ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Балянин Н.А. 1
1НОУ ВПО "Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любое строительство – это многоступенчатый и поступательный процесс. В целом все потенциальные инновации, которые могут быть задействованы в строительстве, можно упрощенно разбить на следующие сегменты:

* производство строительных материалов

* методы соединения материалов (монтажные приспособления)

* технологии строительства (способ возведения объекта)

* методы отделки, внутренней и внешней

* методы ремонта, восстановления и реставрации

* архитектурные решения

* производительность труда

* эксплуатация готовой постройки

* организационная работа, системы управления строительными проектами

* проектирование

Инновации в строительстве, в России наиболее развиваемыми в плане инноваций сегментами из десяти перечисленных являются первые пять, остальные пока находятся в более «высших сферах», хотя нельзя сказать, что инноваций в них вообще нет, просто они встречаются гораздо реже. Что же касается проектирования, то здесь инновации имеют отношение, скорее, к тем самым высоким технологиям, о которых мы говорили чуть раньше. Усовершенствование методов проектирования напрямую зависит от внедрения нового программного обеспечения (программы E-Plan, 3D-проектирование и т.д.). При этом новые, более продвинутые программные продукты позволяют внимательнее оценить возможность применения новшеств, так как обладают не только улучшенной графикой, но и более точным пространственным воспроизведением.

Наблюдения сводятся к тому, что в России инновациями в большей степени сейчас занимаются не строители, а производители строительных материалов (конструкционных, вспомогательных, отделочных, ремонтных и других). И это объяснимо, ведь строительных материалов существует огромное количество, в отличие от методов строительства, да и затраты времени и средств на внедрение новой разработки у производителей меньше, чем у крупных строительных компаний. Однако существуют серьезные риски – вдруг новинка покажет себя плохо или вообще не приживется?

В свою очередь, строительные компании, вводя новые технологии, рискуют гораздо больше: на них лежит огромная ответственность за безопасность конструкции и будущий срок ее службы, а еще приходится проламывать бюрократические барьеры, выстроенные из СНиПов и ГОСТов советского времени и противостоящие внедрению новых способов строительства. Если же применить новую технологию все же удается, возрастают издержки за контролем качества материалов, которые, как правило, поставляются хоть и специализированными, но все же посторонними компаниями. И не всегда новая технология строительства хорошо уживается со старым материалом (так, газобетон перестает быть инновационным материалом, если его класть на цементный раствор, создающий впоследствии многочисленные “мостики холода”). Выход из положения – создание собственной производственной базы, способной поставлять материалы с необходимыми характеристиками, но не каждая строительная компания может себе позволить одновременно и инновационное строительство, и современное производство.

Предстоящее вступление России в ВТО подстегнуло общество к еще более интенсивному употреблению слов про инновации. Считается, что при открытии границ возрастет конкуренция для российских производителей строительных материалов. У тех, кто сумеет создать себе репутацию инновационного производства, есть шанс получить протекционистскую поддержку государства. Ведь если предприятие инновационное – значит, перспективное, молодое, а молодым нужно помогать, ведь на рыночные конкурентные преимущества рассчитывать не приходится. На Западе именно конкуренция закономерно считается главным двигателем для внедрения инноваций.

Там рынок заполнен высокотехнологичными, в том числе небольшими, компаниями, хочешь выделиться – придумай что-то новое. Однако в России пока наблюдается совершенно противоположная картина.

Конкуренция на российском строительном рынке проявляет себя чаще на уровне небольших компаний, причем в тех рыночных сегментах, где производится хорошо зарекомендовавший себя продукт. Таким образом, мелкие предприятия стараются перенять популярную технологию, причем желательно недорогую, а на собственные инновации ни средств, ни желания у них нет. Новшества внедряют компании крупные. Причем делают они это не из-за конкуренции, а для того, чтобы увеличить маржу, по крайней мере, так было до кризиса. При высоком спросе на дефицитное жилье у компаний появлялись средства для инноваций, внедряемые новинки позволяли снизить себестоимость, а рыночная цена на объект оставалась прежней. Перенасыщенный рынок 2008 года вообще не способствовал появлению инноваций – скупалось все, поэтому далеко не все крупные компании позаботились о модернизации.

Вообще тенденция такова, что в России в подавляющем большинстве находят спрос только те инновации, которые позволяют экономить средства и сокращают сроки строительства. Что же касается качества, то вполне достаточно сохранить хотя бы прежний уровень, который удовлетворит приемную комиссию. «Инновации, которые создаются на российском рынке, – скептически замечает профессор Института народнохозяйственного прогнозирования Н.И.Комков, – носят прикладной характер, они решают текущие проблемы компаний, но их недостаточно для того, чтобы вывести российскую экономику в целом на новый уровень и сделать ее по-настоящему инновационной».

