ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Надеева Н.А. 1
1ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях особое значение для эффективной деятельности педагога профессионального обучения имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности. Сюда мы относим и понятие «имидж». В педагогической науке это понятие стало рассматриваться сравнительно недавно. Рассмотрение профессионального имиджа будущего педагога как фактора эффективной профессиональной деятельности приводит к необходимости определения понятия «имидж».

В социологии имидж рассматривается как внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других, а также как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие в некоторых случаях может обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни.

Человек создает определенный образ, внешний облик может быть каким угодно. Все зависит от желания человека выглядеть именно, так или иначе. У каждого из нас свой собственный имидж. Некоторые люди мало обращают внимания на свой внешний облик, другие уделяют своему имиджу весьма пристальное внимание. Имидж – гармоничное сочетание внешнего облика, внутреннего содержания и манеры поведения. Имидж – обязательно должен соответствовать мироощущению человека.

Созданный образ позволит окружающим получить о человеке определенное впечатление, имидж позволит им понять идеи, настроение, желания каждого отдельно взятого индивида. Имидж - специально формируемый образ, который психологически и эмоционально воздействует на окружающих. Имидж позволяет достичь определенного эффекта в общении с другими людьми, он помогает окружающим создать о вас определенное впечатление. Оптимальный вариант - идеальное соответствие внешнего облика и внутреннего содержания человека.

Для того, кто хочет заняться имиджем специалиста, следует, прежде всего, уяснить, каким вы себя хотите видеть. Ведь имидж - это гармоничное сочетание внешнего облика, внутреннего содержания и манеры поведения. К примеру, вы очень серьезны и собранны, для вас неприемлемы экстравагантность и небрежность в манерах. Следовательно, вам более всего подойдет имидж целеустремленного делового человека. Выбор имиджа специалиста - достаточно сложное дело, ведь последний обязательно должен соответствовать мироощущению человека, в противном же случае лишь вызовет неловкость и дискомфорт. Внешний облик не соответствующий внутреннему миру человека, создает впечатление костюма с чужого плеча. Манера вести себя в этом случае кажется скопированной.

При этом предполагается, что вы можете выбрать любой стиль. Даже если это будет классический стиль, то ваш имидж все равно останется прежним: ведь мнение окружающих о человеке создается прежде всего по его манере поведения.

Понятие «стиля» достаточно важно, но стилем не нужно подменять имидж. Эти понятия не тождественны, хотя и очень тесно связаны между собой. Конечно же, имидж специалиста может быть и таким: свободным от разных стилевых направлений. Если вы начинаете придерживаться определенного стиля, то тем самым создаете себе определенный имидж. Эти понятия во многом неразрывны и взаимосвязаны.

Можно создать имидж специалиста, используя для этого классический стиль. Данный стиль предполагает строгость, благородство, корректность, даже некоторую сухость, консервативность (в хорошем смысле этого слова). Кроме этого, не последнюю роль играет повышенная аккуратность во всем, ни одного лишнего слова, ни одного лишнего жеста. Что касается выбора одежды, то здесь преобладают строгие английские костюмы.

Имидж специалиста неразрывен с имиджем современной интеллигентного человека. Имидж специалиста предусматривает: обладание широким кругозором, умение поддержать разговор в любой компании, хорошее воспитание. Он начитан, говорит правильно, не путая ударений в словах и не пересыпая свою речь жаргонными словечками. Специалист- интеллигент не растеряется в любой ситуации, сохраняя спокойствие и самообладание, что бы ни случилось. Он наделен глубоким умом, чувством собственного достоинства, спокоен и сдержан, хорошее воспитание не позволяет ему бурно выражать свои эмоции, внешне он производит впечатление человека, твердо стоящего на ногах. Ведь людям, выросшим в интеллигентной семье, часто свойственно сознание того, что за их плечами стоит опыт и надежды предшествующих поколений, и эта преемственная связь обеспечивает им ощущение устойчивости в этом.

Истинные интеллигенты наделены хорошо развитым чувством такта. Избегайте прямых замечаний, исправлений речи и манер окружающих, так как только настроит против вас окружающих. Помните, что интеллигентный человек, каким бы превосходством над другими он ни обладал, никогда не позволит, чтобы об этом стало всем известно.

