ВЕДУЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ О РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЕДУЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ О РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Масштабы и способы государственного вмешательства в рыночную экономику остаются дискуссионным вопросом на всем протяжении развития экономической мысли.

Основоположники классической теории: А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти считали, что рыночный механизм обладает способностью к саморегулированию и вмешательство в него излишне. В отличие от них, Дж. М. Кейнс создал концепцию, основанную на несовершенстве рыночного механизма и доказал необходимость государственного регулирования. Развивающие идеи классиков неоклассики признают роль государства в области создания инфраструктуры для успешного функционирования рыночного механизма, но ограничивают этим его участие в рыночной экономике.

Несмотря на наличие противоречивых мнений и различных теорий, современная действительность показывает наличие проблем, которые не может решить рынок с помощью механизма саморегуляции, что составляет объективную необходимость государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.1

В любой общественно-экономической системе государство играет важную экономическую роль, выполняя больший или меньший набор социальных и хозяйственных функций.

Рассмотрение этой темы позволяет изучить эволюцию системы взаимоотношений государства и экономики, выявить основные проблемы этой системы, а также рассмотреть с этих позиций основные направления экономической деятельности государства в России.

Различные экономические школы неодинаково оценивают вмешательство государства в рыночную экономику. Рассмотрим позиции отдельных направлений.

Схема 1

Классификация основных теорий госрегулирования экономики2

Теория

Представители

Содержание

Меркантилизм

У. Стаффорд, Г. Скаруффи, Ж. Боден, А.Л. Ордин-Нащекин

Сильная государственная власть, развитие производства, поддержка экспорта и сдерживание импорта

Физиократы

Ф. Кенэ, Жан-Клод Гурнэ, Дюпон де Немур, Мерсье де ла Ривьер, Анн Робер Жак Тюрго

Свобода торговли, защита государством «естественного права»

Классическая школа

А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу

Саморегуляция экономики, минимальные налоги, отсутствие госрегулирования

Неоклассическая школа

Д. Милль,

М. Фридман,

Р. Льюкес,

Н. Уоллес

Защита конкуренции, снижение налогов («экономика предложения») (Лаффер), «монетаризм» (Фридман), ТРО (Уоллес)

Институциональная теория

Д. Норт, Д. Кейнс, П. Самуэльсон, Д. Стиглиц

Важность институтов для регулирования рынков, социально ориентированная рыночная экономика

Меркантилизм. Меркантилисты, представители первой экономической школы, как правило, сторонники сильной государствен­ной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел. Не одобряют мелочную регламентацию. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Первая, ранняя форма меркантилизма сосредоточивала усилия по­литики на привлечении в страну денег, золота, серебра (политика де­нежного баланса). В дальнейшем взгляды становятся более конструктивными. Поздний меркантилизм обосновывает более гибкую поли­тику. Его представители выступают за развитие производства, поддержку экспорта и сдерживание импорта, обосновывают необходимость положитель­ного торгового баланса.3

Физиократы. Физиократы, представители более позднего периода, не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.4

Классическая школа. Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности, меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновали лозунг «экономической свободы»5 и выссказывались за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, т.к. экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.

А. Смит рассматривал роль государства как «ночного сторожа»6, а не регулятора экономических процессов. По его мнению, государство должно выполнять три обязанности:

- Ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

- Ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- Создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.7

Кейнсианская школа. Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс. Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения. В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, т.к. государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление, инвестиции. Монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, т.к. у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В основе кейнсианской модели лежит регулирование совокупного спроса. Кейнсианцы считают, что государство не должно заниматься регулированием совокупного предложения, т.к. вопросы, связанные с предложением товаров и услуг, решают сами предприниматели.

Необходимость государственного регулирования совокупного спроса объясняется тем, что рыночный механизм сам по себе не способен обеспечить такой размер совокупного спроса, который бы гарантировал достижение полной занятости населения. С связи с этим государство должно постоянно стимулировать все компоненты совокупного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Кроме того, государство должно постоянно увеличивать собственные расходы для расширения границ совокупного спроса.

Кейнсианская модель государственного регулирования включает следующие основные формы:

  1. Государственная собственность и государственное предпринимательство;

  2. Государственные закупки товаров и услуг;

  3. Регулирование объемы и структуры частных инвестиций;

  4. Регулирование потребительского спроса населения;

  5. Государственное программирование экономики.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е – начало 70-х годов.

