АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК АКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК АКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА

Ильгамова А.Р. 1, Крыга А.В. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в экономике. Туристская индустрия является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу.

Правительством РФ было принято Постановление от 02.08.2011 №644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018г.г.)». Целью данного документа является повышение конкурентоспособности туррынка Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо, повышать конкурентоспособность отдельных регионов нашей страны. Для проведения анализа мной был выбран субъект РФ – Республика Татарстан (столица – г.Казань). Планируя развитие туризма в регионе, необходимо установить потенциальные возможности конкурентоспособности, учитывая следующие факторы:

Сравнительные преимущества туристского региона охватывают факторы, обусловленные микро- и макросредой. Оценка сравнительных преимуществ создаёт условия для выявления природных, исторических, климатических преимуществ, качественных аспектов инфраструктуры в регионе, пользующемся туристским спросом;

Ориентация на спрос.Способность удовлетворить изменения спроса имеет влияние на способность туристского региона конкурировать и выдержать конкурентоспособность. Это связано с целями, мотивами, поисков новшеств туристского субъекта;

Инфраструктура.Существование или отсутствие туристской инфраструктуры может способствовать конкурентоспособности туристского региона;

Условия среды. Чаще всего это связано с природной средой и её влиянием на конкурентоспособность.1

Целью региона как конкурентоспособной единицы является обеспечение конкурентоспособности на длительный период. На конкурентоспособность региона кроме вышеуказанных факторов, также оказывает влияние взаимодействие предприятий туриндустрии (туроператоры, гостиницы, транспортные предприятия, объекты общественного питания и т.п.), их рынков, населения и окружающего мира. Предприятия туриндустрии, которые получают от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. В результате появляется гарантия гостеприимства, которое также влияет на состояние конкурентоспособности.

Анализ туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан

Республика Татарстан входит в состав Приволжского Федерального округа, площадь 68 тысяч кв. км, население 3,7 млн. человек. На территории республики распространены как христианство, так и ислам.

Столица региона – город Казань, находящийся в одном часовом поясе с Москвой и на расстоянии 797 км.

Главные реки республики – Волга и Кама.

Климат умеренно-континентальный, очень сухой, с теплым летом и не очень холодной зимой: средняя температура января -16, июля +25.

На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

- богатыми природно-ресурсными возможностями;

- уникальным культурно-историческим наследием;

- разнообразным этнографическим составом;

- выгодным географическим положением;

- наличием мегаполиса - г. Казани.

Это, пожалуй, основополагающие факторы конкурентоспособности данного туристского региона.

В соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил2.

Основным туристическим маршрутом является маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», который стал визитной карточкой туризма в данном регионе. Он состоит из малого и большого колец.

Маршрут малого кольца лежит вокруг Казани и проходит по территориям нескольких районов:

Арский район: сохранен быт, традиции и обычаи татарского народа.

Лаишевский район: родина Г.Р. Державина, сохранены памятники русской культуры, праздник хороводов в селе Русское Никольское.

Верхнеуслонский район: привлекает любителей горнолыжного спорта, здесь построили современный горнолыжный комплекс «Казань».

Пестречинский район: расположены многочисленные деревни крещеных татар, очень популярны Раифский монастырь и город Свияжск.

Большое кольцо «Жемчужного ожерелья Татарстана» – это более масштабное путешествие по центрам культурно-исторического наследия. Данный маршрут объединяет такие туристские центры, как Казань, Болгар, Билярск, Чистополь, Елабуга (Мемориальный комплекс поэтессы Цветаевой, дом-музей художника Шишкина, музей уездной медицины Бехтерева). Особый интерес представляют государственные историко-архитектурные музеи-заповедники Казанский Кремль, Башня Сююмбике, раскопки древних городищ, Биляр, Сувар, а также уникальные природные территории Спасского заказника, Волжско-Камского заповедника и Чистых лугов.

