О ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПАХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПАХ СТУДЕНТОВ

Нагерняк М.Г. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый человек неповторим и обладает своеобразным сочетанием различных свойств и качеств. Невозможно найти двух одинаковых людей, однако при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза – различия между мужчиной и женщиной.

В дальнейшем, говоря о мужчине и женщине, мы будем иметь в виду некоего типичного представителя своего пола, поведение которого отвечает стереотипам, исторически сложившимся в обществе.

Стереотипом называют некое клише, на основе которого происходит восприятие и оценка информации об окружающем мире. Эта схема является алгоритмом действий, с помощью которых человек оценивает события и реагирует автоматически, практически не задумываясь.

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста.

Следует различать понятия «пол» и «гендер». Первое используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчин и женщин, второе – для описания их социальных ролей.

Исторически возник образ типичного мужчины – мудрого, властного, независимого, агрессивного, доминирующего, активного, смелого, прогрессивного, неэмоционального.

Женщина предстает как зависимая, кроткая, слабая, боязливая, эмоциональная, чувствительная, нежная, мечтательная и суеверная.

Следует отметить, что гендерные стереотипы имеют и негативную роль. Исследователи считают, что традиционные половые роли препятствуют развитию женщин и мужчин. Существующие стереотипы действуют как увеличительное стекло, гиперболизируя различие между мужчинами и женщинами. Например, стόит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!».

Исследователи установили, что по этой причине появляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит человек, т.е. женщины демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины и наоборот.

Еще один отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Считается, например, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, бесстрашным и т.д. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, может и поплакать. Для мужчины прослезиться – значит нарушить норму мужественности. Недаром говорят, что «мужчины не плачут». В результате у лиц мужского пола может развиться фемифобия – страх перед проявлением у себя женственности. У мужчин складывается мнение, что они не должны быть эмоциональными, им не стоит проявлять способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.

С целью выявления гендерных стереотипов у молодежи мы провели анкетирование среди 35 студентов 2 курса Кубанского государственного технологического университета в возрасте от 18 до 20 лет, в ходе которого они должны были описать типичного мужчину и женщину, а также ответить на несколько открытых вопросов.

По результатам исследования было выявлено, что 60 % юношей считают, что девушка должна быть нежной, понимать чувства других, 80 % думают, что она обязательно должна интересоваться собственной внешностью, и естественно, нуждаться в защите. В качестве необходимых для девушки увлечений 11 % юношей отмечают искусство и литературу. Ни один из опрошенных молодых людей не считает, что девушка должна быть предприимчивой, сильной и религиозной.

Большинство (75 %) опрошенных девушек в свою очередь указывают, что юноши должны быть предприимчивыми, доминирующими, независимыми и самодостаточными. Только 25 % девушек хотели бы видеть в юношах агрессивность. 18 % девушек почитают в юношах любовь к математике и науке. Мужчины же сами себя определили как предприимчивых, доминирующих, самодостаточных и независимых (90 %).

Также студентам было предложено ответить на вопросы: «Кому учиться легче?», «Какие профессии считаются типично мужскими и какие типично женскими?». Были получены следующие ответы. К типично мужским профессиям студенты отнесли политиков, спасателей МЧС, военных, шеф-поваров. К типично женским - бухгалтер, парикмахер, секретарь.

Представители обоих полов были единодушны в том, что учеба легче дается девушкам.

Таким образом, можно сказать, что гендерные стереотипы по- прежнему существуют среди молодежи. Женщины сохранили свою эмоциональность, беззащитность, обеспокоенность своей внешностью. Но стали более независимыми. Мужчины, по мнению молодежи, не поменяли свои стереотипы – они такие же сильные, смелые, независимые и малоэмоциональные.

Просмотров работы: 2247