НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лебедева Ю.В. 1
1РГПУ им А.И.Герцена, факультет экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение продовольственной безопасности (ПБ) страны является важнейшей целью аграрной политики государства независимо от его национальных, институциональных и иных особенностей. К концу XX века Россия оказалась в числе тех государств, которые утратили свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация характеризуется, с одной стороны значительным снижением объемов отечественного производства продовольствия, а с другой, резким возрастанием импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных продуктов и разрушением производственного потенциала АПК.

Целью данной работы был анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. В качестве объекта анализа взята государственная программа развития сельского хозяйства(с/х) и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг. Оценка результативности политики производилась по следующим направлениям ее реализации:

  • Развитие Растениеводства

  • Развитие Животноводства

  • Обеспеченность с/х техникой

  • Импорт с/х продукции и продовольствия

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Наиболее важными отраслями в с/х России являются производство зерна и продукции животноводства. Зерно является основой питания людей и важным условием для развития животноводства.

Развитие растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках. Одним из направлений обеспечения ПБ страны является формирование резервов и запасов. В с/х для регулирования рынка образован интервенционный фонд зерна. Создание такого фонда позволяет стабилизировать ситуацию на рынке зерна, включая поддержку цен реализации с/х товаропроизводителей.

Одной из главных целей Госпрограммы являлось повысить урожайность зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 гг на 14% по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 ц/га.

Таблица 1.

Валовый сбор зерна (млн.тонн) и урожайность зерновых культур (ц/га)

Год

Посевные

Площади, млн.га

Валов.сбор зерна, Млн.тонн

Урожайность, ц/га

2006

43

78.2

18

2008

47

108.2

23.8

2009

45

97.1

22.7

2010

44

61.0

19.2

2011

44.1

93.9

23.2

2012 ( на декабрь)

44.9

75.1

19.2

Источник: Росстат, Минсельхоз

Как видно из приведенных в таблице данных, посевные площади в 2012 г увеличились на 1.9 млн га, по сравнению с 2006 г. В 2010 г была сильная засуха, которая сказалась на урожае зерна, отмечался самый низкий показатель валового сбора зерна (61%) за последние годы. В 2011 году урожай зерновых значительно вырос и составил, 93.9 млн. тонн. Рост составил 54% по сравнению с предыдущим годом. Однако, в 2012 г опять наблюдалось снижение объема собранного зерна на 20% по сравнению с 2011г. Таким образом, сложно однозначно говорить о появлении стабильной положительной тенденции в развитии отрасли. Что касается урожайности, то она остается на довольно низком уровне, что во многом обусловлено отсутствием с/х техники в должном объеме, а также тем, что большая часть парка уже устарела.

ЖИВОТНОВОДСТВО

Животноводство в России, как и растениеводство, развивается медленными темпами. Важнейшими показателями развития животноводства является поголовье скота и птицы.

Приоритетной задачей Гос.Программы было увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году на 32,9% по отношению к 2006 году. В абсолютных (натуральных) показателях объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом предположительно должен был достигнуть 11,4 млн. тонн. К 2012 году производство молока должно было достигнуть 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 %.

Таблица 2.

Производство молока, скота и птицы на убой, млн.тонн

Год

Скот и птица

Молоко

2006

5.3

31.3

2008

6.3

32.4

2009

6.7

32.6

2010

7.2

31.8

2011

11.0

31.6

2012 (данные на декабрь)

10.2

В % к 2006

29.9

В % к 2006

92.4

- 4.6

Источник: Росстат, Минсельхоз

Судя по представленным данным, цели Программы в отношении производства мяса практически достигнуты, а в отношении производства молока, напротив, произошел «откат» назад.

Перелом к лучшему обозначился за счёт роста поголовья птицы и свиней и производства мяса птицы и свинины. Производство говядины и молока продолжает снижаться. Так, удельный вес мяса птицы в объеме произведенных мясных ресурсов в 2011 г. составил 42%, свинины – 33%, говядины – 22%.

Таблица 3.

Поголовье скота в хозяйствах всех категоpий ( млн.голов)

Годы

КРС

В т.ч.коровы

Свиньи

Овцы и козы

Птица

2006

21.6

9.4

16.2

20.2

375

2008

21.0

9.1

16.2

21.8

405

2009

20.7

9.0

17.2

22.0

434

2010

20.0

8.8

17.2

21.8

449

2011

20.8

8.9

18.6

24.3

487

2012

20.9

В % к 2006

9.0

В % к 2006

19.6

В % к 2006

26.1

В % к 2006

512

В % к 2006

- 3.2

- 0.42

20.9

29.2

36.5

Источник: Росстат, Минсельхоз

В 2012г в целом по России численность крупного рогатого скота (КРС) к уровню 2006 г снизилась на 1.6 млн голов,(что составляет 3.2%), но к уровню 2011 - увеличилась на 0.1 млн.голов. В целом, за период с 2006 – 2011 наблюдалось сокращение поголовья КРС. Что касается поголовья свиней, то по сравнению с 2006 – численность возросла на 3.4 млн.гол.(20.9%). Также отмечается рост поголовья птицы и овец и коз. Резкое сокращение молочного скота крайне обострило ситуацию с производством мяса говядины, которое на 98% обеспечивается за счет молочного стада. Также это повлияло на производство молока, так к 2012 г не были достигнуты заявленные в программе 37 млн тонн молока, отмечается даже сокращение производства молока на 5% по сравнению с 2006 г.