Также намечается и третье кольцо маршрута, которое охватит юго-восток РТ (Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Лениногорск), на данный момент там формируется база лечебно-оздоровительного отдыха и горнолыжного туризма. Маршрут "Жемчужное ожерелье Татарстана" был презентован на Международной специализированной выставке "Индустрия туризма –2007" в апреле 2007 года.

Казань в 2012 году стала одним из самых привлекательных туристических направлений в России после Санкт-Петербурга и Москвы. С 9 места по популярности столица РТ поднялась на 3 - такие данные приводит сайт TripAdvisor, один из крупнейших в мире сайтов о путешествиях.

Формирование конкурентоспособности региона возможно только лишь при комплексном учете существующих и отсутствующих конкурентных преимуществ. Другими словами, необходимо учитывать как сильные стороны, таи и слабые, также не забывать об угрозах и возможностях.

Таблица 1

SWOT-анализ

Strengths

Weaknesses

1. Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность

(р. Волга);

2. Высокий культурно-исторический потенциал (Казанский Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, 13 исторических городов и т.д.);

3. Наличие религиозных объектов различных конфессий (Кул Шариф);

4. Динамично развивающаяся инфраструктура (7 тыс. койко-мест);

5. Активная позиция руководства РТ;

6. Проведение различных мероприятий (Универсиада 2013, Сабантуй, конференции, конгрессы, фестивали и т.д.);

7. Местная кухня (национальные особенности).

1. Недостаточно информации о РТ како туристском направлении;

2. Недостаточно активное продвижение на мировых ирегиональных туристских рынках;

3. Недостаточно развитая инфраструктура круизного направления (круизные суды и теплоходы в истощенном состоянии);

4. Недостаточное количество организованного туристского транспорта;

5. Недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);

6. Неравномерное распределение туристского потока по сезонам;

7. Слабый уровень квалификационной подготовки обслуживающего персонала

Opportunities

Threats

1. Интерес к незнакомому и малознакомому длямногочисленных сегментов международного и внутреннего туризма направлению;

2. Республика Татарстан имеетбольше возможностей, чем другие регионы России в силу своих национально-культурных особенностей;

3. Развитие новых конкурентоспособных туристских предложений (спортивных, экологических, кулинарных и др.);

4. Рост рецептивных туроператоров для быстрого освоениярынка туристских услуг в РТ, в том числе в муниципальных образованиях.

1.Недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры.

2. Разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его фактическим использованием.

3. Слабые взаимодействия отраслей, формирующих туристский продукт, с туристской индустрией.

4. Слабое развитие государственно-частных партнерств в туристском бизнесе.

5.Недостаточность рычагов воздействия на развитиеотрасли и сложность в осуществлении контроля деятельности отрасли.

6. Слабый обмен информацией между участниками туристского рынка.

Вывод: Из таблицы видно, что главные конкурентные преимущества Республики Татарстана как туристского региона это наличие объектов культурно-исторического наследия (Казанский Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), особый этнический колорит и выгодное географическое положение (р. Волга). Главными недостатками являются недостаточно информации о РТ как о туристском регионе и недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках.

Одним из преимуществ данного региона является активная позиция и заинтересованное отношение руководства РТ. Руководство РФ также заинтересовано в развитии представленного туррегиона, для них особенно важно развитие столицы республики, ведь именно Казань в 2013 году примет XXVII Всемирную летнюю Универсиаду.

Целью Республиканской Целевой Программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы» было формирование на территории Республики Татарстан современной конкурентоспособной туристской отрасли. За годы реализации Программытуристический поток в Казань увеличился с 850 тыс. человек до 1 млн. 170 тыс. человек, а номерной фонд удвоился.

Сегодня перед Казанью стоит задача увеличения туристского потока до 2 млн. туристов. Сейчас он составляет около 1,2 млн. человек. В настоящее время реализуется Программа развития туризма в Казани на 2012-2013г.г. Основной целью новой Программы является улучшение качества туристской инфраструктуры и продвижение г.Казани и Универсиады на туристских рынках. Новая Программа включает в себя 3 раздела: организационные мероприятия, инфраструктура и рекламно-маркетинговые мероприятия.

