РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ АГРОБИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ АГРОБИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Грудкина М.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При переходе России к рыночной экономике изменились по сути и сами субъекты агробизнеса. Бывшие государственные сельскохозяйственные предприятия, например, а именно совхозы, преобразованы в частные предприятия. В ходе происходящих реформ потребовалась необходимость выстраивания новой структуры контроля субъектов агробизнеса с негосударственной позиции. Рост эффективности деятельности субъектов агробизнеса, обеспечение систематического развития производства и выпуска продукции для поддержания финансовой стабильности и повышения конкурентоспособности является основной целью ревизионной и контрольной функции управления.

Видом контроля, исторически сложившимся в сельскохозяйственных организациях и закрепленным законодательно, является ревизия, концепция которой осталась практически неизменной со времени появления в социалистическом обществе, с точки зрения Чечевицыной Л.Н. и др. [5]. Причем теоретические аспекты контроля в современных условиях достаточно прочно взаимосвязаны с понятием ревизии. Современная концепция контроля и ревизии, ее информационное обеспечение в субъектах агробизнеса снижают эффективность управления деятельностью структурных подразделений и уменьшают доходы от использования ресурсов, что не способствует повышению их конкурентоспособности, кроме этого они отдалены от правовых основ современных контрольных процессов и далеко не всегда имеют возможность минимизировать возможные риски [7].

Контроль и управление субъектами агробизнеса базируются на следующих основных положениях:

  • ориентация и нацеленность первичного учета непосредственно на конкретный субъект;

  • недопустимость искажений первичного учета в хозяйственных операциях с себестоимостью продукции для точной калькуляции в дальнейшем;

  • осуществление разделения и выделения в процессе первичного учета центров ответственности по видам продукции и установление критериев качества ее производства;

  • обеспечение в ходе первичного учета безбарьерного получения информации о хозяйственных процессах;

  • нацеленность первичного учета на исключение возможности хищения и уменьшение количество брака.

Сравнительный анализ текущего положения сводного учета сельскохозяйственных организаций позволил сделать следующие выводы, о которых ведет речь Щадилова С.Н. [6]:

  1. От формы ведения бухгалтерского учета на предприятии напрямую зависит состав и количество контрольных регистров.

  2. В организациях отрасли АПК, использующих мемориально-ордерный вид ведения бухгалтерского учета, сводный учет отличается нагроможденностью, т.е. не используются возможности комбинирования различной информации в одном документе.

  3. Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета отличается четким и постепенным применением обобщенной учетной информации. В этой форме ведения бухгалтерского учета становится возможным отследить учитываемые затраты по месту их возникновений.

  4. Налоговый учет в большинстве сельскохозяйственных организаций не применяется, что откидывает информацию из поля зрения ревизии и контроля.

Функционирование в рыночных условиях субъектов агробизнеса создаёт необходимость влияния не только на производственную деятельность, но и на процесс исчисления себестоимости производимой продукции, что в течение небольшого периода времени повышает конкурентоспособность продукции, а отсюда прибыльность и конкурентоспособность самой организации.

Потребность в совершенствовании системы ревизии и контроля обусловлена следующими причинами:

  • недостаточно проработанной теорией и проблемами ревизии по центрам хозяйственной ответственности;

  • созданием методики риск-ориентированного и комплекс-контроля, позволяющего определять угрозы экономической безопасности организации и запускать комплекс мер для их минимизации;

  • теоретической и практической проработанностью проблемы текущего операционного контроля, определяющего отклонения от установленных нормативов, норм и смет, их источников и виновников.

Элементам системы контроля должны соответствовать необходимые особенности методик, позволяющие учитывать специфику объектов, а именно:

  • ссылка на управленческую среду сельхозорганизации;

  • акцент на цели ее деятельности;

  • фокусирование непосредственно на самих процедурах контроля.

Состав необходимых частей среды управленческой системы контроля, по сути, в классическом виде, отражен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Элементы структуры управленческой среды системы контроля субъекта агробизнеса

Изменение цели и задачи контроля обусловливают трансформацию и элементов системы контроля, ее зависимость от выводов, произведенных по его результатам. Процедуру ревизии как функции управления и основной формы контроля в субъектах агробизнеса можно представить в виде последовательности действий ревизора (члена наблюдательного совета), содержащих появление критериев и стандартов, отнесение к ним результатов и выработку оптимальных корректирующих действий.