Неоклассическая школа. Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Представители неоклассической модели критически относятся к государственному регулированию рыночной экономикой, эта модель является реакцией на теорию и практику кейнсианства. В 1944 г. Ф. Хайек опубликовал книгу «Дорога к рабству», где утверждал, что усиление государственного вмешательства в экономику – это «дорога к рабству».8 Он считал, что такая политика приведет к ограничению и экономических, и политических свобод.

Однако экономические сдвиги конца XIX – начала XX века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные «сбои рынка», с которыми он не может справиться самостоятельно. К причинам, вызывающим такие сбои, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.9

Монетаризм. С середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Монетаризм как одно из направлений неоклассической теории регулирующие функции признает за рынком, считая, что государство должно резко сократить масштабы вмешательства в экономику. Единственная сфера вмешательства государства – денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег – первый приоритет нынешней экономической политики государства.

Как показывает мировой опыт, функционирование рыночной экономики невозможно без государственного регулирования. Рыночная экономика имеет ряд недостатков в связи со своей нерегулируемостью. В частности, тормозится развитие фундаментальной науки, т.к. предприниматели в ней не заинтересованы; существуют отрасли общенационального значения, затраты на которые берет на себя государство (оборонная промышленность, здравоохранение, образование и т.д.); также требуется обеспечение основ успешного функционирования рыночной экономики. Эти и другие факторы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Невозможно отрицать его необходимость и по отношению к современной России. Потребность в поддержании нормального функционирования рынка особенно велика в связи с тем, что переход к рыночной системе в России произошел не естественно историческим путем, и многие отрасли промышленного производства, не приспособленные к рыночным условиям, нуждаются в поддержке со стороны государства.

Многие страны, формирующие рыночную экономику, в большей или меньшей степени стараются использовать различные методы регулирования экономики, которые вытекают из «институционального» подхода (КНР, Россия, Белоруссия, Узбекистан и другие. Смысл его в том, что государству в целях создания благоприятных условий для устойчивого роста экономики и повышения ее конкурентоспособности, необходимо создавать специальные институты (структуры) и вводить эффективные механизмы регулирования экономических процессов. Их основная функция состоит в том, чтобы выравнивать условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, сглаживать диспропорции в распределении валового внутреннего продукта, стимулировать развитие эффективной, общественно полезной деятельности, заботиться о защите природы, ресурсосбережении, приоритете социального развития экономики.10

В настоящее время государственное регулирование экономики России осуществляется в следующих основных направлениях:

  1. Разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований технологий и внедрений новых технологий в производство.

Однако динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в 2000-2010 гг. показывает, что этот показатель уменьшался с 2000 года, затем вырос к 2007 году, а затем снова упал и в 2010 году достиг наименьшего значения за рассматриваемый период. Это говорит о недостаточно успешном функционировании данного направления.

Диаграмма 1

Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки в 2000-2010 гг. 11

  1. Организация государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных программ.

Это направление приобретает все большее значение. В условиях рыночной экономики предприниматели заинтересованы в получении прибыли, и без участия государства частный бизнес не вовлекается в решение национальных проблем.

  1. Активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования для национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса.

  2. Регулирование качества товаров и услуг.

Осуществляется регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.12

  1. Антимонопольная политика.

В России главным органом, реализующим антимонопольную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентирует 49 правовых актов.13 Наиболее важными из них являются законы, определяющие функции государства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естественных монополий.

С самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулированию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги и т.п., т.е. на продукцию естественных монополий.

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации основывается на Конституции РФ, гражданском кодексе, а также федеральных законах.

Государство устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе с целью предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.14

  1. Государством устанавливаются и охраняются социально-экономические права граждан.

Схема 2

Основные социально-экономические права граждан Российской Федерации15

Номер и

пункт ст.

Содержание

Статья 34 пункт 1

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

Статья 34 пункт 2

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию

Статья 35 пункт 1

Право частной собственности охраняется законом

Статья 35 пункт 2

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами

Статья 36 пункт 2

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и законных интересов иных лиц

Статья 37 пункт 1

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

Статья 37 пункт 2

Принудительный труд запрещен

Статья 37 пункт 3

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы

Статья 37 пункт 4

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку

Статья 37 пункт 5

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск

Статья 39 пункт 1

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом

Статья 41 пункт 1

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Статья 43 пункт 1

Каждый имеет право на образование

Статья 44 пункт 1

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом

  1. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Нетрудоспособным предоставляются социальные трансферты. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.16

  2. Охрана окружающей среды.