В каждом разделе представлены мероприятия по различным направлениям, таким как гостиничный комплекс, транспорт, туристские программы, кадровое обеспечение и т.д.

Гостиничный комплекс.

Одной из проблем данного туристского региона является недостаточное количество средств размещения туристского класса для организации массового туристского потока. К Универсиаде планируется открытие 9 гостиниц на 917 номеров, 1288 мест. Также, в целях контроля планируются работы по проведению классификации средств размещения.

Транспортная инфраструктура. Навигация.

Мероприятий программы по данному разделу предусматривает комплекс мер по созданию визуальных коммуникаций:

- система транспортных и пешеходных указателей на основные объекты туристической привлекательности;

- информационные стелы и пюпитры;

- щиты с подробной картой города в основных пунктах прибытия;

- информационных табло на остановочных павильонах.

Туристический маршрут оборудуют заездными карманами.

В результате проведения ряда совещаний с представителями туристической и транспортной отрасли города было выявлено, что одной из острых проблем на сегодняшний день, является отсутствие на экскурсионном маршруте оборудованных заездных карманов. Вследствие чего туристские автобусы не могут останавливаться у основных объектов посещения, что вызывает недовольство туристов. После оборудования маршрутов заездными карманами, можно будет утвердить единый паспорт туристского автобусного маршрута.

Туристские программы по Казани.

Казань имеет свои национальные бренды: Казанский вертолетный завод, «Мелита», ФК «Рубин», КАМАЗ. Эти бренды являются узнаваемыми не только в России, но и за рубежом, Посещение таких объектов может стать изюминкой любого тура, так как появляется возможность наблюдать процесс производства или историю создания объекта.

Также уделяется особое внимание развитию следующих туристских направлений: конный, экстремальный, молодежный туризм. Отличной предпосылкой для разработки данных туристских программ являются исторические традиции и имеющаяся инфраструктура по данным направлениям.

Планируется введение Единой сити-карты, которая позволит наиболее полно ознакомиться с местными достопримечательностями за короткий срок. К городам, которые уже ввели Единую сити-карту относятся крупные туристские центры, такие как: Амстердам, Барселона, Лондон, Санкт-Петербург.

Кадровое обеспечение.

Одним из факторов конкурентоспособности является гостеприимство туристского региона. Особое место здесь занимают экскурсоводы, формирующие впечатление у туристов к городу. На сегодняшний день отсутствует единая система аккредитации гидов и экскурсоводов по городу. В этом году планируется проведение аккредитации по г.Казани.

Рекламно-маркетинговые мероприятия

Цель: продвижение г.Казани и увеличение туристического потока. Участие в выставках, организация рекламно-информационных туров и СМИ, продвижение в сети Интернет являются эффективными методами продвижения туристской дестинации. Казань зарекомендовала себя на рынках Германии и Великобритании, появилась в каталогах ведущих туроператоров Dertour, Intourist.

Промо-кампании, размещение промо-роликов о г.Казани и Универсиаде в кинотеатрах российских городов,организация обмена имиджевой социальной рекламы с другими российскими городами, а также размещение рекламы в аэропортах крупных городов с прямым авиасообщением с Казанью – всё это будет обеспечивать постоянное информационное присутствие.

Туристский портал города Казани нуждается в обновлении. Ожидается дополнение инструментами бронирования и покупки туров, планирования экскурсионного маршрута, интеграции сайта с социальными сетями виртуальными 3D турами. Также планируется организовать системную работу по взаимодействию с блогерами, формирующими общественное мнение.

