ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Месилова Н.А. 1, Бурлакова Т.В. 1
1Ивановский государственный университет (Шуйский филиал ИвГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Осуществление обучения требует знания и умелого использования форм организации педагогического процесса. На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие известные авторы исследовали формы обучения (В. К. Дьяченко, Р.А.Утеева, И.М. Чередов, Р.А. Хабиб и др.). При этом сложились различные точки зрения на данное понятие, поскольку оно многозначно по смыслу[1, 2,3, 4, 5, 6]:

- способ внешнего выражения содержания деятельности;

- способ взаимодействия участников деятельности;

- устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия, направленных на решение определенных педагогических задач;

- способ организации деятельности и др.

Существуют также различные классификации форм учебной и внеурочной деятельности учащихся по следующим признакам:

- количественному составу;

- месту проведения занятий;

- виду деятельности;

- характеру деятельности учащихся;

- способам взаимодействия школьников и др.

Все эти классификации взаимосвязаны, так как одно и то же учебное или внеурочное занятие можно охарактеризовать с помощью всех признаков.

По мнению Л.В. Байбородовой[1], многообразие форми необходимость их постоянного обновления ставят проблему обоснованного выбора форм занятий. При этом необходимо иметь в виду следующее:

- форма организации деятельности, учебного или внеурочного занятия выбирается с учетом поставленных целей и задач;

- она позволяет осваивать содержание учебного материала в соответствии с образовательным стандартом;

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности;

- предусматривается возможность организации взаимодействия учащихся;

- учитываются опыт использования форм занятий, оценки и мнения учащихся об этом опыте;

- учащиеся привлекаются к обсуждению формы занятия.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, по существу, каждая форма неповторима. социальных ролей, развитию их социального и у Она создается педагогами и детьми в процессе совместного обсуждения, коллективного поиска, в результате которого каждый может реализовать свой индивидуальный интерес, замысел.

Итак, формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определенном режиме.

В настоящее время в науке и школьной практике ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные с целью обеспечения высокого уровня образования учащихся.

Специальные исследования (Р.А. Утеева, Р.А. Хабиб) [3, 4, 5]показали, что на уроке эффективно использование комбинации нескольких форм. Приняв эти исследования за основу, мы разработали ряд уроков, на которых осуществляется взаимосвязь форм обучения.

Рассмотрим некоторые примеры. Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Деление обыкновенных дробей» Комментарии к уроку

Данный урок является обобщающим в серии уроков по теме «Деление обыкновенных дробей». Для урока выбрана необычная форма проведения – урок – игра, благодаря которой были использованы такие приемы обучения, как работа в динамических парах и «ручеек». Использование фронтальной и групповой формы деятельности на данном уроке помогает ребятам не только закрепить и обобщить знания по теме, но и развивает у них умение взаимодействовать между собой.

На этапе закрепления и обобщение изученного материала мы используем групповую форму деятельности учащихся. Учитель проводит игру «Лото», где ребята работают в динамических парах. Каждому учащемуся выдается 1 карточка с примерами и на каждую парту 16 маленьких карточек с ответами.

Ответы:I вариант: ; ; ; ; ; ; 0; .

II вариант: ; 3; ; ; 0; ;; .

Так же групповая работа происходит и при проведении следующей игры «Числовой фейерверк». Учитель выдает по одной карточке-коррекции на ряд (8-9 человек на каждом ряду). Каждая парта по очереди заполняет по одному месту в числовом фейерверке, где стоит знак вопроса «?». Затем ребята передают карточку на следующую парту.

Карточки – коррекции:

1)

2)

3)

На следующем этапе происходит устная работа с использованием фронтальной формы, при которой учитель вешает на доску плакат с названиями городов и датами их основания. Предлагает ребятам самостоятельно определить:

а) Сколько лет Москве (861 лет), С-Петербургу (305 лет), Тольятти (271 год)?

б) Какой из городов старше других? (Москва)

в) Насколько Тольятти моложе Москвы? (на 591 лет).

В конце урока учитель осуществляет контроль знаний учащихся с использованием групповой формы. Она проводится в динамических парах.

Учащиеся решают каждый свой вариант задания, а затем проверяют решение друг друга.

Фрагмент урока для 7-го класса по теме «Формулы сокращенного умножения»

Комментарии к уроку

На уроке применяются коллективной и групповой формы работы.

Тип данного урока - введение нового материала. Данный фрагмент урока представляет собой исследовательскую работу учащихся, направленную на выявление общей формулы квадрата суммы и разности двучлена. Исследовательская работа не только вызывает огромный интерес у ребят, но и развивает их умение работать в коллективе.

В начале урока используется коллективная форма работы, при которой учитель рассказывает об истории возникновения формулы сокращённого умножения. И вовлекает детей сыграть роль исследователей в «открытие » двух из этих формул.

Для исследовательской работы учитель использует групповую форму, т.к. учащимся необходимо объединится в динамические группы. Номер задания соответствует номеру группы. Учащимся предложено выполнить умножение двучлена на двучлен из левого столбца таблицы. После того, как ребята справились с заданием, они записывают полученный ответ в правом столбце. Средняя часть таблицы в момент выполнения задания скрыта от учащихся.

Таблица 1

1

( х + у) (х + у) =

(x+y)2

= x2 + 2 ху + y2

2

(c + d) (c + d) =

(c+d)2

= c2 + 2 cd + d2

3

(p + q) (p + q) =

(p+q)2

= p2 + 2pq + q2

4

(2 + x) (2 + x) =

(2+x)2

= 4 + 4 x + x2

5

(n + 5) (n + 5) =

(n+5)2

= n2 + 10 n + 25

6

(m + 3) (m + 3) =

(m+3)2

= m2 + 6 m + 9

7

( 8 + k) (8 + k) =

(8+k)2

= 64 + 16 k + k2

Когда учащиеся заполнили таблицу, учитель просит их выяснить, есть ли нечто общее в условиях и ответах предложенных упражнений и можно ли выражения в левом столбце записать короче. Учащиеся без труда записывают общую формулу квадрата суммы двучлена. И быстро «открывают» формулу разности квадрата двучлена.

В результате проведенного исследования нами были сформулированы некоторые методические указания по использованию форм организации учебно – воспитательного процесса на уроке математики. При этом был учтен опыт, полученный в период педагогической практики в школе на 4 курсе. При организации работы необходимо учитывать, в частности:

  1. недопустима пара из двух «слабых» учеников;

  2. ребят, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

  3. если кто-то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

  4. нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» – звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума;

  5. овладение умениями учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля.

Итак, подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что применение разных форм при обучении математике необходимо и возможно. Возможность применения всех форм, а также эффективность их выполнения подтверждается опытом многих учителей.

Литература

  1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография /Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.

  2. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.

  3. Утеева, Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1985. - № 2. С. 33-35.

  4. Утеева, Р.А.Формы учебной деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1995. - № 2. С. 57-61.

  5. Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на примере математики): Аспект сочетания и взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения / Р.А. Хабиб. – М.: Педагогика. – 1979. – 176 с.

  6. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя / И.М. Чередов, - М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

Просмотров работы: 3446