«АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА КУБАНИ: ИСТОРИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА КУБАНИ: ИСТОРИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Борзунова К.В. 1, Антонян А.Е. 1, Логвинова Д.Ю. 1
1КубГТУ, СГФ, 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013гг.», проект 14.B37.21.0276. «Самопонимание этнокультурной идентичности в условиях диаспоры (на материале исследования армянской диаспоры Краснодарского края)»

В Краснодарском крае вот уже более 100 лет живут десятки тысяч армян, большинство из которых это потомки переселенцев из Амшена. Правовое и хозяйственное положение армян прибывало под игом арабских завоевателей. Из-за грабительских налогов и поборов многие не имея больше сил для сопротивления, оставляли свои дома и отправлялись в другие земли.

В результате массового бедствия из Армении в северо-восточном районе в конце VI века, образовалось Амшенское княжество. Оно было расположено в г. Тамбур, находящегося под влиянием грузинского князя. После предательского нападения грузинского князя на город Тамбур, атаман построил новый город, названный в его честь Амамшен, впоследствии Амшен. В течении долгова времени происходила исламизация армян-амшен. После окончания русско-турецкой войны, началось массовое переселение Амшенских армян на Кавказских берег Черного моря: Сухум, Адлер, Сочи, Лоо и д.р. далее они мигрировали на Кубань, Майкопский округ, район города Краснодара. В процессе переселения армян на Кубань, этнокультурные традиции сохранились и по сей день.

Основная часть армянской общины Апшеронского района это амшенские армяне. У них существует давняя традиция праздновать Рождество и Крещение с 18-го на 19 января, называется Алелук. Основным событием предрождественской ночи, является гуляние ряженых. Инсценируют старую легенду, история которых уходит в те времена, когда Армения была во власти иноземных завоевателей.

Сюжет легенды гласит: красивая девушка была украдена арабом увезена в горем. В тот же день любящий ее парень выкрал из гарема, и они бежали. В это время христиане ходили по домам, посевали. Молодые люди зашли в один из домов. Хозяин пригласил их к столу и начал угощать. Но в скорее в дом ворвался разъяренный араб и убил жениха, хозяин дома выгнал его и в расстроенных чувствах кинулся искать доктора, который вскоре воскресил молодого человека ко всеобщей радости. Вообще Алелук- это диалектический вариант названия праздника Рождества Христова и Крещения.

Если в начале XX века эта форма праздника встречалась на территории Абхазии, Аджарии, на Сочинском побережье, в Туапсинском и Апшеронском районе, а так е в Майкопе, то теперь, к сожалению это стало редкостью. В 2003 году, Алелук еще праздновали в поселке Калининском, Нефтегорске. Одним из многочисленных мест, где сохраняется традиция празднования праздника Алелука, является город Хадыженск. Основываясь на идеях Рождества Христова и Крещения, Алелук преломляя некоторые особенности праздника, сохраняет в себе основную его мысль.

Ряженые, а это: жених, невеста, дед, араб, доктор со своей свитой ходят по домам. Они благословляют Бога со словами «Алелуя Аветис», что значит «благая весть». В Хадыженске, Алелук отмечают весело и с размахом, дружеское застолье, музыка, танцы, как и много веков назад объединяет хадыженцев желанию радоваться жизнью, общаться, делить радость и печали сообща.

Как и у многих народов, у армяней есть свои традиционные блюда. Армянская кухня одна из древнейших кухонь в Азии и самая древняя в Закавказье. Известно, что армяне имели представления о процессах брожения и хлебопечения еще 2500 тыс. лет назад. Традиции приготовления многих армянских блюд остаются неизменными. Армяне так же внесли свой вклад в кухню соседних народов, например: византийцев, грузин, персов, турок и азербайджанцев. Армянская кухня располагает разнообразными по составу блюдами и сложной вкусовой гаммой. Связано это с тем, что продукты, использованные в армянской кухне, стабильно прорастают на территории Армянского Нагорья и Араратской долины.