Значение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013

Универсиада – это событие, проводимое в мире с 1923 года, второе по важности после Олимпийских игр. Универсиада уже проводилась в России в 1973 году в Москве, а Летняя Универсиада 2013 пройдет, соответственно как раз в 40-летнюю годовщину московской Универсиады. На данный момент довольно успешно осуществляется федеральная целевая программа Универсиады в Казани. Самое главное в подготовке к Универсиаде – это, конечно, план месторасположения и структуры спортивных объектов Универсиады. В Казани запланировано строительство 64 спортивных объектов. Для этого из федерального бюджета выделено 604миилона евро и планируется дофинансировать это мероприятие. Большинство же спортивных объектов Универсиады расположатся в центре Казани. Все эти районы Казани будут соединены новой дорогой. Однако лучшим и самым быстрым способом сообщения между объектами станет, скорее всего, метрополитен Казани.

Спортивные объекты Универсиады в Казани:

- центральный стадион (легкая атлетика)

- дворец «Татнефть-арена» (волейбол)

- центр хоккея на траве

- спорткомплекс «Олимп»

- центр бокса на Танковом училище (бокс)

- гребной канал на озере Кабан (гребля)

- академия тенниса (теннис)

- бассейн «Оргсинтез» (водное поло)

- деревня Универсиады

- дворец водных видов спорта

- дворец единоборств

- дворец шахмат

- телебашня

Все эти объекты Универсиады в Казани после будут переданы в пользование вузам Казани, школам и другим образовательным учреждениям Казани. Мощнейшая спортивная инфраструктура сделает жизнь казанских студентов и молодежи, а также всех горожан более здоровой, разнообразной и насыщенной.

Разумеется, Универсиада 2013 привлечет больше всего туристов, чем когда-либо. А готова ли Казань к такому турпотоку? Конечно, готова: на январь 2012 года в Казани насчитывалось более 70 многоместных гостиниц, и чем дальше, тем больше. Правительство также позаботится о качестве размещения туристов.

Преобразится и то, что в числе первых увидят туристы в Казани – международный аэропорт «Казань». Инвесторы выделили более 400 млн. долларов на его реконструкцию, после которой аэропорт приобретет дополнительный терминал, сможет принимать более 2000 туристов за один раз и до неузнаваемости изменит свой внешний облик.

Провести мероприятие подобного масштаба считается большой честью для любого города. Приняв на своей земле сильнейших молодых спортсменов планеты, столица Татарстана станет центром внимания не только мирового спортив­ного сообщества, но и средств информации, торговли, бизнеса, рекламы, туризма и, конечно же, спортиндустрии.

Влияние Универсиады переоценить сложно – это и дополнительный приток инвестиций, и общее развитие города, и прирост общего благосостояния казанцев в результате создания новых рабочих мест. Также нельзя не упомянуть о том, что проведение Всемирной Универсиады повысит привлекательность региона, также будет способствовать формированию туристского имиджа, что является одним из главных факторов конкурентоспособности.

Подводя итоги, можно сказать, Татарстан обладает огромным и в тоже время редким туристско-рекреационным потенциалом. Высокой аттрактивностью обладают следующие составляющие туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан: природные ресурсы, объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, прикладное искусство, малые исторические города, архитектура, сельские поселения, музеи, театры и другие.

Основные направления туризма: культурно-исторический, религиозно-этнический, лечебно-оздоровительный, агротуризм, активный отдых, инсентив-туризм, спортивный (проведение различных соревнований) и другие. Также особую популярность приобретают конный, экстремальный, молодежный туризм. Наиболее перспективные направления: круизный, познавательный, событийный, экологический туризм.

Те проблемы, которые есть в Республике Татарстан, по своей сути есть и на уровне всей страны. Главные проблемы данного туррегиона это:

- недостаточно информации о Республике Татарстан кактуристском направлении;

- недостаточно активное продвижение на мировых ирегиональных туристских рынках;

- недостаточное количество средств размещениятуристского класса для организации массового туристского потока;

- недостаточное количество организованного туристскоготранспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.);

- недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);

- слабая информированность населения о туристскомпотенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;

- слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала.

