ЭТАПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭТАПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная тема является актуальной в настоящее время, в связи с тем, что показатели прибыли влияют и на деятельность самого предприятия, и на развитие государства в целом, так как налоги на прибыль составляют весомую часть государственного бюджета.

Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности.

Под распределением прибылипонимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно.

В данной работе более подробно будет рассмотрена российская практика распределения прибыли между государством и фирмой.

Прибыль выступает источником доходов государства. Распределение и использование прибыли является важным хо­зяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потреб­ностей предпринимателей, так и формирование доходов Россий­ского государства. Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повыше­нию эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного произ­водства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируе­мой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении фирмы. С победой Октябрьской революции 1917 г. началось становление советской финансовой системы.

Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала: - централизацию в области финансов;

- введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками;

- проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми);

- ликвидацию бюджетного дефицита;

- организацию учёта и контроля над производством и распределением продуктов.

Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20 гг.

С переходом к новой экономической политике (НЭПу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Начали развиваться товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчёт (такое ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы. Хозяйственный расчёт, система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует хозяйственный расчет, законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. На практике хозяйственный расчет выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Хозяйственный расчет, базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчёта, который служит частным интересам. Хозяйственный расчет осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся, то есть направлен на реализацию основного экономического закона социализма. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося).

В 1930 г. была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали основной формой доходов бюджета: в 1934 г. они составили свыше 70% бюджетных поступлений, а доля налогов с населения не превышала 6%.

Великая Отечественная война 1941—45 гг. потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. (89%).

После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием.

Начавшийся в 1965 г. перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены:

- плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи;

- взносы свободного остатка прибыли;

- взносы государственных предприятий на государственное социальное страхование.

Для предприятий, не переведённых на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.

Основная часть доходов в государственный бюджет СССР - поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов в 1960—1975 гг.Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства.

Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением в 1966 г. экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли.

Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Удельный вес прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций, увеличился в СССР с 30% в 1965 г. до 42% в 1972 г.

С 1974 года из полученной прибыли предприятия и организации уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств.

Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета.

Прибыль народного хозяйства СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза,

сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий.

Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.

Таблица 1

Доходы государственного бюджета СССР (1966-1975гг.)1

Доходы — всего

8-я пятилетка (1966-1970)

в том числе 1970

9-я пятилет

ка (1971-1975)

в том числе 1975

8-я пятилетка (1966-1970)

в том числе 1970

9-я пятилетка (1971-1975)

в том числе 1975

млрд. руб.

%

651,0

156,7

948,9

218,8

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

   

Поступления от социалистического хозяйства

593,8

142,9

863,5

199,1

91,2

91,2

91,0

91,0

из них:

               

налог с оборота

214,1

49,4

299,3

66,6

32,9

31,5

31,5

30,4

платежи из прибыли

227,7

54,2

309,8

69,7

35,0

34,6

32,6

31,9

средства государственного социального страхования

35,5

8,2

49,8

11,3

5,5

5,2

5,2

5,2

подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий общественных организаций

5,9

1,2

7,2

1,5

0,9

0,8

0,8

0,7

Поступления средств от населения

57,2

13,8

85,4

19,7

8,8

8,8

9,0

9,0

из них государственные налоги

52,6

12,7

79,8

18,4

8,1

8,1

8,4

8,4

Поступления от социалистического хозяйства составляли более 90% от всех доходов государственного бюджета.

За время реформ существенно изменилась структура доходной части бюджета.

Таблица 2

Структура доходов СССР в 1990 году2

1

Платежи государственных предприятий и организаций из прибыли и др. платежи, подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий и организаций

26,1

2

Подоходный налог на физических лиц

9

3

Доходы от внешнеэкономической деятельности

15,9

4

Налог с оборота

25,7

5

Средства государственного социального страхования

9,2

6

Другие

14,1

Таблица 3

Структура доходов РФ3

п/п

Наименование статьи

Проценты

1993 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

1

Налог на прибыль организаций

33,8

15,5

15,7

9,3

2

Налог на доходы физических лиц

8,9

8,2

10,4

12,2

3

НДС

22,5

17,2

13,3

15,1

4

От внешнеэкономической деятельности

4,6

19,6

22,4

19,7

5

Акцизы

3,6

3,0

2,2

2,6

6

Платежи за пользование природными ресурсами и при пользовании недрами

2,4

11,7

11,7

8,6

7

Налоги и взносы на социальные нужды

 

13,7

13,2

16,9

8

Налоги на имущество и доходы от использования имущества

 

6,0

5,8

9

9

Другие

24,1

5,1

5,3

6,9

Нетрудно заметить, что наблюдается тенденция снижения доли доходов государства от сбора налогов на прибыль.

