ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ ГИМНАСТОВ НА СОРЕВНОВАНИЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО – ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ ГИМНАСТОВ НА СОРЕВНОВАНИЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО – ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

Степанов А.Е. 1, Пасмурова Л.Э. 1
1НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблеме индивидуально-типологических различий человека в двигательной деятельности придается большое значение.

В современной психологии деятельность человека, обусловленная типологическими свойствами нервной системы, довольно глубоко изучена как в сфере труда, так и в некоторых видах спорта [2].

Различные аспекты спортивной тренировки гимнастов нашли свое отражение в научно-методической литературе отечественных и зарубежных авторов [1].

Однако вопросы, связанные с особенностями специальной разминки на соревнованиях в зависимости от индивидуально-типологических различий гимнастов, изучены недостаточно.

Нами проводился хронометраж специальной разминки гимнастов в опорном прыжке на соревнованиях. Типологические исследования по теории И.П.Павлова показали, что из 66 высококвалифицированных гимнастов 13,6% составили подвижные, с преобладанием процессов возбуждения - холерики (группа А), 53,0% - подвижные, уравновешенные – сангвиники (группа В), 30,3% - инертные с преобладанием процессов торможения – флегматики (группа С) и 3,1% - высокочувствительные, слабые - меланхолики (группа Д).

Сопоставление результатов, достигнутых на соревнованиях, с типологией спортсменов показало, что высоких результатов достигают гимнасты с различными типологическими особенностями. Это значит, что нельзя отдать предпочтение той или другой типологической группе. По всей видимости, в данном случае следует обратить внимание на индивидуально-типологические особенности спортсменов при подготовке к соревнованиям и выполнению каждого спортивного действия, учитывая специфику адаптации разных людей к двигательной деятельности [3,4].

Исследования показали, что гимнасты с индивидуально-типологическими различиями предпочитают неодинаковый темп разминки. Быстрый темп разминки предпочитают спортсмены с холерическим и сангвиническим типом темперамента. Чередование быстрого и медленного темпа присуще гимнастам с флегматическим типом темперамента, а вот медленный темп разминки наблюдается только у меланхоликов.

В специальной разминке на опорном прыжке спортсмены выполняют различное количество разминочных прыжков. Представители типологической группы «А» (холерики) не более трех, сангвиники (группа В) - от трех до четырех, а представители типологической группы «С» (флегматики) - от трех до пяти опорных прыжков. Время отдыха гимнастов перед выполнением опорного прыжка на оценку у холериков и сангвиников составило от четырех до пяти минут, а у спортсменов флегматического типа темперамента - до 6,5 минут. Если в разминке был выполнен неудачный прыжок, то в абсолютном большинстве у холериков и сангвиников возникает чувство неуверенности (88,0% и 76,0% соответственно). У представителей группы «С» (флегматики) чувство собранности и чувство неуверенности выражены в равной степени.

В числе первых предпочитают выступать на опорном прыжке представители типологических групп «А» (холерики) и «В» (сангвиники), а в конце - абсолютное большинство гимнастов флегматического типа темперамента.

Таким образом, полученные в работе данные, свидетельствуют о неравномерном вхождении в оптимальное рабочее состояние гимнастов, что обусловлено их индивидуально-типологическими различиями. Учет этих данных позволит в некоторой степени оптимизировать непосредственную подготовку гимнастов к выполнению опорного прыжка на оценку.

Список литературы:

1. Вяткин, Б.А. Влияние темперамента на деятельность спортсменов в художественной гимнастике / Б.А. Вяткин, / Темперамент и спорт. - Вып. II: Сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ, 2004. -С. 26-31.

2. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская - Краснодар: КГАФК, 2005. - 68 с.

3. Дрижика, А.Г. Индивидуализация спортивной тренировки гимнастов с учетом типов нейропсихической реакции / А.Г. Дрижика. Теория и практика физической культуры. - 2004. - №10. – С. 41.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - 2-е издание. - СПб: Питер, 2001.С. 132.

Просмотров работы: 1446