В целом, ситуация на рынке с/х России неоднозначна, несмотря на тенденцию роста в целом в последние годы, развитие подотраслей идет неравномерно. Как уже отмечалось ранее, это в первую очередь обусловлено зависимостью отрасли от погодно-климатических условий. Так, засуха 2010 г нанесла сильный урон отечественному с/х, а благоприятные погодные условия 2011 года позволили собрать рекордные урожаи и увеличить общее поголовье скота и производство мяса.

Теперь рассмотрим потребление продуктов питания в России.

Таблица 4

Потребление продуктов питания и рац. нормы питания

 

Рациональные нормы питания

Фактическое потребление в 2010 г.

Уровень фактического потребления по отношению к рац. нормам, %

Мясо и мясопродукты

70-75

63

90

Молоко и молочные продукты

320-340

247

77.2

Рыба и рыбопродукты(в товарном весе)

18-22

15.5

86.1

Яйца(шт)

260

269

103.5

сахар

24-28

39

162.5

Растительное масло

10-12

13.4

134

картофель

95-100

104

109.4

Овощи и бахчевые

120-140

101

84.2

Фрукты и ягоды

90-100

58

64.4

Хлебные продукты

95-105

119

125.3

Источник:Росстат, Минздравсоцразвития

Из приведенной таблицы видно, что фактически существует недостаточное потребление мяса и мясопродуктов на 10%, молока и молочных продуктов на 22.8%, рыбы и рыбпродуктов на 13.9%, фруктов и ягод на 36.6%, овощей и бахчевых на 15.8%. зато, мы потребляем больше нормы сахара (на 62.5%), картофеля (на 9.4%), хлебных продуктов на 25.3%.

Что касается энергетической ценности пищевого рациона населения, то суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал – в 1990 году), по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий. Сбалансированное по количеству, ассортименту и качеству продовольственное снабжение населения России является важнейшим фактором обеспечения его здоровья, жизни и всеобщего благополучия.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ С/Х ТЕХНИКОЙ

По прогнозу Госпрограммы, в первые годы ее реализации обеспеченность с/х товаропроизводителей некоторыми видами техники должна была снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечалось в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. Всего за период реализации Программы должно было быть приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники должно составить в отношении тракторов 40 %, а в отношении зерноуборочных комбайнов – 50% (к уровню 2006 года).

Таблица 5 Обеспеченность с/х организаций тракторами и комбайнами

 

1990

2005

2010

Приходится тракторов на 1000 га пашни,шт

11

6

4

Нагрузка пашни на 1 трактор, га

95

181

236

Приходится на 1000 га посевов соотв-х культур, шт

Комбайнов зерноуборочных

7

4

3

Приходится посевов соотв-х культур, га На 1 комбайн зерноуборочный

152

253

327

Источник: Росстат

Как видно из таблицы, по сравнению с 1990 г, к 2010 г практически в 3 раза уменьшилось количество тракторов на1000 га пашни и соответственно, возросла нагрузка пашни на 1 трактор. Ситуация с комбайнами аналогична.

Таблица 6

Наличие и техническая готовность техники, (тыс.шт)

 

2007

2010

2011

2012

Готовность, %

         

2011

2012

Тракторы

406

520

495

483.5

80.5

80.4

Зерноуборочные комбайны

108

140

137

132.1

89.7

89.9

Кормоуборочные комбайны

26

25

23

22.2

88.2

89.4

Сеялки

179

237

223

223.0

83.0

84.1

Плуги

121

152

145

139.6

88.0

89.1

Культиваторы

154

187

179

179.1

89.0

87.9

Источник: МинсельхозИз приведенной таблицы видно, что увеличение количества с/х техники наблюдалось только в 2010 г, но в период с 2010 – 2012 – практически не изменилось и даже сократилось.

Как видно из приведенных данных, дефицит техники сохраняется. Одновременно, слабо развивается с/х машиностроение. Большую часть парка составляют старые машины. Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России невысока, а нагрузка на основные виды техники наоборот очень высокая. Кроме того, несмотря на некоторую поддержку государства, существуют проблемы с обеспечением ГСМ. Все это не позволяет в должной мере повысить эффективность использования с/х земель и проведения с/х работ.

