вы путешествуете:

  • один раз в жизни

  • каждый год

  • раз в 2-3 года

  • другое________________

10. Сколько было совершено путешествий за 3 года:

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • Более

11. Какие города и страны вы посетили:

  • ______________________

_____________________________

12. Туры какой продолжительности Вы предпочитаете:

  • туры выходного дня

  • неделя

  • 10 дней

  • 14 дней

  • другое_____________________

13.Какой вид туризма преобладал в ваших путешествиях:

  • лечебно-оздоровительный

  • приключенческий

  • экологический (экотуризм)

  • спортивный

  • шопинг

  • этнический (ностальгический)

  • пешеходный

  • другое_________________

14.Что больше цените в путешествии:

  • комфорт

  • разнообразие услуг

  • покой, обособленность

  • активность

  • другое_________________

15. Что является решающим фактором при выборе тура?

  • цена

  • уникальное предложение турфирмы

  • период отпуска

  • другое_____________________

16.Как вы планируете свое путешествие:

  • заранее согласованная программа

  • спонтанное решение

17. Удовлетворяют ли вас предложения туристских фирм АГО?

  • Да

  • Нет

Приложение Б

«Мое отношение к природе»

Вопросы

Ответы и баллы

Да

Нет

По-разному

1

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

5

Цените ли вы разнообразие в природе?

2

0

1

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?

1

2

0

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в младших классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия?

2

0

1

Приложение В

«Развитость моего экологического сознания»

Утверждения

Полностью согласен с утверждением

Не уверен, что полностью согласен

Не знаю

1. Высшую ценность представляет человек

0

2

1

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

2

0

1

3. Необходимо сохранять природу ради неё самой

2

0

1

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

0

2

1

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить.

0

2

1

6. Сохраним природу для наших детей

0

2

1

7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным

0

2

1

8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

0

2

1

9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

2

0

1

10. Природа – это окружающая среда

0

2

1

11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса

2

0

1

12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса.

0

2

1

13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

0

2

1

14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.

0

2

1

15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.

2

0

1

16. Природа полезна для человека.

0

2

1

17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

0

2

1

18. Бывают вредные и полезные жуки.

0

2

1

Просмотров работы: 2033