Модель информационного обеспечения контрольно-ревизионных процедур не удовлетворяет в современных условиях потребности внешних аудиторов и топ-менеджмента, управленческого персонала, не отвечает характеру и специфике их деятельности и не имеет теоретического обоснования.

На рисунке 2 отразим субъекты ревизии и контроля сельскохозяйственной организации.

Рисунок 2 – Субъекты ревизии и контроля сельскохозяйственной организации

Ревизия как функция управления и самый востребованный вид контроля приобретает статус основного в субъектах агробизнеса. В правовом аспекте ревизия имеет несколько другую, отличную от традиционного понимания, сущность. Она охватывает в современных условиях не только мероприятия по проверке правомерности и законности хозяйственных операций, но и защиту прав должностных лиц организации, например, лица, исполняющего функции единоличного органа сельскохозяйственной организации, главного бухгалтера и др., их интересов, что в свою очередь провоцирует несогласованные действия контролирующих субъектов, проблемы в понимании объекта контроля и масштабные отличия в процессе ревизии на предприятиях.

Теоретическое обоснование ревизии на сегодняшний день имеет только одно направление - проверку правомерности совершения тех или иных хозяйственных операций и действий уполномоченных лиц. Практически полностью отсутствует второе и более важное направление - негосударственный финансовый контроль, на что указывает Любушин Н.П. [2].

Целесообразно, с точки зрения учитывающих узкую специализированность сегодняшних экономистов, расширять современную ревизию, в частности, посредством выборочной аудиторской проверки и иных аудиторских процедур.

Внешний и внутренний контроль стимулирует интерес к научным изысканиям в соответствующей сфере и проведению параллели между терминами «внутренний контроль» и «внутрихозяйственный контроль». Внутренний контроль должен быть осуществлен посредством самого предприятия. К внешнему В.В. Скобара и др. [1] относят контроль из различных источников, от налоговых органов до органов исполнительной власти. Внутренний контроль проводится непрерывно, на каждой производственной стадии, реализуя текущие и превентивные виды контроля, наряду с этим, носит и несколько эпизодический характер в виду того, что затрагивает интересы и деятельность других управленческих служб субъекта агробизнеса, по сути осуществляется посредством уполномоченных лиц, реализуя при этом функцию управления.

Таким образом, современный этап развития субъектов агробизнеса характеризуется в первую очередь обеспечением контроля как функции управления над хозяйственными операциями. В качестве альтернатив усиления контроля целесообразно осуществлять введение систем внутренних ревизий, призванных контролировать правомерность применения отражения в учете факторов хозяйственной жизни предприятия. Всестороннего и масштабного проведения ревизии требует необходимость обеспечения и повышения конкурентоспособности субъектов агробизнеса, которое возможно только в условиях оптимальной экономии затрат. В этом контексте ревизию имеет смысл рассматривать с точки зрения внутреннего контроля для нужд управленческого аппарата, непосредственно как функцию управления, т.к. реализация выработанных рациональных предложений по ее итогам способна активизировать резервы дополнительного дохода и финансовой активности, и в конечном итоге рост конкурентоспособности субъекта агробизнеса.

Список литературы:

  1. Аудит: учеб. для вузов / [В.В. Скобара, Г.И. Пашигорева, О.Л. Островская и др.]; под ред. В.В. Скобара. – М.: Просвещение, 2009. – 479 с.

  2. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.

  3. Никонова, А.Н. Материальные запасы в российском учете и МСФО. Наглядные сравнения / А.Н. Никонова // Главбух. – 2011. - № 2. – С. 15-19.

  4. Подольский, В.И. Аудит: учеб. для вузов / под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 430 с.

  5. Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие д/вузов / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. – Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 384 с.

  6. Щадилова, С.Н. Особенности ведения бухгалтерского учета с применением МСФО / С.Н. Щадилова. – М.: ИКЦ «Дело и Сервис», 2012. – 320 с.

  7. Internetresource: http://www.finman.ru.

Просмотров работы: 2010