Родители – играют важную роль социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Благополучная семья – незаменимая школа жизни.[1]
В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.[6]
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.[9]
Общение можно рассматривать, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.[3]
Итак, общение играет большую роль в социализации дошкольников.
Актуальность проблемы и темы исследования общения и становления индивидуальности дошкольников с задержкой развития психики приобретают особое значение в психолого-педагогической теории и практике при поиске наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Большое внимание уделяется вопросам подготовки личности детей с проблемами в развитии к межличностным взаимодействиям, способствующим оптимизации процесса их адаптации.
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.[10]
В настоящее время в России активно внедряется и применяется инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.[7]
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ № 40 г.Мурманска.В группу для изучения коммуникативных навыков вошли 10 нормально развивающихся детей и 10 детей задержкой психического развития.
Чтобы изучить и сравнить коммуникативные умения нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с задержкой психического развития использовались следующие методики:
1.Коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки». (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина).[8]
2.«Изучение коммуникативных умений». (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).[4]
В результате эксперимента были получены следующие результаты:
Методика коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки».
Таблица 1.
Коммуникативная компетентность ребенка в общении со сверстниками в дошкольном возрасте (%)
Ответ ребёнка |
Дети с нормой развития |
Дети с ЗПР |
Уход из ситуации («Убегу», «Не знаю», «Обижусь») |
20 |
10 |
Агрессивный подход («Прогоню», «Побью», «Расстреляю») |
10 |
70 |
Вербально - оценочное решение («Скажу, что так нельзя», «Объясню как надо») |
50 |
10 |
Конструктивное решение( «Найду других друзей», «Построю новый дом») |
20 |
10 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что 10% детей с ЗПР не имеют коммуникативной компетенции и обнаруживают беспомощность в общении со сверстниками, так как не могут самостоятельно найти выход из конфликтной ситуации. Среди других ответов, содержащих самостоятельные решения, 70% занимают агрессивные выходы из ситуаций. Таким образом, большинство детей проявили склонность к агрессии.
Миролюбивые и конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены менее чем в половине случаев. Из них 10% детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что не так поступают»), 10% ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры»). Такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной компетенции детей в общении со сверстниками.
У детей же с нормой развития результаты лучше: 20% детей уходят от решения конфликтной ситуации, 10% детей прибегают к агрессивным её решениям. Заток миролюбивым и конструктивным решениям приходят 50% детей, которые ограничились вербальным призывом к справедливости, и 20% ответов детей содержали продуктивные действия решения конфликтных ситуаций.
Далее рассмотрим сформированность коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.
Таблица 2.
Сформированность коммуникативных навыков у детей (%)
Дети с нормой развития
Дети с ЗПР
Коммуникативные умения сформированы
80
30
Коммуникативные умения не сформированы
20
70
Полученные данные свидетельствуют о том, у детей с нормой развития коммуникативные навыки сформированы гораздо лучше, нежели у детей с ЗПР. Нормально развивающиеся дошкольники умеют договариваться, приходить к общему решению, у них практически не возникают трудности при выполнении коллективной работы.
Итак, можно сделать вывод, что для активной социализации детей с задержкой психического развития необходимо проводить дополнительную коррекционную работу.
Для коррекции и правильного развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития мы предлагаем следующие коррекционные занятия:
1.«Буратино делает подарок для своих друзей». (Конструирование из природного материала).
Цель. Дать детям образцы деловых контактов, включить их в деловое общение.
2. «Петрушка в гостях у детей». (Кукольный спектакль).
Цель. Расширить знания детей о диких животных, включить детей в познавательное общение.
3. «Незнайка в гостях у ребят». (Кукольный спектакль).
Цель. Дать образцы познавательных контактов, включить детей в познавательное общение.
4. «О хороших и плохих поступках». (Кукольный театр).
Цель. Вызвать интерес к нравственно-этическим проблемам, включить в личностное общение.
5.«Петрушка и Незнайка в гостях у ребят». (Кукольный спектакль).
Цель. Вызвать у детей интерес к нравственно-этическим проблемам, включить их в личностное общение.
А так же дидактические игры на развитие коммуникативной деятельности.
«Чего не хватает?»
Перед ребенком — изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Он должен сложить предмет по образцу, а за недостающими фигурами обратиться к взрослому.
«Кто больше?»
1-й вариант. Взрослый показывает детям какой-либо предмет. Дети должны задать о нем вопросы. Побеждает ребенок, задавший наибольшее количество вопросов.
2-й вариант. Детям называют слово (весна, лес, мяч, птица и др.). Они должны назвать признаки, которые характеризуют предмет или явление, рассказать как можно больше о предмете или явлении.
«Кого я видел в зоопарке?»
Один ребенок дает описание какого-либо животного. Другой ребенок отгадывает, о ком идет речь, обосновывает свой ответ.
«Отгадай-ка»
Дети загадывают предмет. Водящий ребенок с помощью вопросов отгадывает, какой предмет загадали дети.
«Как поступить?»
Взрослый показывает детям сюжетные картинки: мама несет тяжелые сумки, а мальчик идет рядом; девочки едут в автобусе, сидят, разговаривают, а рядом стоит бабушка; мальчики идут по улице, едят конфеты, мороженое, а обертки бросают на тротуар.
В ходе игры ребенок должен ответить, как бы он поступил, подобрать соответствующую сюжетную картинку, объяснить свой выбор.
«Цветик-семицветик»
Ребенок загадывает желание. Если оно связано с удовлетворением личных потребностей, ему дается желтая фишка, если имеет общественное значение — красная.
При подведении итогов игры обсуждаются высказанные желания, выясняется, какие из них больше понравились.
«Запрещенные слова»
В этой игре ребенок должен отвечать на вопросы взрослого, не употребляя определенных слов (например: да, нет, черный, белый и т.д.).[5]
Предложенные занятия, дидактические игры воспитатели и психологи могут использовать в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Список литературы:
Аптеке.нет: Социализация дошкольников [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://apteke.net/article/socializaciya-doshkolnikov-sredstva-socializacii.html
Википедия: Социализация [Электронный ресурс]. - режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Социализация
Вопросы психологии: Исследование общения дошкольников со сверстниками [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/882/882167.htm
Все тесты: Изучение коммуникативных умений [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://vsetesti.ru/271/
Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- 2004.- №6.- С. 11-17.
Закрепина А. Социальное развитие дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79
Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 2. - с. 3-6.
Капчеля Г.М. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу [Текст] / Г.М. Капчеля.- М., 1983.
Психология на b17.ru: Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.b17.ru/article/7467/
Трудное детство: Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.deti.rian.ru/krplanom/20110706/200144120.html