ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ

Копилевич Б.В. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эмоциональный интеллект - EQ - понятие сравнительно новое в России. Но при этом оно очень точно описывает один из важнейших навыков современного человека - от того, насколько он у человека развит, напрямую зависит его успех в жизни.

Вопреки существующему мнению, высокие показатели IQ сегодня не являются гарантией карьерного успеха. Как показали исследования последних лет, не меньшую роль играют уживчивость, неконфликтность, общительность. А это означает, что традиционная фраза «коммуникабелен, умею работать в команде» - это не формальное высказывание к резюме, а одна из основных характеристик человека как «рабочей силы».

Понятие «эмоциональный интеллект» означает способность человека понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, а также умение контролировать свои эмоции.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Замечено, что, если человек наделен подобными качествами, то они распространяются на все его жизненные ситуации, а не только на область, связанную с учебой, работой и т.д.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое время.

Считается, что эмоциональный интеллект имеет генетическую составляющую. Психологические исследования указывают также на роль воспитания. То есть эмоциональному интеллекту можно научиться.

Нами было проведено исследование по выявлению способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

В исследовании приняли участие две группы студентов: 28 студентов-технологов второго курса Кубанского государственного технологического университета (21 девушка, 7 юношей); и 12 студентов-философов Кубанского государственного университета (6 девушек, 6 юношей). Использовалась методика Н.Холла.

По показателю «эмоциональная осведомленность» более высокие результаты у будущих философов (10,75), чем технологов (8,0). Они типичные гуманитарии, начитанные люди с хорошим воображением и богатой фантазией, что помогает им лучше управлять своими эмоциями. Технологи - люди с математическим складом ума, у них хорошо развито левое полушарие мозга, которое соответствует высокому IQ , а не EQ.

Все испытуемые обладают низким уровнем по шкале «управление своими эмоциями» (философы – 3,58; технологи – 1,85). Это означает, что у студентов слабо развита способность контролировать свои эмоции, умение управлять ими.

Результаты ниже среднего по шкале «эмпатия» в обеих группах (философы – 7,75; философы – 7,0) говорят о том, что студенты не очень чувствительны к переживаниям других людей; не умеют понимать их эмоциональные состояния и в соответствии с их эмоциональными реакциями общаться с ними.

Технологи (6,0) и философы (7,75) имеют почти одинаково низкие баллы по шкале «распознавание эмоций других людей». Студенты не умеют понимать эмоциональное состояние других людей, и, соответственно воздействовать на него.

Таким образом, мы можем сказать, что независимо от выбранной специальности, студенты в свои 18-19 лет ещё не умеют находить выход из сложных ситуаций, легко общаться с другими людьми, решать многие проблемы, быть самодостаточными и независимыми.

Эмоциональный интеллект – EQ - во многом зависит от характера и темперамента, но не даётся нам от рождения. Он приобретается с жизненным опытом. EQ может меняться в течение жизни человека. Он зависит от образа жизни, воспитания, друзей, среды в которой мы живём и многих других факторов. Но при желании каждый может добиться успехов независимо от влияний со стороны.

Работа отмечена на секции XXXVII

студенческой научной конференции КубГТУ 2010 г.

Просмотров работы: 1773