АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Силакова А.А. 1
1ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения наряду с формированием профессиональных компетенций, предъявляет высокие требования к развитию коммуникативных способностей личности обучаемых. Коммуникативная компетентность в своей структуре в форме непреложного компонента содержит понятие успешности.

Стремление к успеху - один из признаков жизненной философии современных людей и на Западе, и в России. Достижение успеха связано с проблемой его понимания. Успех чаще всего понимается как достижения человека во внешнем мире, как успех материальный, карьерный, связанный со славой и получением удовольствий. Сегодняшняя эпоха характеризуется массовым устремлением людей к материальным ценностям и разнообразным видам комфорта. Отсюда и культ внешнего успеха, достижения высоких постов, культ удовольствий, реализующий господство принципа количества над принципом качества [3].

Несмотря на свое желание, огромное количество людей успеха не добиваются, а многие из тех, кто приходит к внешним достижениям, не испытывают при этом ожидаемого удовлетворения. Объяснение этого феномена заключается в том, что люди чисто эмпирически стремятся к успеху, зачастую не понимая, что такое успех, какова его природа и механизмы достижения. Между тем очевидно: чтобы достичь чего-то, надо отчетливо понимать цель собственной деятельности. Понять природу успеха - значит, в первую очередь, найти его основания, лежащие в сфере педагогических, социально-психологических, коммуникативных и обыденных смыслов.

Конкретное проявление успеха можно обнаружить в категориях активности, личности, деятельности, коммуникации, самооценки [3].В целом наблюдается явный дефицит литературы, в которой был бы сделан гносеологический анализ самого понятия «успех», вскрыты внешние и внутренние факторы успеха, объяснены механизмы, помогающие достижению успеха, что позволило бы выделить структуру успешной личности и успешной деятельности [3].

По некоторым литературным источникам, «успех» можно определить как значимый результат целенаправленной деятельности личности, достигнутый с минимальными затратами сил и времени, при условии сохранения гармонии с собой, окружающей физической и социальной средой.

Уровни (составляющие) успеха:

  • внешний - деятельностно-практический, ориентированный на достижение практического результата (в нашем случае - успеваемость студента);

  • внутренний - психологический, учитывающий субъективную удовлетворенность личности достигнутыми результатами;

  • анксиологический - соответствие достижений общественно-социальным идеалам и нравственно-духовным ценностям (положительная оценка результатов значимым для личности социальным окружением - педагогами, родителями, одногруппниками).

С целью обеспечения высокого уровня подготовки специалистов в Колледже Невинномысского государственного гуманитарно-технического института уделяется большое внимание формированию всех уровней успешности.

Для повышения успеваемости и обеспечения удовлетворенности обучающихся результатами своего труда проводится работа по следующим направлениям:

  • методическое и материальное оснащение;

  • организация здоровьесберегающего пространства: обучаемые регулярно проходят медицинские осмотры, выполняются инструкции охраны труда, проводятся валеологические паузы, используются личностно ориентированные педагогические технологии;

  • формирование устойчивой мотивации на профессиональную компетентность;

  • создание доброжелательной атмосферы;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций;

  • поощрение положительной динамики в приобретении знаний и умений;

Формирование профессиональных компетенций организуется с использования современных педагогических технологий, в том числе активных методов обучения, которые применяются на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, при их закреплении и совершенствовании, при формировании умений и их оценке.

С учетом особенностей преподавания дисциплин профессионального цикла систематически используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: имитация на тренажере, разыгрывание ролей, деловые игры, упражнения - действия по алгоритму, решение ситуационных задач и др. [2].

На начальных этапах применения активных методов обучения незаменимы такие методы организации учебного процесса, как учебная дискуссия, эвристическая беседа, конференция, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя методические пособия для самоподготовки, работу с книгой, периодическую печать, интернет. В результате формируется компетенция поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Учебный материал тем курса позволяет использовать ролевые игры для приобретения умений выявлять и решать проблемы заказчика услуг, эффективно общаться с ним и его окружением, оформлять техническую документацию [1].

Кроме этого, широко используется отработка практических навыков путем имитации на тренажерах. Работа проводится в парах. Один обучаемый, выполняющий задания, контролируется другим обучаемым по алгоритму выполнения задания, затем они меняются ролями. В результате чего они обучаются организовывать рабочие места с соблюдением инструкций по охране труда, производственной технологии и т.д.

Таким образом, учащиеся обучаются работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

В процессе выполнения обучаемыми заданий по опыту наших наблюдений отмечается возникновение позитивного взаимодействия между членами группы при их осознании зависимости друг от друга, когда задание и общая цель формулируются так, что у студентов возникает чувство ответственности не только засобственный успех, но и за деятельность коллег, формируется способность работать в команде. Деятельность такого рода в результате улучшает психологический климат в группе, у учащихся усиливается потребность в межличностном общении, возрастает тяга к приобретению знаний и, как следствие, повышается успеваемость, а также внутренняя удовлетворенность результатами собственной деятельности.

Систематически используется студенческий само- и взаимоконтроль полученных знаний и умений. Эталоны ответов с критериями оценок прилагаются преподавателем к пакету контрольных заданий. Использование такой формы контроля позволяет сформировать компетенцию оценки эффективности и качества решения профессиональных задач, избежать негативных моделей общения: нездоровой конкуренции, эгоизма, неприятия критики, а поддержка и положительная взаимооценка формируют чувство эмпатии и усиливают аксиологическую составляющую успеха.

Отмечая возрастающее профессиональное мастерство, наблюдая радостное состояние группы после удачного творческого взаимодействия, преподаватели расценивают такую деятельность студентов как истинно успешную.

Таким образом, активные методы обучения трудно переоценить для успешного разрешения задач современного образования.

Литература

  1. Управление образовательным процессом в современном вузе./Под ред. Э.Ф. Мечникова. - Красноярск: КрасГМУ, 2009. - С. 84-89.

  2. Ключников С. Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. - М., 2008.

  3. Момот Т. Г. Основы общей педагогики: метод. Рекомендации. - Красноярск, 2010. - С. 10-19.

Просмотров работы: 1180