Мировая тенденция в строительных инновациях тоже предполагает экономию средств, но эта экономия тесно связана с проблемами экологии – в Европе, Америке и Японии стремятся утилизировать отходы, создавая одновременно новые экологически чистые материалы, находящие спрос в отрасли. Кроме этого, во всем развитом мире при создании инноваций в строительстве важной конечной целью является повышение архитектурной эстетики, стандартов жизни и комфортности проживания в сочетании с повышенной функциональностью и ресурсосбережением.

Инновации в строительстве, когда речь идет о надежном строительстве, экологические решения касаются всех элементов – начиная от экологической целесообразности размещения здания в окружающей среде, детальной планировки с учетом экологической ситуации на данной территории и заканчивая выбором экологически чистых материалов. В мире все больше практикуется отказ от применения опасных для здоровья материалов (стараются избегать применения асбеста, ПВХ и других строительных материалов, содержащих опасные для здоровья вещества). В России же некоторые из этих материалов сейчас переживают настоящий расцвет, а отдельные с успехом называются инновационными.

Вот основной перечень мировых экологических требований к объектам надежного строительства:

* естественная вентиляция;

* оптимальное использование дневного света;

* энергосбережение;

* солнцезащита / использование солнечной энергии;

* повторное использование излишков тепла;

* улучшенная изоляция;

* использование местных возобновляемых/обновляемых материалов;

* минимальное использование материалов, не подлежащих вторичному использованию;

* использование материалов с пониженной эмиссией опасных веществ в окружающую среду.

Несомненно, использование по-настоящему инновационных материалов оказывает заметное влияние на качество возводимых объектов и, соответственно, на стоимость квадратного метра. Риэлторы отмечают, что в среднем себестоимость строительства возрастает на 15%. Большинство потребителей, сожалеют инноваторы, по-прежнему ставят во главу угла не будущую выгоду, которую могут принести современные энергосберегающие технологии и принципы «green development», а стоимость конечного предложения. Инновации же воспринимаются как дорогие, статусные «фишки».

Из всех перечисленных мировых тенденций в нашей стране, как уже говорилось выше, пока удалось привлечь внимание участников рынка только к энергосбережению, поскольку это самые доступные для понимания потребителя затраты предстоящей эксплуатации дома. Средний российский потребитель консервативен и практичен, деньги на ветер в подобных вопросах бросать не склонен, он способен оценить будущую экономию, но только если надбавка к рыночной цене самого строения соразмерна его представлениям о долгосрочной выгоде. Все остальные опции, включая использование естественных источников света и энергии, создание здоровой и комфортной среды, вопросы экологии и эргономичности пространства начинают выглядеть совсем невесомыми преимуществами, как только цена за квадратный метр падает тяжким грузом на весы покупательской рациональности. Да и откуда ждать высокой притязательности к оптимальной вентиляции помещений от покупателей жилья в стране, где даже голую бетонную коробку в многоэтажном муравейнике, называемую квартирой, не может позволить себе большая часть населения.

Государству, региональным властям и участникам рынка хотелось бы, чтобы инновации в строительстве появлялись быстрее, и сразу же давали эффект, который отражался бы на доступности и комфортности жилья для населения. Но в строительстве, как и на многих рынках, подобно автомобилестроению, фармацевтике или рынку средств мобильной связи, по-настоящему инновационные вещи сначала появляются в высоком ценовом сегменте с пометкой «не для всех». И лишь спустя время, когда технология доказывает свою практичность, она получает дальнейшее распространение и становится доступной для самых широких слоев. Только в России, при отсутствии собственных изобретений, процесс выглядит несколько иначе: сначала импорт, затем совместное производство и уже потом – копирование и собственный выпуск.

В целом инновации присутствуют во всех ценовых сегментах рынка, только носят они различный характер.

* Экономсегмент – используются инновации в производстве строительных материалов и технологиях возведения массового жилья быстро и не слишком дорого

* Средний сегмент – инновации в применении не просто новых строительных материалов, но и экологически чистых, со стремлением в отдельных случаях вернуться к старому и проверенному (деревянные окна вместо пластиковых), а также с учетом энергосбережения

* Высокий ценовой сегмент – инновации в эстетике и комфорте, качестве жизни и защите окружающей среды.

В каждом из этих сегментов и для инноваторов и для самих инноваций имеются риски, способные затормозить применение технологии или даже вовсе дискредитировать ее. В первом сегменте – риск спешки и использование дешевых материалов; во втором – возможные сюрпризы от технологий, не проверенных временем; в третьем – осознание потребителем переплаты за бесполезные дорогие игрушки.

Специалисты строительных и консалтинговых компаний считают, что строительной отрасли еще долго придется ждать собственных инновационных технологий. Чтобы инновационные методы распространялись, нужно создавать комплексные решения – союзы девелоперов со строителями и производителями строительных материалов. Это создаст эффект масштаба и позволит наладить конвейерное производство, чтобы внедрять инновации сразу в среднем ценовом сегменте, и сразу с прицелом на качество, энергосбережение и экологичность.

Просмотров работы: 3386