ИМПОРТ С/Х ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Сдерживающим фактором развития отечественного производства является продолжающийся рост объемов импорта с/х продукции и продовольствия.

Для оценки степени достижения обеспечения ПБ используется следующий критерий - удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должен быть 80% и более, причем, по зерну и картофелю – не менее 95%.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Россию (млн $ США)(по данным РОССТАТА и отчетам Минсельхоза )

2005г – 17,4

2008г - 35,1

2009г – 30,1

2010г – 36,5

2011г – 38,4

2012г (январь – октябрь) – 32,2

Как видно из приведенных данных, доля импорта продуктов питания неуклонно растет, и только в 2012 г отмечается некоторое уменьшение. В целом, мы импортируем около 34–35% с/х продукции и продовольствия. По мясу доля импорта несколько выше (около 40%), по молоку и молокопродуктам – ниже (около 20%). Соответственно, можно говорить, о том, что удельный вес отечественной продукции на рынке продовольственных товаров значительно ниже уровня достижения ПБ. Эта ситуация диссонирует с возможностям страны, ее земельными и водными ресурсами.

Довольно сложное положение и с качеством пищевых продуктов, поступивших на потребительский рынок

Таблица 7

Ненадлежащее качество отечественных и импортных товаров (%)

 

2000

2009

2010

2011

 

отч

имп

отч

имп

отч

имп

отч

имп

Мясо и птица

8.2

53.5

2.8

8.4

8.1

5.8

3

2

Продукция рыбная (без консервов)

28.5

36.2

10.9

21.7

12.0

14.7

8

11

Цельномолочная продукция

18.8

36.4

7.8

5.4

6.9

3.9

6

3

Сыры

21.9

27.1

5.3

4.6

3.2

1.8

3

3

Изд.кондитерские

17.1

21.4

6.6

13.7

9.0

5.6

7

9

Консервы мясные и мясорастит.

62.1

71.9

0.4

17.1

2.7

4.5

2

0

Источник: Росстат

Из таблицы 7 видно, что существует тенденция к улучшению качества импортных товаров и товаров отечественных производителей. Однако, в 2011 г ухудшилось качество импортных сыров и кондитерских изделий.

Определенное влияние на качество продуктов питания оказывает принятый ФЗ «О техническом регулировании». С 2010 года обязательная сертификация большинства продуктов питания отменена. Теперь вся ответственность за их качество и безопасность возлагается на производителя. В качестве основного документа, подтверждающего безопасность продукции, может приниматься декларация о соответствии, которая готовится производителем на основании собственных доказательств или доказательств, полученных при помощи независимых лабораторий.

В настоящее время остается неразрешенной проблема производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, создания систем качества именно в производственном процессе, в самих поставщиках - производителях сельскохозяйственной продукции - с/х кооперативах, хозяйственных обществах и товариществах и др.

Продовольственная безопасность – минимальная цель аграрной политики страны, неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Обеспечение ПБ является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения ПБ. ФЗ "О ПБ РФ" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.

У ПБ можно выделить 3 аспекта:

  1. Физическая доступность продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте. Она во многом определяется развитием торговой инфраструктуры. Сложности в развитии инфраструктуры продовольственного рынка связаны с функционированием и расширением деятельности торговых сетей, приводящей к монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему с/х товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на пищевые продукты.

  2. Состояние экономической доступности характеризуется уровнем реально располагаемых доходов населения, обеспечивающих при сложившихся ценах возможность приобретать пищевые продукты в объемах и ассортименте не менее установленных норм их рационального потребления

  3. Физиологическая (биологическая, экологическая ) безопасность продовольствия.

ПБ РФ может рассматриваться в рамках страны в целом и применительно к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами страны, различием природно-климатических условий, экономической, демографической ситуацией и территориальным размещением населения. Необходимо отметить, что регионы России находятся в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его).

Выводы

  • За период реализации госпрограммы, были достигнуты определенные результаты, но задача достижения ПБ страны достигнута не была.

  • стратегические запасы продовольствия истощены. Развитие растениеводства идет очень медленными темпами и пока говорить о стабильной положительной динамике развития этой отрасли рано;

  • в животноводстве ситуация практически аналогична. Достигнуты положительные результаты в развитии свиноводства и птицеводства, но пока так и не удалось снизить темпы сокращения поголовья КРС, что в свою очередь привело к сокращению производства молока. Отечественное животноводство далеко не полностью обеспечивает потребности населения страны в молоке и мясе.

  • Парк сельскохозяйственной техники устарел и заметно сократился, производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.

  • население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства только на 30-50 %

Как результат, Россия заметно отстает от других стран по эффективности сельского хозяйства.

Отсутствие развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечить физическую доступность продовольствием все население страны, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Сейчас создается угроза потери продовольственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее предотвращению.

Просмотров работы: 2324