Необходимо учитывать тот факт, что профессиональная компетентность имеет как деятельностную составляющую, относящуюся непосредственно к профессии специалиста, так и личностную. То есть помимо того, что специалист должен владеть глубокими знаниями, высокоразвитыми умениями и навыками в своей сфере труда, он должен постоянно работать над совершенствованием личностных качеств, необходимых в его профессиональной деятельности. Современный специалист должен владеть навыками делового общения, способствовать созданию положительного социально-психологического климата в коллективе, брать инициативу на себя, принимать креативные, нестандартные решения в самых неожиданных ситуациях.
Как показывают наши исследования, самовоспитание является одним из эффективных средств формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, но только в том случае, если:
– с первого курса студент будет включен в активную работу над собой по формированию профессионально значимых качеств. Детальное изучение Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования избранного студентом направления позволит ему осознать перспективу его обучения в вузе; ознакомиться с перечнем компетенций, представленных в стандарте; увидеть содержание образовательной программы, которую ему необходимо освоить за период обучения в вузе. Все это послужит основой для составления программы профессионального самовоспитания.
– усилия куратора и преподавателей будут направлены на формирование психологической готовности студентов к самовоспитанию. Система мероприятий, организованных куратором, при активном участии самих студентов, должна помочь будущему специалисту уже на первом курсе осознать важность и необходимость работы над собой, над формированием своей личности; познакомиться с методами и средствами самовоспитания; научиться анализировать свои достоинства и недостатки; ставить перед собой реальные цели и намечать пути их достижения. Особую роль на этом этапе играют преподаватели психологии и педагогики, которые на своих занятиях и во внеурочное время могут оказать реальную помощь студентам в организации работы над собой. Преподаватели же других дисциплин, осуществляя профессиональную направленность процесса обучения, должны акцентировать внимание на общекультурных и профессиональных компетенциях, которые будущие специалисты могут сформировать, изучая эти дисциплины, и создавать для этого все необходимые условия.
Таким образом, создается атмосфера всеобщей заинтересованности в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов и направленности деятельности как студентов, так и преподавателей на достижение этой цели.
– самовоспитание является органической стороной всей системы воспитательной работы в вузе, осуществляемой как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Содержание той или иной деятельности, в которую включаются студенты, предопределяет, какие задачи самовоспитания могут в ней решаться. Чем ближе цели деятельности к личностно-значимым целям студентов, тем благоприятнее создаются условия для самовоспитания, а значит для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Постоянное и систематическое стимулирование самовоспитания студентов, грамотное педагогическое руководство этим процессом и психолого-педагогическая поддержка будущих специалистов позволит с первого курса ориентировать их на активную работу над собой по формированию профессиональной компетентности.