ЖУРНАЛИСТ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» (НА ПРИМЕРЕ РЕПОРТАЖЕЙ Е. МАСЮК И И. ЗЕЙНАЛОВОЙ). - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЖУРНАЛИСТ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» (НА ПРИМЕРЕ РЕПОРТАЖЕЙ Е. МАСЮК И И. ЗЕЙНАЛОВОЙ).

Колобанова Н.Е. 1
1Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В.Г.Белинского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
2012 год стал самым тяжелым для работающих в «горячих точках» журналистов за последние 17 лет. Например, по сравнению с прошлым годом количество насильственных смертей среди представителей этой профессии выросло на 33 процента, говорится в ежегодном докладе, опубликованном организацией «Репортеры без границ». Основными причинами гибели столь беспрецедентного числа журналистов в 2012 году стали война в Сирии, хаос в Сомали и насилие талибов в Пакистане. Пытающиеся освещать события профессиональные журналисты сталкиваются с огромными трудностями и преследованиями. На помощь им приходят репортеры-любители – снятые ими на мобильные телефоны видеокадры и сообщения в «Твиттере» повествуют о жизни в зонах конфликтов. Согласно указанному выше докладу, в 2012 году были убиты 47, так называемых, «гражданских журналистов», по сравнению с пятью в 2011-м. Только в Сирии погибли не менее 17 профессионалов, 44 гражданских журналиста и четыре ассистента.

Причин таких смертей можно назвать множество. Это может быть как непрофессионализм или неосторожность журналистов, так и плохо обеспеченная защита прав человека, отсутствие работающих международных сводов правил и законодательных актов по регулированию действий журналистов в «горячих точках». Развитие международных и внутренних конфликтов вызывает вечный интерес общественности. Ведь они, так или иначе, могут коснуться и их. Людям всегда была и будет нужна адекватная информация о положении дел в стране и мире.

В Интернете можно найти огромное количество советов о необходимой подготовке журналиста к командировке в «горячую точку» (например, http://www.library.cjes.org/online/?a=con&b_id=826&c_id=11160). В них рассматривают профессиональную и психологическую подготовку, личное ознакомление корреспондента с правовыми нормами, сбор полной информации о стране или местности, в которую он направляется. Уделяется большое внимание экипировке, подробно описывается одежда и необходимые в командировке предметы и документы.

Это, несомненно, очень важно. Но каков должен быть сам журналист в «горячей точке»?

Показательны примеры журналистов, получивших известность, работая именно в «горячих точках».

Елена Васильевна Масюк – российский журналист, прославившийся своими репортажами из районов боевых действий – Афганистана, Косово, Таджикистана, Чечни. Она проделывала колоссальную работу, показывала не просто свое отношение к ситуации, а рассказывала о событии изнутри, была в местах самых опасных столкновений. В своих репортажах она использует как документальные, так и реальные съемки, добытые невероятным трудом с огромным риском для жизни. Е. Масюк и сама появляется в стенд-апах. Внешний вид ее всегда неприметный, в одежде преобладают черные тона. «Никогда нельзя брать оружие и надевать камуфляжную форму. Нужно быть гражданским человеком… журналистом», – объясняет во многочисленных интервью Елена Масюк. Самое главное достижение Е. Масюк – интервью, которые она брала у террористов. Зачастую и они появляются в кадре. Их речь, конечно, не всегда ясна, говорят с акцентом. Однако это свидетельствует о том, что зрителю показываются не постановочные кадры. В одном из интервью Е. Масюк дает совет журналистам: «Будьте честными и порядочными людьми. Потому что невозможно отделить жизнь от работы, и, если человек честен и порядочен в жизни, то такими же будут и его материалы». Работая в «горячих точках» порой бывает сложно определить границы этой «порядочности». Материал, претендующий на звание профессионального, обязан представить мнения всех сторон конфликта (это известно нам из любого учебника по журналистике). Елене Масюк удавалось найти боевиков, но зачастую ситуации, в которые она попадала, были достаточно неоднозначными. Она пересказывала точку зрения людей, воевавших с Россией. Из многих интервью, кстати, можно сделать вывод, что боевики психологически грамотно общаются с людьми и легко завоевывают их доверие.

Рассмотрим один из репортажей Елены Масюк. Он длится 6 минут. Это достаточно содержательный материал о том, как были разбиты колонны российской бронетехники, о руководителе этой операции - Хаттабе (настоящее имя – Самер Салех ас-Сувейлем), о том, где он брал информацию о наших войсках, о его жизни после этой операции через год. Также в репортаже есть рассказ о праздновании годовщины разбития российской бронетехники. Елена Масюк использует официально-деловые слова и выражения: «сейчас вы видите», «цитата» (с дальнейшим цитированием) - «конец цитаты». Журналист прибегает к приему сравнения: использует как документальные съемки (момент взрыва колонн российской бронетехники), так и съемки того же места «в реальном времени».Также Е.Масюк прибегает к интервью, которое занимает большую часть материала (с разрывами на комментарии, видеоряд с мест события, рассказ о самом Хаттабе). Журналист обращает внимание на детали интерьера его дома (крупный план): «На стенах пулеметные ленты, украшенные искусственными цветами». В материале есть один стенд-ап, он статичный, речь Елены Масюк спокойная, ровная, поведение также не выражает эмоций и движений. В ее руке микрофон с логотипом канала «НТВ».

