Отдельного внимания заслуживает использование в учебном процессе мультимедиа технологий – интерактивных технологий, обеспечивающих работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом [3]. Изучением вопросов использования мультимедиа технологий занимались такие авторы, как И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова, А.В. Тумалев, И.В. Белицын, В.А. Касторнова, В.В. Гриншкун и др. В этих работах рассматриваются проблемы создания мультимедийных средств учебного назначения и методика их применения для решения различных задач учебного процесса.
Мультимедиа технологии позволяют наглядно демонстрировать возможности изучаемых объектов и процессов, тем самым вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. Включение в практику работы учебных заведений новых источников представления информации позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения, который основывается преимущественно на наглядном восприятии информации [6]. К видеометоду можно отнести показ видеофрагментов, обучающих фильмов, анимации, мультипликации и видеолекций.
Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).
Видеометод является одним из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение [5].
Выделяются три проблемы связанные с применением видеометода в учебном процессе [2]:
– необходимость обеспечения высокого качества пособий и эффективной работы средств их воспроизведения;
– потребность особенно четкой организации учебного процесса во времени в сочетании с продуманной целесообразностью применения наглядных средств;
– наличие у преподавателя развитого умения вводить учащихся в круг изучаемых проблем, быстро делать обобщающие выводы и акцентировать внимание для планомерного направления дальнейшей деятельности.
Использование видеометода в учебном процессе позволяет [4]:
– предоставить учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
– повысить роль наглядности в учебном процессе;
– организовать процесс обучения с учетом запросов, желаний и интересов учащихся;
– освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
– организовать полный и систематический контроль успеваемости.
Следует отметить, что эффективность данного метода находится в прямой зависимости от качества видеопособия и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь.
Информатика является учебным предметом, в процессе которого можно продемонстрировать возможности видеометода, который является одновременно средством и методом изучения. Одной из актуальных тем информатики является компьютерная графика. В процессе создания рисунков, коллажей, плакатов, анимационных роликов ученику необходимо проявить творческий подход. Поэтому изучение данной темы позволяет учителю выявить индивидуальные особенности учащихся.
В связи с переходом образовательных учреждений на свободное программное обеспечение, основным редактором для изучения в школе является GIMP. Это свободный графический редактор, который поддерживает больше тридцати форматов изображений, работает со слоями, масками, фильтрами и режимами смешивания, содержит инструменты для цветокоррекции и обработки фотографий и изображений. Использование видеометода в процессе изучения графического редактора GIMP позволяет предоставить учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах. Применение видеометода позволяет не только продемонстрировать основные этапы работы с графическими редакторами, но и отобразить результаты деятельности в режиме реального времени. Кроме того, использование видеолекций позволяет организовать работу учеников в удобном для них темпе, в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Рассмотрим пример использования видеометода при изучении темы «Создание графических объектов в растровом редакторе GIMP»
Для изучения возможностей графического редактора Gimp применяются видеолекции, разработанные с помощью программы Free Screen To Video. Выбор данной программы обусловлен свободным распространением и малой ресурсоемкостью. Данная программа предназначена для записи видео с экрана монитора со звуком (звук захватывается с микрофона, либо с других источников звука). Основным назначением программы является запись видео уроков с голосовым или звуковым сопровождением. Программа позволяет записывать файлы в форматах AVI, FLV, SWF, WMV и количеством кадров в секунду от 15 до 30. Программа Free Screen To Video поддерживает несколько вариантов записи видео с экрана: захват всего экрана, захват выделенного окна и захват выбранной области. В данном исследовании использовалась возможность записи выбранной области. Для записи видео уроков была выбрана функция «Захватывать мышь», так как ученикам, которые будут смотреть видео, необходимо знать передвижения курсора.
Исходя из дидактических и методических требований, видеолекция длится 6 минут. Для лучшего запоминания материала учащимся предлагается ответить на вопросы, приведенные после просмотра видеолекции.
Рис. 1. Пример видеолекции. Создание логотипа системы Android.
Данная лекция выполнена в соответствии со следующими дидактическими требованиями[1]:
– во вводной части видеолекции поставлены цель и задачи изучения темы, отмечены особенности изучаемого раздела. Даны рекомендации по работе с предлагаемой лекцией;
– для лучшего усвоения материала продолжительность видеолекции составляет 6 минут;
– при создании видеолекции используется как естественный, разговорный язык общения, так и условный язык графических изображений;
– представление учебного материала не равномерно, в пределах темы выделено 3 акцента, привлекающих внимание учащихся.
Таким образом, видеометод является одним из наглядных методов обучения, который обеспечивает более прочное усвоения знаний учащимися. Видеоуроки по компьютерной графике позволяют учащимся увидеть как результат работы, так и основные действия учащихся при работе с графическим редактором.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев, М.И. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий [Текст]. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2002. – 86 с.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]. – М.: Академия, 2004.
3. Каспаринский, Ф.О. Мультимедийные интерактивные ресурсы в образовательном процессе: реалии и перспективы развития [Текст] // Биологическое образование и общество знаний: Материалы Всероссийской конференции, Брянск, Брянский государственный университет им. Г.И. Петровского, 22-24 ноября 2006 года. М.: МАКС Пресс, 2007. – стр. 166-182.
4. Коджаспирова, Г.М. ТСО и методика их использования [Текст] : уч. пособие для высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 254с.
5. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения. [Текст] //Педагогика, 1996. – №4 – с.40-43.
6. Разумный, Д. Видео на уроке: Альтернатива традиционным методам. [Текст] //Директор школы – 2000. – №2. – с.45-51.