На решение данных проблем проводятся различные мероприятия, как на уровне страны, так и в самом регионе. Здесь особое значение имеют республиканские целевые программы, которые направлены на решение данных проблем.

РЦП«Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы».

Цель программы: формирование современной конкурентоспособной туристской отрасли.

РЦП «Программа развития туризма в Казани на 2012-2013г.г.»

Цель программы:улучшение качества туристской инфраструктуры и продвижение г.Казани и Универсиады на туристских рынках.

Наиболее важным фактором конкурентоспособности туристского региона является наличие положительного имиджа (продвижение на внешних и внутренних туррынках). Недостаточно просто сформировать конкурентоспособный туристский регион, важно создать положительный имидж и привлекать как можно больше туристов.

На сегодняшний день важно продвигать Республику Татарстан как культурно-познавательный, литературный и научный центр, а также как туристскую дестинацию. Для решения данной проблемы необходимо провести мероприятия по нескольким направлениям:

1. Интерес к истории данного региона должен стать сильным аттрактором и привлечь значительный сегмент рынка.

2. Увеличение предлагаемого набора услуг:

- различные тематики экскурсионных туров;

- новые нетрадиционные формы организации и проведения экскурсий;

- интенсивное использование праздников, спортивных соревнований, привлекающих не только жителей региона, но и других гостей.

3. Развитие новых нетрадиционных направлений туризма, которое повлечет за собой привлечение новых сегментов туристского рынка потребителей.

Таким образом, для того чтобы продвигать данный туристский регион необходимо увеличивать возможности получения информации о республике, его культурно-исторических и интересных объектов, природных и других ресурсов для потенциальныхтуристов.

Данные проблемы стали решаться более активно после того, как Казань объявили местом для проведения XXVII Всемирной летней Универсиады. Благодаря предстоящей Универсиаде обеспечивается постоянное информационное присутствие г.Казани в ведущих медиа и интернете, создаются тематические промо-кампании, начинается процесс размещения промо-роликов о г.Казани и Универсиаде в кинотеатрах российских городов,планируетсяорганизация обмена имиджевой социальной рекламы с другими российскими городами, а также размещение рекламы в аэропортах крупных городов с прямым авиасообщением с Казанью.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность Республики Татарстан растет, об этом свидетельствует как повышение качества инфраструктуры, так и интенсивное продвижение данного туристского региона, в особенности г.Казани. Этому в большей степени способствует предстоящая Универсиада, но не стоит забывать о мощнейшем рекреационно-туристском потенциале, которым обладает Татарстан, благодаря которому данный туристский регион является уникальным.

Список использованных источников

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изм. и доп. от 17.01.2007 г.);

2. РЦП «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы»;

3. РЦП «Программа развития туризма в Казани на 2012-2013г.г.»

4. http://www.russiatourism.ru – Федеральное агентство по туризму РФ;

5. http://www.kaztur.ru – Туристическая Казань;

6. Международный сборник научных трудов. Выпуск 1(19).Гопенене Р., Христаускас Ч. «Особенности планирования и управления системой туризма» (2011);

7. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа Интел-синтез», 2009;

8. Хамидуллина М.Н. «Регулирование турбизнеса: перспективы развития, стратегия продвижения» // «Актуальные проблемы в сфере туристического бизнеса»: Материалы VI научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Казань: ТИСБИ. Кафедра маркетинга и прогнозирования экономических систем. – Казань. – 2001.;

9. Дурович А.П. «Маркетинг в туризме», учебное пособие – Минск: «Новое издание». – 2009;

10. Доклад председателя Комитета внешних связей и туризма И.С.Кадошникова «О проекте Программы развития туризма в г.Казани на 2012-2013 годы» на аппаратном совещании 2 апреля 2012 г.

1 Международный сборник научных трудов. Выпуск 1(19).Гопенене Р., Христаускас Ч. «Особенности планирования и управления системой туризма»(2011) .

2 Федеральный закон от 24 ноября 2007 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Просмотров работы: 11652