ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ БАДМИНТОНИСТОВ НАЧАЛЬНЫХ ГРУПП ПОДГОТОВКИ НФ ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКАЯ ГАФКСИТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ БАДМИНТОНИСТОВ НАЧАЛЬНЫХ ГРУПП ПОДГОТОВКИ НФ ФГБОУ ВПО «ПОВОЛЖСКАЯ ГАФКСИТ

Гафетдинов Р.З. 1, Усманова Е.Н. 1
1НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос о том, какое место должен занять спорт в современном развитии студенчества, является далеко не праздным. Можно перечислить великое множество положительных влияний спорта на развитие студентов различных вузов. Обычно жизненные приоритеты закладываются в молодом возрасте и остаются потом на всю жизнь. И тот дух состязательности, стремления к первенству, который закладывается в юности под влиянием занятий спортом, заставляют молодого человека стремиться к совершенству, быть впереди на протяжении всей его жизни [1]. Рассматривая деятельность, связанную с физкультурой и спортом, можно также утверждать, что потребность в достижениях стимулирует стремление к соперничеству (конкуренции). Определенная часть людей испытывает потребность быть лидером. Физическая культура, спорт и особенно спортивные игры дают возможность удовлетворить такую потребность [2].

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что игра в бадминтон характеризуется разнообразной двигательной деятельностью, включающей в себя: быстрый бег и резкие остановки, выпады и мгновенные повороты, мягкие короткие передвижения, преимущественно на носках, прыжки вверх с выполнением ударного действия, всевозможные наклоны [3].

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс занятий бадминтоном.

Предмет исследования. Изменение показателей физической и технической подготовленности студентов-бадминтонистов.

Цель исследования. Изучить эффективность учебно-тренировочных занятий бадминтоном.

Гипотеза. Мы предполагали, что изучение показателей физической и технической подготовленности студентов-бадминтонистов позволит обосновать необходимость разработки программы учебно-тренировочных занятий бадминтоном в вузе.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить тренировочный процесс бадминтонистов начальных групп подготовки НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ».

2. Определить исходные показатели физической и технической подготовленности студентов, занимающихся бадминтоном в начальных группах подготовки.

3. Исследовать изменение исследуемых показателей бадминтонистов вуза в тренировочном процессе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: метод анализа литературных источников; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики.

Исследование проводилось на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» с октябре 2011 г. по май 2012 г., в котором приняли участие студенты первого курса, в количестве 20 человек. Разделение по группам зависело от направленности тренировочного процесса в подготовительном периоде: в ЭГ – акцент делался на техническую подготовку, а в КГ на физическую.

Был проведен анализ организации учебно-тренировочных занятий бадминтоном показывает, что наиболее важными компонентами являются:

1) Планирование и учет, к которому относится: перспективное планирование – план на год (документы учета - журнал тренера, карты контроля за технической подготовленностью), текущее планирование – план на период (документы учета - дневник тренера, дневник бадминтониста), оперативное планирование - план на занятие (документа учета - журнал тренера, дневник тренера, дневник бадминтониста) (приложение 1);

2) Материально-техническое обеспечение включает в себя широкий комплекс средств, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс: спортивные залы соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к спортсооружениям данного типа, хорошо освещены, имеют площадки для бадминтона с разметкой белого цвета, в наличии каждого имеется следующий инвентарь - ракетки (25 шт.), воланы (30 шт.), сетка (1 шт.), стойки (2шт.) (приложение 2);

3) Проведение учебно-тренировочных занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 1,5 часа и традиционно включают в себя вводную, подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть включает в себя средства для подготовки различных групп мышц к предстоящей работе, содержание основной части зависит от главной задачи занятия, которая может быть направлена на повышение физической подготовленности, либо совершенствование техники, тактики и т.д. В заключительной части используются средства, направленные на постепенное снижение тренировочной нагрузки.

