К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сахарова А.А. 1, Тамаркова Ю.А. 1, Астрахамбетова С.А. 1
1КарГУ, факультет иностранных языков
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе все больше проявляется необходимость владения хотя бы одним иностранным языком. Современной тенденцией языкового образования, отраженной в «Концепции развития иноязычного образования РК», является раннее обучение иностранному языку. В связи с этим возросла мотивация изучения иностранных языков. Однако овладение и обучение иностранным языкам имеет ряд трудностей, среди которых выделяют отсутствие дифференциации заданий, обучение без учета индивидуальных особенностей личности обучаемого, неэффективность методических и учебных пособий, а также устаревшие и неактуальные методики обучения.

Проблема обучения иностранному языку приобретает все большую важность и в школе. Возрастает необходимость развития языковой и межкультурной компетенции учащихся. Иными словами, основной целью обучения иностранному языку является создание вторичной языковой личности у учащихся, а также развитие коммуникативных навыков и умений для общения не только в искусственной среде, но и в реальном общении.

Существует множество способов организации учебной и внеурочной деятельности: уроки по практике языка, самостоятельная работа учащихся, доклады, экскурсии, консультация, домашняя работа, факультативные занятия.

Внеклассная работа является одной из составных частей учебно-воспитательного процесса в целом. Она способствует более глубокому овладению языком. Активно участвуя во внеклассной работе в школе, учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей. [1]

Среди детей младшего возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии, что определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. При организации внеклассной работы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности обучения иностранного языка учащихся разных возрастов. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Несмотря на то, что ведущей деятельностью является учеба, дети не теряют интереса к игре. Умственные возможности детей 7-10 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы, анализировать явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Младшие школьники очень общительные и любят находиться в группе сверстников. Воображение младшего ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. У них появляются способность распределять внимание на разные виды деятельности, они учатся быстро запоминать и воспроизводить информацию. Уместнее всего совмещать игровую деятельность с учебной для более эффективного овладения знаниями.

Ожи­дание нового, интерес лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутрен­няя мотивация учебной деятельности, когда познавательная по­требность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. [2]

В начальной школе у младшего школьника развивают­ся формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение си­стемы научных знаний, развитие научного, теоретического мыш­ления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориен­тации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не толь­ко значительного умственного напряжения, но и большой физи­ческой выносливости» [3].

На начальном этапе обучения иностранным языкам лучше всего во внеклассной работе организовывать небольшие театральные представления, проводить познавательные игры, которые будут способствовать повышению интереса к языку. Использование игр имеет большое значение и для приобретения новых умений и навыков, и для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося, она способствует формированию дружного коллектива в классе и воспитывает ответственность и взаимопомощь учащихся.[4]

Театральная деятельность, как уже упоминалось выше, также имеет немалое значение. Применение драматизации сказок на внеклассных мероприятиях по иностранному языку у младших школьников позволяет стать коммуникативной направленности обучения одним из принципов образовательного процесса. Драматизацию мы понимаем как технологию обучения и воспитания, направленную на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений.

Одним из направлений проведения внеклассной работы является не только личностно-ориентированный подход, но также развитие креативности и использование творческого потенциала детей при обучении, что возможно осуществить, используя современные технические средства обучения. Это все возможные учебные программы, видео- и аудиоматериалы, обучающие игры, позволяющие повысить интерес и мотивацию к изучению иностранного языка у детей. Плюсом данных технологий является также возможность самостоятельной работы учащихся, улучшение навыков аудирования и понимания аутентичного материала, разработанного преподавателями и методистами зарубежных стран (а именно страны изучаемого языка) для обучения языку как иностранному. Однако среди недостатков можно выделить отсутствие достаточной материально-технической базы в школах и неподготовленность учителей в области использования компьютерных технологий.

Таким образом, эффективная организация внеклассной работы на начальном этапе обучения содержит множество факторов, включающих в себя учет психологических особенностей детей младшего возраста, личностно-ориентированный подход, направленность на развитие креативности и развития творческого потенциала детей. Важно заметить и то, что внеклассная работа способна вызвать интерес к изучению иностранного языка, а также развить вторичную языковую личность, способную свободно взаимодействовать с представителями других культур в рамках межкультурной коммуникации. Важно начинать проводить эту деятельность с самого начала изучения предмета, так как именно на начальном этапе обучения учащиеся активно принимают участие и проявляют интерес ко всему новому. Учеными доказано то, что младший школьный возраст является сензитивным для изучения иностранного языка.

Таким образом, следует отметить, что среди огромного множества способов организации внеклассной работы на начальном этапе обучения самыми эффективными являются театральные постановки, использование Интернет технологий и экскурсии. Поэтому учителям необходимо тщательно готовить такие мероприятия, для того, чтобы мотивировать учащихся изучать язык.

Литература:

1. Пидкасистый П.И. - Педагогика. Педагогическое общество России, М., 1998

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. «Просвещение», 1991

3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.

4. Бим И. Л. 1989; - №1 - с. 21; Прохорова, Л.М. 1996;

Просмотров работы: 2647