Одним из этапов процесса формирования имиджа является определение стратегииданного вида деятельности,

Обычно термин «стратегия» используется в сочетании со словом «военная» («Военная стратегия» - основная тема всех статей «Стратегия» в энциклопедических словарях); это и понятно, если слово «стратегия» происходит от греч. strategia, которое в свою очередь происходит от stratos - войско и ago - веду. Однако нередко этот термин употребляется в значении «планирования на основе правильных и далеко идущих прогнозов: стратегия научных исследований. Когда человек приступает к какому-либо виду относительно сложной деятельности, то, прежде всего он должен для себя сформулировать стратегию этой деятельности, т.е. сформулировать для себя цель и задачу в самом общем виде.

Стратегической целью в формировании имиджа является: необходимо достичь такой ситуации, когда люди (некая определенная или неопределенная группа людей) поступали бы по отношению к данному объекту (чей имидж предполагается формировать) именно так, как хотел бы либо клиент (чей имидж будет формироваться),

Проблема в определении стратегической цели формирования имиджа это всегда проблема полного осознания этой цели; в противном случае все последующие действия чаще всего будут стихийными, хаотическими; отсутствие стратегической цели в сознании имиджмейкера не позволит выработать четкий план действий.

На основе представленной в сознании имиджмейкера стратегической цели осуществляется определение стратегической задачи, которая при формировании имиджа может быть только одной из следующих:

а) либо достигнуть такой ситуации, когда люди поступали бы по отношению к данному объекту (чей имидж предлагается формировать) положительно, когда имела бы место аттракция психологическое притяжение людей к данному объекту,

б) либо достигнуть такой ситуации, когда люди поступали бы по отношению к данному объекту (чей имидж предлагается формировать) отрицательно (при формировании инвертированного имиджа конкурента), испытывали бы по отношению к нему чувство отторжения, отчуждения,

в) либо достигнуть такой ситуации, когда люди поступали бы по отношению к одному объекту положительно и одновременно по отношению к другому объекту отрицательно (в ситуации, когда необходимо формировать не только имидж клиента, но и одновременно имидж конкурента клиента).

Вернемся к имиджу специалиста, сотруднику фирмы. Рассмотрим утверждение: имидж вашей фирмы зависит и от вашего личного имиджа (как верно и обратное утверждение: имидж фирмы влияет и на имидж сотрудников). Когда у какого-то человека складывается определенное мнение о другом человеке или о каком-то объекте, то это сформированное в его сознании (или в подсознании об этом мы тоже будем говорить) отношение, как и любое отношение человека к чему-либо, формирует, определяет его готовность действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом. Например, если некий объект (человек, предмет) Вам нравится (таково Ваше положительное к нему отношение), то Вы будете стремиться к этому объекту, стремиться находиться рядом с ним или обладать им. И наоборот, если некий объект Вам совсем не нравится (вызывает у Вас отрицательные чувства), то Вы будете стремиться (опять же обратите внимание стремиться) уходить от этого объекта, избегать контактов с ним.

Кстати, подобные действия: стремиться к объекту, вызывающему положительные чувства, и стремиться от объекта, вызывающего отрицательные чувства, определяются единой для всего животного мира стратегией поведения, суть которой в максимизации наград (приятного) и в минимизации наказаний (неприятного). А и основе этой стратегии инстинкт самосохранения. Эти Ваши стремления и есть готовность действовать определенным образом (в данном случае «к» или «от») в отношении этих определенных объектов. А на языке психологов такая готовность называется психологической установкой (к сожалению, в обыденное российское сознание этот термин «установка» проник от небезызвестного А. Кашпировского, от его «Даю установку». Не совсем верно он употреблял этот термин, вот теперь и приходится корректировать...).

Значит, сложившееся о Вас мнение окружающих будет определять и их психологическую готовность действовать в отношении Вас определенным образом, причем действовать подчас на подсознательном уровне.

И тогда получается: если Вы хотите, чтобы у людей в отношении Вас была готовность действовать таким-то образом (допустим, разговаривать с Вами почтительно), а не иным (допустим, вообще не разговаривать с Вами, игнорировать Вас), то надо и соответствующую установку на себя у них сформировать. А для этого надо, чтобы у них было определенное мнение о Вас.