Традиции Армяней на Кубани, мы можем проследить не только через национальную кухню, но и через бракосочетания.

Армянская свадьба - это нечто грандиозное. Издавна, по армянской традиции, невесту для сына выбирали родители. Она должна быть трудолюбивой, здоровой и скромной. До сватовства еще родители оговаривают размер выкупа. Затем происходит церемония сватовства. Сватов засылают трижды, считается что сразу соглашаться нельзя. После того, как согласие было получено, согласие скреплялось подарком для невесты. Затем происходило обручение в доме невесты. Жених и его родственники приносили угощения, вино, фрукты и обручальный подарок.

В день свадьбы с утра начиналось тщательное соблюдение всех обычаев и традиций. Хоть современная армянская свадьба больше напоминает обычную, также невеста в белом наряде, гости, фото на свадьбу заказывают заранее, чтобы потом было, что вспомнить, но традиции древности все же сохранились. Молодых окружали свечами или факелами, чтобы отогнать все плохое. Застолье начинается с тостов в память покойных родственников, затем провозглашаются тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пир сопровождается песнями и танцами. Свадьба сопровождается национальными танцами, такими как: Кочари, Шалахо, Арцах, Берд.

Таким образрм, переселение армян на Кубань посодействовало сохранению и появлению новых традиций и праздников в культуре армянского народа.

Армяне - один из древнейших народов мира, еще в 9-ом в. д. н. э. создали свое первое государство. В течение последних трех тысячелетий армянский народ постоянно боролся за свое существование и независимость против иноземных завоевателей... Попав под власть завоевателей (в частности вследствие геноцида армян), армяне часто эмигрировали. Многие из них достигли славы в чужих странах...

На самом деле их вроде вообще не должно было существовать (по замыслу турецкого правительства в конце XIX в начале XX вв. устроившего геноцид армян). Они должны были быть уничтожены, вычеркнуты из истории, ужасами, которые они пережили. Но они выжили и остались не в виде скромной сноски к истории этого бурного региона, а как ее постоянный и своеобразный лейтмотив... Армения дала миру много талантливых военных и политических деятелей, a также знаменитостей в сфере культуры, спорта, бизнеса и т.д.

Также многие известные представители этноса родились в Краснодарском крае.

Вот некоторые из представителей:

Сергей Николаевич Галицкий (при рождении Сергей Николаевич Арутюнян) -российский предприниматель совладелец крупной розничной сети «Магнит» Президент и владелец ФК «Кранодар».

Сергей Галицкий родился 14 августа 1967 года в посёлке Лазаревское Краснодарского края. В 2012 году Галицкий занял 216-е место в рейтинге миллиардеров Forbes с состоянием $4,9 млрд.

Михаил Сергеевич Галустян (имя при рождении Ншан Сергеевич Галустян (род. 25октября 1979, Сочи,СССР)-российский шоумен,юморист,комедийный актёр,сценарист,продюсер,бывший участник КВН и приглашённый резидент шоу «Comedy Club».

Григорий Мкртычевич Мкртычан (Мкртчян) (3 января 1925, Краснодар) известный советский хоккеист и тренер, девятикратный чемпион СССР, трёхкратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира, чемпион Олимпийских игр (1956), один из основоположников советской хоккейной вратарской школы. Заслуженный мастер спорта СССР (1951). Заслуженный тренер СССР (1967). Награждён орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Георгий Арамович Гаранян-советский и российский джазовый, классический и эстрадный саксофонист, художественный руководитель ряда музыкальных ансамблей, народный артист России (1993). Член СК СССР с 1975 года, член Союза кинематографистов России с 1996 года, лауреат Государственной премии Российской Федерации

(Граер) Гаврилович Аракельян. Живописец. Член Союза художников СССР. Учился в Новороссийской Изостудии и Самаркандском художественном училище. Заслуженный художник РСФСР. Член Союза художников СССР. Участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, краевых, зарубежных выставках.

Армянский народ один из малых народов, который, не смотря на свою малочисленность, дал Миру большое количество талантливых людей.

Просмотров работы: 6284