- способ внешнего выражения содержания деятельности;
- способ взаимодействия участников деятельности;
- устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия, направленных на решение определенных педагогических задач;
- способ организации деятельности и др.
Существуют также различные классификации форм учебной и внеурочной деятельности учащихся по следующим признакам:
- количественному составу;
- месту проведения занятий;
- виду деятельности;
- характеру деятельности учащихся;
- способам взаимодействия школьников и др.
Все эти классификации взаимосвязаны, так как одно и то же учебное или внеурочное занятие можно охарактеризовать с помощью всех признаков.
По мнению Л.В. Байбородовой[1], многообразие форми необходимость их постоянного обновления ставят проблему обоснованного выбора форм занятий. При этом необходимо иметь в виду следующее:
- форма организации деятельности, учебного или внеурочного занятия выбирается с учетом поставленных целей и задач;
- она позволяет осваивать содержание учебного материала в соответствии с образовательным стандартом;
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности;
- предусматривается возможность организации взаимодействия учащихся;
- учитываются опыт использования форм занятий, оценки и мнения учащихся об этом опыте;
- учащиеся привлекаются к обсуждению формы занятия.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, по существу, каждая форма неповторима. социальных ролей, развитию их социального и у Она создается педагогами и детьми в процессе совместного обсуждения, коллективного поиска, в результате которого каждый может реализовать свой индивидуальный интерес, замысел.
Итак, формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определенном режиме.
В настоящее время в науке и школьной практике ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные с целью обеспечения высокого уровня образования учащихся.
Специальные исследования (Р.А. Утеева, Р.А. Хабиб) [3, 4, 5]показали, что на уроке эффективно использование комбинации нескольких форм. Приняв эти исследования за основу, мы разработали ряд уроков, на которых осуществляется взаимосвязь форм обучения.
Рассмотрим некоторые примеры. Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Деление обыкновенных дробей» Комментарии к урокуДанный урок является обобщающим в серии уроков по теме «Деление обыкновенных дробей». Для урока выбрана необычная форма проведения – урок – игра, благодаря которой были использованы такие приемы обучения, как работа в динамических парах и «ручеек». Использование фронтальной и групповой формы деятельности на данном уроке помогает ребятам не только закрепить и обобщить знания по теме, но и развивает у них умение взаимодействовать между собой.
На этапе закрепления и обобщение изученного материала мы используем групповую форму деятельности учащихся. Учитель проводит игру «Лото», где ребята работают в динамических парах. Каждому учащемуся выдается 1 карточка с примерами и на каждую парту 16 маленьких карточек с ответами.
Ответы:I вариант: ; ; ; ; ; ; 0; .
II вариант: ; 3; ; ; 0; ;; .
Так же групповая работа происходит и при проведении следующей игры «Числовой фейерверк». Учитель выдает по одной карточке-коррекции на ряд (8-9 человек на каждом ряду). Каждая парта по очереди заполняет по одному месту в числовом фейерверке, где стоит знак вопроса «?». Затем ребята передают карточку на следующую парту.
Карточки – коррекции:
1)
2)
3)
На следующем этапе происходит устная работа с использованием фронтальной формы, при которой учитель вешает на доску плакат с названиями городов и датами их основания. Предлагает ребятам самостоятельно определить:
а) Сколько лет Москве (861 лет), С-Петербургу (305 лет), Тольятти (271 год)?
б) Какой из городов старше других? (Москва)
в) Насколько Тольятти моложе Москвы? (на 591 лет).
В конце урока учитель осуществляет контроль знаний учащихся с использованием групповой формы. Она проводится в динамических парах.
Учащиеся решают каждый свой вариант задания, а затем проверяют решение друг друга.
Фрагмент урока для 7-го класса по теме «Формулы сокращенного умножения»
Комментарии к уроку
На уроке применяются коллективной и групповой формы работы.Тип данного урока - введение нового материала. Данный фрагмент урока представляет собой исследовательскую работу учащихся, направленную на выявление общей формулы квадрата суммы и разности двучлена. Исследовательская работа не только вызывает огромный интерес у ребят, но и развивает их умение работать в коллективе.
В начале урока используется коллективная форма работы, при которой учитель рассказывает об истории возникновения формулы сокращённого умножения. И вовлекает детей сыграть роль исследователей в «открытие » двух из этих формул.
Для исследовательской работы учитель использует групповую форму, т.к. учащимся необходимо объединится в динамические группы. Номер задания соответствует номеру группы. Учащимся предложено выполнить умножение двучлена на двучлен из левого столбца таблицы. После того, как ребята справились с заданием, они записывают полученный ответ в правом столбце. Средняя часть таблицы в момент выполнения задания скрыта от учащихся.
Таблица 1
1 |
( х + у) (х + у) = |
(x+y)2 |
= x2 + 2 ху + y2 |
2 |
(c + d) (c + d) = |
(c+d)2 |
= c2 + 2 cd + d2 |
3 |
(p + q) (p + q) = |
(p+q)2 |
= p2 + 2pq + q2 |
4 |
(2 + x) (2 + x) = |
(2+x)2 |
= 4 + 4 x + x2 |
5 |
(n + 5) (n + 5) = |
(n+5)2 |
= n2 + 10 n + 25 |
6 |
(m + 3) (m + 3) = |
(m+3)2 |
= m2 + 6 m + 9 |
7 |
( 8 + k) (8 + k) = |
(8+k)2 |
= 64 + 16 k + k2 |
Когда учащиеся заполнили таблицу, учитель просит их выяснить, есть ли нечто общее в условиях и ответах предложенных упражнений и можно ли выражения в левом столбце записать короче. Учащиеся без труда записывают общую формулу квадрата суммы двучлена. И быстро «открывают» формулу разности квадрата двучлена.
В результате проведенного исследования нами были сформулированы некоторые методические указания по использованию форм организации учебно – воспитательного процесса на уроке математики. При этом был учтен опыт, полученный в период педагогической практики в школе на 4 курсе. При организации работы необходимо учитывать, в частности:
недопустима пара из двух «слабых» учеников;
ребят, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);
если кто-то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» – звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума;
овладение умениями учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля.
Итак, подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что применение разных форм при обучении математике необходимо и возможно. Возможность применения всех форм, а также эффективность их выполнения подтверждается опытом многих учителей.
Литература
Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография /Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.
Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.
Утеева, Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1985. - № 2. С. 33-35.
Утеева, Р.А.Формы учебной деятельности учащихся на уроке / Р.А. Утеева //Математика в школе. – 1995. - № 2. С. 57-61.
Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на примере математики): Аспект сочетания и взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения / Р.А. Хабиб. – М.: Педагогика. – 1979. – 176 с.
Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя / И.М. Чередов, - М.: Просвещение, 1988. – 160 с.