Ваш имидж определяет и имидж Вашей фирмы, причем определяет в той степени, в которой Вы вкладываете себя свою работу. Очевидно, конечно, что имидж руководителя фирмы в большей мере будет влиять на имидж фирмы, чем имидж какого-либо клерка (хотя если этот клерк имеет дело с клиентами, пусть даже просто отвечает им по телефону, то мнение об этом клерке вольно или невольно будет распространяться и на мнение о фирме.

Знаете, наверное, что скрывается за поговоркой «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Оказывается, «неосторожно сказанное слово» может быть, во-первых, проявлением подсознательной информации, содержание которой неизвестно и самому субъекту.

А, кроме того, «неосторожно сказанное слово» может проявить и вполне осознаваемую информацию, но ту, которую вовсе не еле дует делать достоянием гласности. Говорят, именно по этой причине поплатился карьерой известный в свое время американский политик А. Хейг: во время выступления "выскочило" у него то, про что не следовало бы в данном месте говорить, и... в отставку. Так что молчание ценно не только тем, что не проявит не «тот» интеллект, но и тем, что не раскроет «не вовремя» некие тайные помыслы.

Но этим ценность молчания еще не исчерпывается.. Обычно малоговорящий человек (в отличие от весьма словоохотливого, болтливого) производит впечатление мудрого, ибо, если не говорит, значит, голова занята мыслями, думает. А «думающий» не может не производить благоприятное впечатление (а на нашем языке иметь позитивный имидж специалиста).

По мнению П. Берда, «имидж - это наша визитная карточка, общая картина нашей личности в глазах окружающих, которая складывается из многих компонентов: что мы говорим, как мы смотрим, одеваемся и действуем».

Имидж имеет большое значение в деловых и личностных отношениях, дает возможность быть принятым и понятым другими, он отражает способности и моральные качества индивида. По выражению Криксуновой, «имидж - это символ», информирующий о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении.

В психологии имидж рассматривается как целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. д.

Некоторые исследователи (Е.Н. Богданов, Н.Н. Власова, Э. Дюркгейм, В.Г. Зазыкин, В. Липман) указывают на взаимосвязь понятий «имидж» и «стереотип». Например, Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо», а под стереотипом - «упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления». Вместе с тем, эти исследователи подчеркивают и различия между данными понятиями. Они отмечают, что стереотип, выполняющий роль оценки и психологической установки, основан прежде всего на эмоциях, переживаниях, симпатиях или антипатиях, он часто формирует искаженный и необъективный образ. В отличие от него имидж предполагает специальное конструирование образа, а значит, имеет творческую направленность.

С точки зрения педагогики имидж - это целенаправленно сформированный интегральный образ, обусловленный соответствием внутренних и внешних качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие этого субъекта с окружающим миром. Представляя собой систему взаимосвязанных характеристик специалиста, имидж становится средством решения личностных и профессиональных проблем.

В.М. Шепель под имиджем подразумевает некий образ, который человек, его «Я», представляет миру.

Как видим, авторы соотносят понятие «имидж» с понятием «образ». Нам ближе точка зрения тех авторов, которые подчеркивают целенаправленность создания образа, включающего в себя как внешние, так и внутренние, характеристики личности и направленного на решение личных и профессиональных задач.

Большинство исследователей отмечают, что современный имидж составляет часть культуры делового общения. В нем заинтересованы представители любой публичной профессии. Вместе с тем не все специалисты имеют представление о том, как формировать свой индивидуальный имидж.

Психологическое воздействие имиджа обусловлено психическими механизмами человеческого познания. По мнению психологов, окружающие с трудом воспринимают скрытую информацию. Как отмечает В.М. Шепель, в реальной жизни актуальна поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». Недостаточно иметь внутренние достоинства, нужно уметь демонстрировать их через специальную систему знаков, приемов, дающих возможность показать себя с выигрышной стороны. Такой системой знаков выступает визуальный образ. Для многих людей информация, получаемая от зрительного или звукового образа, является единственным «банком данных», на основании которого они выстраивают свое отношение к окружающим людям. Человек сначала воспринимает образ, а затем интеллектуально его обрабатывает. Следовательно, чем точнее создан образ, тем меньше сил потребуется для того, чтобы найти общий язык с окружающими.

