МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СИНХРОНИСТОК НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СИНХРОНИСТОК НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.

Максимова Э.С. 1, Золотов В.Н. 1
1НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В синхронном плавании развитию гибкости уделяется особое внимание. Хорошо развитая гибкость у спортсменок синхронного плавания способствует овладению рациональной техникой движения, достижению легкости, непринужденности и грациозности исполнения.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике. Вопросы гибкости и растяжки занимают ведущее место практически во всех видах двигательной активности.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой.

Гибкость во многом определяет уровень спортивного мастерства в различных видах спорта. При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, ограничивается уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения мышц, сухожилий, связок и суставов. Недостаточный уровень гибкости является также причиной снижения результативности тренировки, направленной на развитие других двигательных качеств. Недостаточная подвижность в суставах не позволяет в должной мере использовать эластические свойства предварительно растянутых мышц для повышения эффективности силовой подготовки, ограничивает возможности методов тренировки, направленных на совершенствование экономичности работы, повышение мощности рабочих движений, улучшение координационных способностей. В синхронном плавании все тело должно быть гибким, однако особыми зонами для растягивания являются тазобедренные, коленные, плечевые суставы и поясничный отдел спины.

Поэтому в синхронном плавании гибкость является фундаментальным физическим качеством, от развития которого зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.

Целью работы явилось определение эффективности методики для развития гибкости у синхронисток на этапе начальной подготовки.

Для изучения определения гибкости синхронисток нами были использованы тесты, разработанные В.И. Ляхом, Ю.В. Менхиным, А.В. Волковым, Е.Ю. Розиным.

Исследования проводились на базе МАОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин» г. Набережные Челны, в течение двух лет. Нами были исследованы девочки 7 – 8 лет, занимающиеся синхронным плаванием в группах начальной подготовки. Экспериментальную и контрольную группу составили синхронистки в количестве 20 человек по 10 в каждой.

В экспериментальной группе занятия проводились по предложенной нами методике развития гибкости. В контрольной группе занятия проводились по учебно-тренировочной программе для ДЮСШ по синхронному плаванию.

Нами была разработана методика развития гибкости состоящая из ежедневных учебно-тренировочных занятий, включающих 6 специально подобранных комплексов упражнений на развитие гибкости во всех частях тренировочного занятия: 1) комплекс упражнений с применением повторных пружинящих движений; 2) комплекс упражнений повышающий интенсивность растягивания; 3) комплекс упражнений с выполнением движений по возможно большей амплитуде; 4) комплекс упражнений с использованием инерции движения какой-либо части тела; 5) комплекс упражнений с использованием дополнительной внешней опоры; 6) комплекс упражнений с применением активной помощи партнера.

Для эффективности развития гибкости мы использовали следующие методы: а) метод многократного растягивания; б) метод статистического растягивания; в) метод предварительного напряжения мышц с последующим их растягиванием; г) метод совмещенного с силовыми упражнениями развития гибкости.

В подготовительной части занятий упражнения применялись в ходе разминки, обычно после дина­мических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упраж­нений (комплекс №1) по 7-10 мин.

В основной части такие упражнения выполнялись сериями, чередуя с работой ос­новной направленности (комплексы №2-3) по 12-15 мин.

В заключительной части упражнения на растягивание сочетались с упражнениями на расслабление ( комплексы № 4-5) по 7-8 мин.

Анализ результатов исследования уровня развития гибкости у синхронисток экспериментальной и контрольной групп после эксперимента показал, что между исследуемыми группами имеются значительные различия.

Нами выявлено, что по всем показателям синхронистки экспериментальной группы имеют результаты выше, чем в контрольной группе.

Так в наклоне туловища вперед средний результат синхронисток экспериментальной группы составил 14,45 см., у девочек контрольной группы 17,42 см, где разница средних величин между группами составляет – 2,97 см.

В выполнении шпагата средний результат синхронисток экспериментальной группы составил 12,38 см., в контрольной группе 14,38 см., где разница средних величин между группами составляет – 2 см.

В контрольном упражнении мост из положения стоя спортсменки экспериментальной группы также показали результат лучше.

Так, показатель моста из положения стоя в экспериментальной группе составляет 52,85 см, в контрольной группе 56,1 см. Разница средних величин между группами составляет – 3,25 см.

Средний результат выкрута в плечевых суставах в контрольной группе составил 42,8 см, в экспериментальной группе – 40,23 см.

У девочек экспериментальной группы данный исследуемый показатель выше на 2,57 см.

Подвижность в коленных суставах в экспериментальной группе составила 0,7 см.; в контрольной группе 0,8 см., где разница средних величин составила 0,1 см.

Подвижность в голеностопных суставах (сгибание) в экспериментальной группе составила 6,4 см.; в контрольной группе 7,95 см., где разница средних величин составила 1,55 см. Подвижность в голеностопных суставах (разгибание) в экспериментальной группе составила 7,3 см.; в контрольной группе 7,85 см., где разница средних величин составила 0,55 см.

Сравнительный анализ результатов показал, что у синхронисток экспериментальной группы по окончании эксперимента прирост исследуемых показателей выше, чем у спортсменок контрольной группы. Положительная динамика результатов исследования подтверждает эффективность использование разработанной научно-экспериментальной методики.

В связи с этим мы рекомендуем использовать чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями в ходе тре­нировочного занятия, что является более предпочтительным по сравнению с другими вариантами построения занятий (включением упражнений на растягивание только в подготовительную часть, либо включением этих упражнений а разных долях в разминку и в конце занятия). Следовательно, частое чередование в учебно-тренировочных занятиях синхронисток упражнений на силу и гибкость являет­ся более предпочтительным, так как обеспечивает одновременное повышение силы и гиб­кости у спортсменов.

При сильном утомлении после выполнения больших объемов нагрузок технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуем использовать пассивные динамические упражнения на растягивание. В условиях сильного мышечного утомления такие упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны.

Комплексы пассивных упражнений лучше всего применять в конце основной или в заключительной частях занятия, а также, в форме отдельной «восстановительной» тренировки. После большого объема тренировочной нагрузки, лучше всего выполнить 5-6 легких активных динамических упражнений на растягивание, соблюдя при этом осторожность, чтобы не получить травму утомленных мышц.

Список литературы:

  1. Золотов, В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания: автореф. дис. канд. пед. наук / В.Н. Золотов. – Набережные Челны, 2009. – 24 с.

  2. Максимова, М.Н. Принципы и методы обучения в синхронном плавании: методическая разработка для студентов специализации тренерского факультета / М.Н. Максимова. – М. : ГЦОЛИФК, 2007. – 18 с.

  3. Максимова, М.Н. Синхронное плавание: программа для тренерских факультетов ИФК (курс специализация) / М.Н. Максимова с соавт. – М., 2003. – 102 с.

  4. Максимова, М. Н. Факторы, определяющие спортивные достижения в синхронном плавании : методические разработки / М.Н. Максимова. – М. : Физкультура и спорт, 2001. – 157 с.

  5. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учебное пособие / Л.П. Матвеев. – Киев : Олимпийская литература, 2009. – 318 с.

Просмотров работы: 3562