ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ И США - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ И США

Третьяк Д.С. 1, Крутых Е.В. 2
1Кубанский государственный технологический университет,
2Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Получение высшего образования в любой стране – серьезный шаг в будущее. И каким оно будет, во многом зависит от той образовательной среды, в которую попадет молодой человек. Само по себе получение качественного высшего образования очень перспективно. Даже независимо от того, получено оно в России или за рубежом. У нас в стране сейчас тоже очень сильна база подготовки специалистов. Хотя существенное отличие обучения «здесь» и «там» есть. Уже одни отличия в менталитете и квалификации наших выпускников и выпускников других стран заставляют задуматься, каковы фундаментальные отличия систем образования в России и за рубежом.

Сегодня многие направляют свои взоры в сторону США. Поэтому объектом данного исследования для сравнения была выбрана система высшего образования США.

Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских и российских стандартов. Рассмотрим эти различия.

В настоящее время в России существуют следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет (ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования); университет (многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания); академия (готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности: сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.); институт (занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности).

В США отсутствует единая государственная система образования. Высшее образование в США можно получить в колледжах, университетах и академиях. Высшие учебные заведения, присваивают выпускникам степень бакалавра, магистра и доктора.

В США абитуриент сначалапоступает в вуз и только потом определяется с выборомдальнейшей специальности, тогда как в России вчерашнийшкольник делает свой выбор еще до поступления в вуз.

В США отсутствуют единые жесткие требования к абитуриентам, обычно поступающие должны представить документы об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам на способности и за знания, рекомендации-характеристики учителей школы и администрации, результаты собеседования при поступлении. На собеседованиях важную роль играют дополнительные сведения (характеристика о работе в общественных организациях, документы об участии в школьных олимпиадах и фестивалях, в спортивных мероприятиях). В России в последние годы принята жесткая система отбора абитуриентов: введен ЕГЭ, который определяет количество баллов, позволяющих участвовать выпускникам в конкурсном отборе при поступлении в вуз.

Планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны в США не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе. В университеты США принимаются лица любого возраста, поэтому в аудитории можно встретить и 17-летних, и 70-летних. В России существуют жесткие возрастные ограничения для приема на очную форму обучения.

Колледжи и университеты в США, так же, как и в России, могут быть государственными и частными. Но в США на качество подготовки это не влияет. Главное отличие заключается в источнике финансирования. Колледжи СШАпредлагают четырехлетнее обучение, ведущее к получению степени бакалавра.

Основной формой учебных занятий, как и в России, является лекция, которая читается для потоков. Понятия «академическая группа» (в российском понимании) в американских вузах не существует. Каждый студент учится по индивидуальной программе и посещает лекции по своему выбору. Кроме лекций есть семинары. Они проводятся на продвинутых уровнях обучения и предполагают тесное взаимодействие между студентами и преподавателем.

За 4 года обучения студент обязан прослушать цикл дисциплин, после чего ему может быть присвоена академическая степень бакалавра. Для этого студент должен набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены. Раз в полгода студент встречается с куратором, который рекомендует, какие дисциплины избрать по данной специальности.

Первые год-два обучения - это преимущественно общее образование и знакомство с широким спектром научных дисциплин, что позволяет студенту сориентироваться в многообразии различных областей знаний и увидеть связь между ними. На втором году обучения происходит специализация. В течение последних двух лет обучения основное внимание уделяется специальным предметам.

Экзамены в американских вузах обычно сдают два раза в течение одного семестра: в середине и в конце. Форму проведения экзаменов выбирает преподаватель. Если студент хорошо занимался весь семестр, оценку он может получить «автоматом». Экзамены и зачеты можно пересдавать несколько раз.

Общение с российскими студентами, обучавшимися в США в Брауновском университете штата Род-Айленд, и с американскими студентами позволило прийти к следующим выводам: в США в университеты поступают те, кто в дальнейшем хочет заниматься научной деятельностью, в России сейчас в основном поступают в вуз, чтобы просто получить диплом; в США студенты сами выбирают предметы, в России существует государственный образовательный стандарт, на который вуз опирается, составляя учебный план по специальности и выбора у студентов нет; в США очень узкая специализация, в России – даются более широкие и глубокие знания, и в этом заключается преимущество наших специалистов.

Просмотров работы: 2372