СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фазылова Г.Р. 1, Биктагирова Г.Ф. 1
1Казанский (Приволжский) федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи. Такие исследователи как А.Я. Варга, JI.H. Галагузова, Т.И. Дымнова, O.A. Карабанова, А.Д. Кошелева, A.C. Красовский, Т.В. Кузнецова, О.В. Лобза, С.Ю. Мещерякова, Е.В. Мжельская, A.B. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Г.Г. Филиппова, O.A. Шаграева и др. не раз отмечали важность данного процесса.

Выявлено, что у детей дошкольного возраста представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье (H.H. Поддьяков, И.В. Бестужев-Лада). Также исследователи (Е.П. Арнаутова, A.C. Спиваковская, X. Фигдор и др.) отмечают, что такие представления негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для формирования личности.

Поэтому возникает необходимость формирования данных представлений осознанно и целенаправленно. Именно дошкольные образовательные учреждения вынуждены брать на себя данную работу по формирование представлений о семье.

Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами сюжетно-ролевой игры являются:

  • знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;

  • способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;

  • те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Современные научные данные доказывают, что у детей, участвующих в сюжетно-ролевых играх, формируется её об­раз. В семье ребенок включен в деятельность и в процессе ее усваивает накопленные в человеческом мире знания. В исследованиях Куликовой Т.А. подчеркивается, что «образ мира», «картина мира» развивается у ребенка как целое. Это - многоуров­невое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родо­словной, домашних делах и т. д. Все это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.[1]

Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и строится на развивающем представление ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, ценности жизни и деятельности родителей, взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Поэтому сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством формирования представлений о семьи у дошкольников.

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нами был проведен эксперимент по повышению уровня представлений дошкольников о семье проходил на базе МАДОУ г.Казани.

Перед проведением непосредственно формирующего эксперимента в детском саду нам необходимо было выявить актуальный уровень сформированности представлений о семье у детей дошкольного возраста, чтобы в дальнейшем выстроить наиболее приемлемые этапы по формированию деятельности. Для этого нами были использованы методы научно-педагогических исследований, а именно: беседа «Моя семья», рисуночный тест «Моя семья». 60% детей не смогли дать конкретный ответ на заданный вопрос, 28 % детей смогли дать ответ, например «Семья - это мама, папа и я» или «Семья – это моя мама», и всего лишь 12 % опрошенных детей смогли дать полный развернутый ответ на вопрос «Семья – это мама, папа, сестра Лиза и я, Вадим! Вместе нам хорошо» или «Семья - это мама, баба Таня, дедушка Леня и кот Фантик. Я их всех очень люблю. Мы каждый день вечером вместе ужинаем». Проанализировав и обработав полученные данные, приведем их в виде гистограммы.

Для решения этой же задачи, мы провели с детьми дошкольного возраста рисуночный тест «Моя семья», с целью выявления системы представлений о семье, ее членах. Детям было дано задание «нарисуй свою семью» без объяснения значения слова «семья». В результате низкий уровень представлений показали 48% детей, многие из этих детей не нарисовали рисунки на данную тему, либо рисовали не совсем семью, можно сделать вывод непонимания значения слова «семья». Средний уровень представлений показали дети, нарисовавшие не всех членов семьи (36%), а это значит, что ребенок задание выполнил частично. Высокий уровень представлений у 16%.Дети изобразили свою семью в полном составе, нарисовал всех членов семьи, следовательно, он понял задание «нарисуй свою семью», он понимал значение семьи и имел представление о ней.Детям очень сложно было ответить на вопросы о семье. 12% показали низкий уровень понимания семьи, 36% -средний, и только 16% (4 человека») высокий.

На этапе формирующего эксперимента нами был проведен цикл сюжетно-ролевых игр («Семья», «Мама, папа и я», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание куклы» и др.), направленных на формирования представлений о семье.

Положительное влияние цикла сюжетно-ролевых игр было выявлено на контрольном этапе. Уровень знаний детей о семье вырос, по сравнению с констатирующим этапом (низкий уровень уменьшился на 8%, с 48% на 40%, средний и высокий изменились на 4% (по 1 человеку). По рисуночному тесту низкий уровень уменьшился с 60% до 28%, средний – изменился с 28% до 44%, а высокий поднялся до28%. Данные результаты вполне доказывают, что понимание сущности данного термина стало более четким.

Результаты были не очень высокие, что объясняется небольшим периодом проведения эксперимента (около 4 месяцев), но положительные. О чем свидетельствует и проведенные исследования на достоверность по G-критерию. Мы считаем, что данную работу необходимо продолжать.

Использованная литература:

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, 2-е изд. М.: издат. центр «Академия», 2000.- 232с.

Просмотров работы: 5144