Журналисту никогда нельзя забывать о соблюдении законов страны, в которой он живет и работает. В то же время нужно иметь внутри своеобразный «фейс-контроль» мыслей, через который что-то можно пропускать, а что-то нужно оставить навсегда в себе. Лишь овладев первым и вторым можно делать по-настоящему качественные материалы. Это касается не только работы в «горячих точках», но и всей журналистике в целом.

Еще одним ярким примером журналиста, работающего в «горячих точках» является Ирада Зейналова. Российская журналистка, корреспондент, заведующая бюро ОАО «Первый канал» в Израиле (Тель-Авив). Член Академии Российского телевидения.

И снова женщина. Журналист «Комсомольской правды» Ярослав Коробатов в интервью с ней (26 декабря 2012) задает достаточно провокационный вопрос по поводу ее работы военным корреспондентом на Ближнем Востоке. «Неужели на «Первом канале» мужики закончились, раз они женщину отправляют?» На что Ирада Зейналова довольно резко отвечает: «Мужики и женщины – мы в гинекологическом кабинете. А на работе мы – профессионалы. Телевизионная журналистика – это специфическая работа, она круглосуточная, она тяжелая, иногда опасная, требует большого эмоционального напряжения. Это работа, которую надо очень-очень хотеть. Если ты не готов к этому, собирай манатки и уходи к чиновнику в пресс-службу... А мужчина ты или женщина, какая разница?»

Ирада Зейналова – репортер. И видит задачу в том, чтобы сделать свою программу приближенной к жанру репортажа. Она считает, что зритель уже не хочет тяжелых текстов, не хочет длинных сюжетов. Он привык к клиповому монтажу, мыслит короткими предложениями, и все должно быть более наглядным и бытовым. Чтобы не показаться предвзятым или тривиальным, журналист просто рассказывает о том, что видит. А выводы зритель делает сам на основе того, что увидел и услышал.

К сожалению, ситуация в мире настолько неоднозначна, что порой могут складываться ситуации, когда работа не в зоне военных конфликтов может приравниваться по сложности к работе в «горячих точках». Примером служит один из репортажей Ирады Зейналовой. Это материал о взрывах в московском метро, произошедших рано утром на станциях Сокольнической линии «Лубянка» и «Парк Культуры» в марте 2010 года. Сюжет начинается со стенд-апа, который необходим для того, чтобы прояснить ситуацию. Ирада Зейналова показывает жестами на место происшествия, ее поведение живое, но интонация голоса почти без эмоций, она спокойна и ровна. «Мы сейчас находимся на Фрунзерской набережной, это буквально в 300-х метрах от станции метро «Парк Культуры». Мы только что вернулись с места события. Я могу вам сказать, что ситуация здесь практически нормализовалась. Но, тем не менее, продолжают работать спасательные службы, пожарные и милиция». Репортаж оперативен, ведется прямо с места событий, о чем можно судить и по речи журналистки: она живая, выглядит как неподготовленная, есть разнообразные заминки («м», «эм»), слова разговорного жанра («щас»), похожие конструкции предложений, стоящие рядом («Мы сейчас находимся на Фрунзерской набережной…», « Мы только что вернулись с места события…»). Видеоряд на протяжении всего материала живой, динамичный. Воспринимается легко. Сюжет декодируем (в нем нет непонятных для аудитории слов). В репортаже есть компьютерная реконструкция произошедшего события. («В 08.40 переполненный поезд подошёл к станции «Парк Культуры» - радиальная. В пятом вагоне от конца поезда в тот момент, когда начали открываться двери, прозвучал громкий хлопок»). Много комментариев очевидцев (Александра Кедровская: «Платформа была вся загружена людьми, не было свободного места. Когда я поднялась по эскалатору, наверху были такие же толпы. Люди через турникеты перепрыгивали в попытках выбраться на улицу. По громкой связи звучали просьбы срочно покинуть метрополитен»). Репортаж содержит фрагменты видео самого взрыва, снятые на камеру мобильного телефона, взятые с интернет-портала LifeNews.ru. Информационно сюжет полный, понятный, насыщенный. Что касается внешнего вида И. Зейналовой, он, как и у Е. Масюк, нейтральный. На Ираде Зейналовой серое пальто, темно-синий шарф. Волосы аккуратно уложены.

А в полевых условиях Ирада Зейналова всегда имела при себе «тревожный чемоданчик» – две немнущиеся рубашки, арафатку, обувь без каблука и набор для макияжа.

Подготовить качественный материал и остаться в живых – вот главная цель журналиста, работающего в «горячих точках». И, как говорится, «спасение утопающих – дело самих утопающих». Поэтому никогда нельзя провоцировать боевиков, нужно наперед обдумывать свои шаги и помнить, что представляешь не только СМИ, но и всю свою страну. Очень много зависит от того, как журналист ведет диалог со зрителем. Для корреспондента, работающего в «горячих точках» очень важны выдержка, «мужской характер», невозмутимость. Журналист не должен вызвать у зрителя агрессии или страха. Своим образом и поведением в кадре он обязан ориентировать человека на адекватное восприятие действительности. Не стоит забывать, что журналистика находится в списке опасных профессий. Вступая в «большую игру», необходимо знать ее правила. Они обеспечат журналисту его сохранность. Персональная смелость, честность и ответственность – необходимые качества любого журналиста. Зачастую именно общественное значение профессии, ее статус и делают журналиста смелым и ответственным. И необходимо помнить, что миссия журналистики состоит в том, чтобы точно и объективно рассказывать о событиях и явлениях.

7

Просмотров работы: 9034