УТОЧНЕНИЕ СТРУКТУРЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УТОЧНЕНИЕ СТРУКТУРЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Мильков Д.В. 1, Егорова Л.Е. 1
1ФГБОУ ВПО "Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к подготовке выпускника школы. В центре формирующейся информационной цивилизации свободно саморазвивающийся и самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Данные качества, можно развивать, приобщая учащихся к исследовательской деятельности и формируя у них исследовательские умения [3].

Первой ступенью формирования исследовательских умений является учебно-исследовательские умения, которые должны быть сформированы ещё в школе. Соответственно, актуальной проблемой «новой» школы является обучение учащихся способам получения и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики, формирование умения выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть приемами исследовательской деятельности. Такая задача требует целенаправленного развития учебно-исследовательских умений школьников, способствующих укреплению их потребности в познании.

С точки зрения Н.В. Ардашева [1] учебно-исследовательские умения – это способы выполнения действий на основе совокупности учебно-исследовательских знаний (умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и др.), которые в образовательном процессе учебных заведений реализуются в учебно-исследовательской деятельности.

Отметим, что для обоснования технологии развития учебно-исследовательских умений необходимо определить их структуру.

Н.А. Федотова [4] выделяет следующие компоненты учебно-исследовательских умений: мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный.

А.В. Хуторской [2], в свою очередь, предлагает другую структуру учебно-исследовательских умений: методолого-рефлексивный, мотивационно-личностный, коммуникативный компоненты.

Состав компонентов учебно-исследовательских умений представлен в таблице 1.

Таблица 1

Структура учебно-исследовательских умений

Автор

Компоненты

Состав

Н.А.Федотова

мотивационный

– потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения;

– потребность в реализации творческих способностей;

– потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками;

– потребность в достижении успеха и повышении статуса личности;

– потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности.

когнитивный

– знания об исследуемом объекте действительности;

– знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования;

– знания учащихся о возможных способах поиска, обработки и использования информации;

– знания учащихся о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования.

процессуальный

– умения работать с информацией(поиск и сбор нужной информации, ее оценка по степени важности для исследования; применение и оперирование найденной информацией);

– логические умения(умения, с помощью которых учащиеся способны применять известные методы научного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез и др.));

– умения творчески решать проблемы исследования(нестандартный подход к решению проблемы исследования; умение находить несколько решений проблемы и выбирать наиболее оптимальное);

– умения правильно оформлять результаты проведенного исследования(правильно формулировать методологический аппарат исследовательской работы, структурировать собранный материал в параграфы и главы, формулировать выводы и результаты исследования).

рефлексивный

– осознание учащимися себя как субъекта учебно-исследовательской деятельности;

– осознание учащимися цели, задач и предполагаемых результатов учебно-исследовательской работы;

– оценку готовности к выполнению учебного исследования;

– осознание учащимися ответственности за проделанную учебно-исследовательскую работу.

А.В Хуторской.

методолого-рефлексивный

– целеполагание, предполагающее установление целей и задач исследования на определенных его этапах;

– освоение основных методов и технологий исследования.

– целевыполнение, предполагающее умение видеть проблему, ставить гипотезу, классифицировать, наблюдать, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, делать умозаключения и выводы по исследованию.

– рефлексивные умения;

– умения контролировать научный поиск, оценивать результаты научной деятельности, принятое решение и его последствия.

мотивационно-личностный

– ценностные ориентации;

– эмоциональное отношение к позновательной и исследовательской деятельности;

– поисковая и познавательная активность;

– самостоятельность в процессе исследования.

коммуникативный компонент

– умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками;

– умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию;

– умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;

– умение использовать современные телекоммуникационные технологии.

Проведя анализ представленных структур, мы выделили некоторые их недостатки. Например, у Н.А. Федотовой не все представленные умения в мотивационном компоненте находят свое продолжение в следующих компонентах структуры. Так же мотивационный компонент целесообразно дополнить потребностью в эмоциональном отношении к учебно-исследовательской деятельности.

Обратим внимание, что авторы в структуру учебно-исследовательских умений включают когнитивный компонент. На наш взгляд, это целесообразно, так как умения, которые мы формируем у учащихся, не могут развиваться без знаний. То есть умения любого вида предполагают наличие у человека определенных знаний в той предметной области, которой он занимается. Следовательно, содержание когнитивного компонентаучебно-исследовательских умений должно представлять собой систему знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования. В нашем случае, в предложенных структурах учебно-исследовательских умений когнитивный компонент представлен неполно. Необходимо дополнить данный компонент структуры знанием о способах взаимодействия с людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, знанием о существующих социальных ролях в группе и коллективе и важности их функций.

Содержание процессуального компонентапредставляет собой систему умений, необходимых для осуществления учащимся самостоятельного учебного исследования. В представленной структуре Н.А. Федотовой процессуальный компонент представлен не полно. В то же время, у А.В. Хуторского элементы процессуального компонента реализованы в методолого-рефлексивном и коммуникативном компонентах. На наш взгляд, процессуальный компонент будет более полон, если дополнить процессуальный компонент представленный Н.А. Федотовой, элементами предлагаемой структуры А.В. Хуторского.

Отметим, что Н.А. Федотова предлагает включить в структуру рефлексивный компонент, что является целесообразным и с нашей точки зрения. Основанием для его включения в структуру является то, что способность к рефлексии в полной мере присуща старшим школьникам.

Схематично структуру учебно-исследовательских умений учащихся старших классов можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура учебно-исследовательских умений учащихся старших классов

Таким образом, взаимосвязь мотивационного компонента структуры учебно-исследовательских умений с другими компонентами структуры можно представить в виде схемы (см. рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь компонентов структуры учебно-исследовательских умений

В заключении необходимо отметить, что представленная структура позволяет определить последовательность и технологию формирования учебно-исследовательских умений учащихся старших классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ардашев, Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №10. – С.55-57.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // ПР №271 от 04.02.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ – Загл. с экрана.

4. Федотова, Н.А. Развитие учебно–исследовательских умений старшеклассников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module3/3_5.html – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 2969