  3. Государство финансирует природоохранные предприятия и поддерживает развитие природоохранных технологий, технологий, созданных с ориентацией на предотвращение негативных последствий их использования. Однако, данное направление недостаточно развито в России. Многие города России находятся в крайне тяжелом экологическом состоянии, что является последствием промышленного производства.

  4. Финансирование научных исследований из средств государственного бюджета. Расходы на науку из средств федерального бюджета увеличиваются с каждым годом, что видно из данных за 2000-2010 годы.

Таблица 1

Финансирование науки из средств государственного бюджета (млн.руб.)17

Годы

Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета – всего

В том числе

В процентах

   

На фунда-ментальные исследования

На прикладные научные исследования

К расходам федерального бюджета

К валовому внутреннему продукту

2000

17396,4

8219,3

9177,1

1,69

0,24

2001

23687,7

11666,6

12021,1

1,79

0,26

2002

31055,8

16301,5

14754,4

1,51

0,29

2003

41576,3

21073,3

20503

1,76

0,31

2004

47478,1

24850,3

22627,8

1,76

0,28

2005

76909,3

32025,1

44884,2

2,19

0,36

2006

97363,2

42773,4

54589,8

2,27

0,36

2007

132703,4

54769,4

77934

2,22

0,4

2008

162115,9

69735,8

92380,1

2,14

0,39

2009

219057,6

83198,1

135859,5

2,27

0,56

2010

237656,6

82173,8

155482,8

2,35

0,53

  1. Регулирование торговой деятельности в целях обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов.18

  2. Регулирование трудовых отношений.

Целями трудового законодательства являются: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и т.д.19

Обозначим некоторые меры, которые помогут успешно функционировать и выйти на новый уровень развития российской экономике:

  1. Государству принадлежит ответственность за выработку долгосрочной стратегии формирования и использования человеческого потенциала. Из примера западных стран, значительная доля расходной части бюджета приходится на науку, образование, здравоохранение, социальное развитие. 20

  2. Расширение деятельности в области охраны природы и ресурсосбережения.

  3. Обеспечение основ функционирования рынка – совершенствование антимонопольной политики и поддержки конкуренции.

Без создания экономических, политических, правовых и других условий для свободного предпринимательства России сложно будет выйти из глубокого экономического кризиса и войти в мировую экономику в качестве равноправного партнера. В формировании благоприятной предпринимательской среды велика роль современного государства. Необходим механизм поддержки и развития предпринимательства. Под таким механизмом понимается совокупность норм и действий по обеспечению стабильных, непротиворечивых взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Эти нормы и действия должны дать возможность самостоятельно и прибыльно работать, конкурировать с другими структурами, выплачивать в государственный бюджет необходимые налоги, получать своевременную помощь от государственных организаций без вмешательства во внутренние дела предприятия.

  1. Требуется повышение удельного веса государственной и государственно-корпоративной собственности. Важно разработать и обеспечить функционирование экономического механизма деятельности таких корпораций, их заинтересованности в НИОКР, инновациях и наукоемких инвестициях.

  2. Наряду с мерами по организации государственной собственности крайне необходимы меры по подавлению инфляции. 21

  3. Обеспечение всех участников хозяйственной деятельности достоверной, объективной информацией.

Следует учитывать также, что происходящий рост экономики имеет стихийный, неуправляемый характер и не позволил пока решить ни одну из острых проблем развития, стоящих перед страной. Практически во всех отраслях сохраняется высокий физический и моральный износ основных фондов, препятствующий инновационному развитию и повышению конкурентоспособности большинства производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных проблем.

Крайне важно для России не следовать слепо западным моделям государственного регулирования рыночной экономики, т.к. российская национальная экономика имеет ряд важных особенностей, главное из которых – переход от командно-административной экономики СССР к рыночному механизму.