Было проведено исследование показателей физической и технической подготовленности студентов, занимающихся бадминтоном в начальных группах подготовки контрольной и экспериментальной групп, которая выявила: 1) в экспериментальной группе - бег на 30 м - 3,9±0,2 сек; тройной прыжок - 506,9±1,17 м, прыжок в длину с места - 236,2±0,71 м; прыжок в высоту с места - 38,22±0,8 см; челночный бег - 6,46±0,1 сек; жонглирование - 33,89±0,37 раз; подача - 6,56±0,3раз; прием подачи - 6,44±0,22 раз; 2) в контрольной группе – бег на 30 м - 3,53± 0,19 сек и 501,8±2,28 м. В прыжках в длину с места у бадминтонистов контрольной группы - 235,6±0,66 м. В прыжке в высоту с места у мальчиков показатель составил- 37,78±0,9 см; в челночном беге 3х10 м показатель равнялся - 6,67±0,18 сек; ; жонглирование - 33,89±0,37 раз; подача - 6,56±0,3раз; прием подачи - 6,44±0,22 раз.

При этом нами установлено, что в целом показатели физической подготовленности обеих групп достоверно выше должных норм для студентов, не занимающихся спортом. Сопоставив результаты исходного тестирования физической и технической подготовленности с нормативами для групп спортивного совершенствования, мы установили, что большинство студентов бадминтонистов экспериментальной и контрольной групп показывают результаты, соответствующие должным нормам для УТГ –4-5.

Однако в показателях технической подготовленности выявлено отставание ряда студентов от нормативных показателей по бадминтону в данном возрасте, что, вероятно, обусловлено малой эффективностью используемых тренировочных средств, в частности большей общей физической подготовленностью, чем технической. Следовательно, на данные аспекты технической подготовленности необходимо обратить особое внимание в учебно-тренировочном процессе.

Таким образом, анализ исходных показателей физической и технической подготовленности студентов бадминтонистов позволил выявить, что бадминтонисты экспериментальной и контрольной групп практически не различаются по показателям физической подготовленности и достоверно опережают спортсмены экспериментальной группы по техническим навыкам: жонглирование, подача, прием подачи. В остальных показатели различия между группами недостоверны (p> 0,05).

Исследования изменения исследуемых показателей бадминтонистов вуза в тренировочном процессе выявило, чтов контрольной группе по двум показателям физической подготовленности: бег 30 м (t расч.=3,20, при р< 0,05); прыжок в длину с места (t расч.=2,36, при р< 0,05), а также по двум показателям технической подготовленности: подача (t расч.=3,35, при р< 0,01) и прием подачи (t расч.=3,76, при р< 0,01).

В экспериментальной группе достоверные изменения за период эксперимента наблюдаются лишь по трем показателям технической подготовленности: жонглирование (t расч.=7,67, при р< 0,001), подача (t расч.=4,5, при р< 0,01) и прием подачи (t расч.=5,67, при р< 0,001).

Следовательно, организация тренировочного процесса с акцентом на развитие физических качеств в контрольной группе способствует повышению как средних показателей по группе, так и абсолютных: в быстроте с 3,53±0,19 сек до 3,46±0,15 сек и в скоростно-силовых качествах с 235,6±0,66 м до 247,44±0,65 м, что может свидетельствовать об эффективности данной организации процесса в развитии физической подготовленности с некоторой взаимосвязью качественно выполненных технических упражнений – прием и передача подачи.

Тренировочный процесс экспериментальной группы с акцентом на техническую подготовленность по физическим показателям достоверно неразличим с показателями контрольной группы, следовательно – это естественный прирост, в равной мере, как возрастной, так и под влиянием систематических занятий, однако достоверные различия по техническим показателям как между группами, так и за период эксперимента внутри ЭГ, объясняются специальной работой.

Список использованной литературы:

1. Ильинич, В.И., Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: научно-методические и организационные основы. - М., - Высшая школа,2001.- 144с.

2. Марков, О. М., Бадминтон. – М.: ФИС, 2005. -103 с.

3. Поборский, А.Н., Динамика врабатываемости и адаптации некоторых функциональных систем у студентов первокурсников при регулярнойфизической нагрузке. // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 8. – С. 25-26.

Просмотров работы: 1367