В отличие от России, где основным источником поступления средств в бюджет являются доходы от внешнеэкономической деятельности, основные статьи доходов в бюджете правительства США – индивидуальные подоходные налоги, а также отчисления на социальное страхование и налоги на доходы корпораций. Всё это деньги, заработанные предприятиями: чем больше предприятий и чем они лучше работают, тем больше этих налогов.

Таблица 4

Сопоставление изменений ставки налога на прибыль и динамики убыточных предприятий в 1992-1998гг.4

Показатели

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

Ставка налога, % от налогооблагаемой прибыли

32

32

38

35

35

35

35

Удельный вес убыточных предприятий в % от общего числа

15,3

14,0

32,5

34,2

50,6

50,1

53,2

Показателем разрушительного воздействия повышения налоговой нагрузки предприятий посредством увеличения ставки налога является их банкротство.

Необоснованное увеличение (на 6%) в 1994 г. по сравнению с 1993 г. ставки налога на прибыль предприятий привело к резкому увеличению в 2,3 раза (до 32,5%) количества убыточных предприятий. Последующее снижение ставки налога на прибыль на 3% не изменило тенденцию ухудшения финансового состояния предприятий, т.к. в этот период были введены новые налоги.

График 1

Изменение доли налога на прибыль предприятий в общих доходах федерального бюджета РФ, %5

На графике 1 обозначенная тенденция снижения доли налога на прибыль в бюджете более очевидна.

Стоит также отметить, что уровень отклонения от уплаты налогов достаточно высок. Предприятия не платят налоги в бюджет, скрывая свои доходы от налоговых служб.

Таблица 5

Количество прибыльных и убыточных организаций РФ и их доля в числе зарегистрированных6

Статус организации

Количество организаций по годам, тысяч

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Зарегистрированные

2901

3106

3346

3594

3845

4150

4417

4767

4507

4675

4772

4908

4823

Прибыльные

70,50

89,24

89,29

89,31

78,08

72,79

72,40

68,96

67,46

71,43

57,29

53,48

 

Убыточные

80,21

61,40

58,99

54,45

60,13

54,84

44,60

39,41

32,54

24,46

22,63

25,15

 

Прибыльные и

убыточные (сумма)

150,7

150,6

148,3

143,8

138,2

127,6

117,0

108,4

100,0

95,88

80,1

78,6

 

Доля прибыльных %

46,8

59,2

60,2

62,1

56,5

57

61,9

63,6

67,5

74,5

71,7

68

70,1

Доля учитываемых

прибыльных и

убыточных в % от

зарегистрированных

5,19

4,85

4,43

4,0

3,59

3,08

2,64

2,27

2,21

2,05

1,68

1,60

 

Судя по таблице 5 (прибыльные и убыточные предприятия в экономике), можно сделать вывод, что число зарегистрированных организаций растет, а число прибыльных и убыточных имеет отрицательную динамику. Одной из причин является то, что многие предприятия скрывают свое настоящее финансовое состояние, чтобы обойти уплату налогов.

Многие предприятия разными способами стремятся уменьшить в отчетности величину прибыли для уменьшения суммы налоговых платежей. Например, за последние 10 лет в несколько раз увеличилась доля скрытой заработной платы.

Если государство устанавливает слишком высокую ставку налога на прибыль, то, следовательно, увеличивается количество убыточных организаций. А значит, будет уменьшаться доля налога на прибыль в государственном бюджете.

Представляется, государство должно выявить оптимальный налог для того, что стимулировать деятельность предприятий, не угнетать их завышенными ставками. Тем более что часть бюджета, которая формируется из налога на прибыль, идет на различные сферы жизни всего общества.

От того, насколько совершенным является механизм распределения, зависит не только развитие самого предприятия, наращивание темпов его производства, но и развитие государства в целом. Ведь налог на прибыль предприятия составляет большую часть доходов страны.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот оно должно стимулировать направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы.

Нужно найти "золотую" середину и решить две противоположные задачи: необходимо обеспечить рост доходов и формирование бюджета, что предполагает увеличение налоговых доходов, и в то же время необходимо уменьшить уровень налогообложения, чтобы стимулировать рост производства.

1 Гарбузов В.Ф. «Большая Российская энциклопедия», «СССР. Финансы и кредит». 2001. – slovari.yandex.ru/ ~ книги/БСЕ/СССР.%20Финансы%20а%20кредит/.

2 Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. М.: РУСАКИ, 2010. (Электронная версия). С.272.

3 Там же.

4 Там же. С. 272-274.

5 Там же. С. 272-274.

6 Там же. С. 42.

Просмотров работы: 3302