В течение 20-го столетия на территории нашей страны существовали три сменявшие друг друга разные государства. До 1917 г. Это была Российская империя, после нее – Советская Россия, со временем превратившаяся в СССР, для которого была характерна командно-административная экономика. За десять лет до окончания прошлого столетия возникла Российская Федерация, перешедшая к рыночной системе хозяйствования.22

Советская экономическая модель представляет собой парадокс XX века. С одной стороны, долгое время она показывала крупные объемы производства и высокие темпы его роста. С другой, крайне низкие экономическую эффективность и уровень жизни населения. Большинство исследователей определяют построенный в СССР хозяйственный механизм как административно-бюрократический. В СССР сложилось так, что основной властной и организующей силой стал именно аппарат, включая и партийный.23

Современная российская экономика имеет большое количество проблем, многие из которых связаны с потерей доверия к системе государственного регулирования. Решить их можно только расширением государственного вмешательства в рыночную экономику. Так, проблемы монополий, коррупции требуют ужесточения законодательства. Проблему тяжелого экологического состояния можно решить с помощью увеличения штрафов за загрязнение окружающей среды и других мер.

Сегодня мир вновь вспоминает об обновленной роли государства, о стратегической программе развития, которая позволила бы вывести страну в новое качественное положение, обеспечила достойную жизнь народу. Необходимо вернуться, восстановить утраченное доверие к государственному регулированию. Без выработки долгосрочной стратегии, опирающейся на институциональную основу, не выбраться из трясины либерализма.

Нужно развенчать миф о либерализме24, ставшем символом рыночной экономики. Сам курс экономической теории в России представляет собой слегка «подретушированный» экономикс. Отсюда неразбериха в оценках экономистов о ходе реформ в России, роли государственного регулирования и вообще экономической политике страны.25

Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Так, отечественные экономические реформаторы явно недооценивали психологическую реакцию населения на реформы. Русские люди не склонны к принятию рыночных ценностей и сохраняют антирыночную ментальность. В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов.26

1 См.: Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Калининград, 1997. С.7.

2 Составлено на основе данных из: Расулев А., Воронин С. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис // Общество и экономика. 2009. №1. С. 74.

3 См.: Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. – М., 1998. С.16.

4 См.: Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. – Калининград, 1997. С.5.

5 Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. – Калининград, 1997. С.5.

6 Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. – М., 1998. С.25.

7 Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. – Калининград, 1997. С.5

8 Трунин С.Н., Вукович Г.Г. Макроэкономика. М., 2008. С.125.

9 См.: Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. – Калининград, 1997. С.6.

10 См.: Расулев А., Воронин С.Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис // Общество и экономика. 2009. №1. С.72-73.

11 Построено на основе данных из: http://www.gks.ru/wps/portal - сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по секторам деятельности.

12 Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 № 2300-1. http://www.consultant.ru/popular/consumerism/37_1.html#p54 Преамбула.

13 Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. М., 2011. С. 586.

14 Федеральный закон от 26.07. 2006. №135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 1.12.2007, 29.04.2008, 30.06.2008, 8.11.2008 , 17.07.2009, 27.12.2009, 5.04.2010, 8.052010, 29.11.2010, 1.03.2011, 27.06.2011, 1.07.2011, 11.07.2011, 18.07.2011, 21.11.2011, 6.12.2011). Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Статья 1, пункт 2. Статья 2. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=61763.

15 Составлено на основе Конституции Российской Федерации. – М., 2006.

16 См.: Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. М., 2011. С. 606.

17 Составлено на основе данных из: http://www.gks.ru/wps/portal - сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Финансирование науки из средств государственного бюджета.

18 Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18.12.2009. Одобрен Советом Федерации 25.12.2009. В ред. Федерального закона от 23.12.2010 №369-ФЗ, С изм., внесенными федеральным законом от 21.11.2011 №327-ФЗ. Статья 2, пункт 1,2,3. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108367.

19 Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статья 1. http://www.consultant.ru/popular/tkrf/.

20 См.: Расулев А., Воронин С. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис // Общество и экономика, 2009. №1.

21 См.: Нанаев К. Факторы усиления государственного регулирования // Экономист. 2009. №6.

22 См.: Максимцева И.А. Модернизация России: социально-экономический и технологический аспект / Общ. ред. Максимцевой И.А. – СПб, 2008.

23 См.: Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. М., 2011. С. 573.

24 Взгляды экономистов, считающих, что рынок не нуждается в государственном регулировании.

25 См.: Нанаев К. Факторы усиления государственного регулирования // Экономист. - 2009.-№6.

26 См.: Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. М., 2011. С. 331.

Просмотров работы: 16699