Таким образом, имидж программирует определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно. Кроме того, имидж влияет на формирование внутреннего «образа-Я», а значит, на самооценку и самоуважение индивида.

Е.Н. Русская выделяет три основных компонента в структуре имиджа человека: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика, голос), внутренний образ (темперамент, настроение, личностные качества) и менталитет (духовная практика, интеллект).

Иные компоненты в структуре имиджа выделяет В.В. Бойко:

1) аудиовизуальную культуру личности (речь, манера держаться, одежда, прическа, соответствующие ожиданиям большинства или определенной группы людей);

2) стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, коммуникативный, эстетический, этический);

3) внутреннюю философию, систему ценностей человека (жизненные установки, нравственное кредо, система отношений), что накладывает отпечаток на внешность и манеру поведения;

4) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности (обстановка офиса, машина и так далее);

5) психогигиенический «Я-образ» (в целом притягательный психогигиенический образ партнера таков: он внешне и внутренне спокоен, активен, доброжелателен, миролюбив и так далее).

Л.И. Попова в структуре имиджа выделяет как визуальный, т. е. зрительный образ, так и образ мышления, действий, поступков. По ее мнению, в структуре имиджа важную роль играют пространство жизнедеятельности и образ жизни, влияющий на имидж в целом. Имидж образа жизни - это то, как окружающие воспринимают поведение и характер личности, ее моральные убеждения и принципы.

М.В. Удальцова включает в структуру имиджа естественные и специально созданные свойства личности: профессионализм, компетентность, нравственную надежность, гуманитарную образованность, компетентность в области психотехнологий.

Интересной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы качеств, определяющих индивидуальный имидж:

1. Природные качества: коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость. Эти качества В.М. Шепель обозначает общим понятием «умение нравиться людям».

2. Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий, таких как межличностное общение, упреждение и преодоление конфликтов и т. д.

3. Характеристики личности, определяемые ее жизненным и профессиональным опытом.

Как видим, единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы.

Профессиональный имидж педагога профессионального обучения входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности.

Профессионально значимые личностные качества педагога рассмотрены в трудах Г.П. Медведевой, Ф.А. Мустаевой, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.

Процесс формирования профессионального имиджа будущего педагога профессионального обучения будет наиболее эффективным, если:

- у студентов сформированы систематизированные представления о сущности профессионального имиджа социального педагога;

- обеспечены педагогические условия, с учетом которых формируется профессиональный имидж будущего социального педагога;

- используется педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза.

Под профессиональным имиджем педагога профессионального обучения понимается образ личности, обусловленный требованиями профессии и состоящий из относительно постоянного ядра, включающего Я-концепцию, социальную роль, ценности профессиональной деятельности, профессионально значимые личностные качества; и внешней составляющей, включающей культуру вербального и невербального общения, выбор определенной модели поведения.

Педагогическими условиями, обеспечивающими освоение профессионального имиджа будущего социального педагога, являются: формирование мотивации студента на профессию социального педагога, развитие рефлексивной способности студента, побуждение к профессиональному самовоспитанию личности.

На формирование профессионального имиджа будущего социального педагога оказывает влияние педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза, под которой мы понимаем совокупность взаимонаправленных предметных и коммуникативных действий участников учебно-воспитательного процесса, реализуемых в процессе аудиторной и внеаудиторной работы.

В настоящее время недостаточно разработана проблема формирования профессионального имиджа будущего педагога профессионального обучения как фактора эффективной профессиональной деятельности в условиях подготовки специалистов. Несмотря на то, что в последнее время активизировался интерес к проблемам педагогической имиджелогии, основательных работ, посвященных профессиональному имиджу педагога профессионального обучения, недостаточно.

Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в условиях подготовки будущих специалистов.

Примечание:

1 А.Ю. Панасюк «Формирование имиджа», Москва 2007

2 А.Ю. Панасюк «О том, как создать свой имидж», Москва 1999

3 «365 имиджей на каждый день»

Просмотров работы: 6209