БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Эта тема очень актуальна сегодня, так как от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Система налогов и сборов, уровень государственных расходов, распределение бюджета государства служит механизмом экономического воздействия на уровень ВНП, ВВП и национального благосостояния, также служит достижением эффективного общественного производства, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса.

Федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Тяжелое положение экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой, - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления фискальной политики.

Актуальность рассмотрения данной темы заключается в следующем: многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии; особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики.

В последнее время прослеживается тенденция к усилению роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики. Во-первых, мною будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены ее основные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, мною будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ.

Состояние фискальной политики на современном этапе развития экономики. В настоящее время, бюджетная политика должна стать важным инструментом восстановления сбалансированного развития, играя тем самым важную роль в снижении инфляции.

Главной целью бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Десятилетний период рыночных преобразований в России позволяет выработать четкий взгляд на направление реформирования финансовой системы. Сегодня экономика России находится в той фазе развития, когда производство не достигло еще уровня полной занятости. Следовательно, задача государственного регулирования должна заключаться не в ограничении совокупного спроса, а в стимулировании его расширения.

На протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. Оказались не учтены особенности объекта реформирования – экономики России.

Допущенные просчеты во многом могут быть оправданы тем, что проблемы перехода от плановой экономики к регулируемому рыночному хозяйству являются наименее разработанными.1

Вхождение российской экономики в фазу рыночных отношений отмечено резким усилением инфляционных тенденций. Многократный рост цен выдвинул в число первоочередных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного климата. Данный период привел к резкому обострению бюджетных средств и увеличению дефицита государственного бюджета, что объективно вынудило государственные органы управления повышать налоги. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.

Ужесточение налоговой политики, сопровождавшееся становлением жесткой бюджетной системы финансирования, – постоянное направление деятельности экономических органов на протяжении переходного периода (в то время как страна нуждалась в обратном). В настоящий момент фискальная ориентация налоговой системы по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционной активности.

Таблица 1

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%2

 

2008

2009

2010

2011

2012(пл)

2013(пл)

2014(пл)

Доходы в реальном выражении

100,0

72,7

75,6

95,1

95,0

97,2

102,6

Расходы в реальном выражении

100,0

117,3

112,9

116,5

125,1

128,6

130,1

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов)

100,0

117,3

113,7

117,1

123,3

126,6

131,1

Цена, заплаченная и Россией, и другими странами мира за кризис, — весомый аргумент в пользу того, что гораздо выгоднее не допустить развитие кризиса, чем преодолевать его последствия. Поэтому, хотя предыдущий кризис еще нельзя считать полностью завершившимся, необходимо начинать активную подготовку к следующему. Это подразумевает его профилактику и создание условий для максимального смягчения негативного воздействия на нашу экономику.3

Таблица 2

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%4

 

2008

2009

2010

2011

2012(пл)

2013(пл)

2014(пл)

Доходы в реальном выражении

100,0

72,7

75,6

95,1

95,0

97,2

102,6

Расходы в реальном выражении

100,0

117,3

112,9

116,5

125,1

128,6

130,1

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов)

100,0

117,3

113,7

117,1

123,3

126,6

131,1

Вместе с темРоссия столкнулась с дефицитом бюджета впервые за десять лет, который составил в январе-феврале 1,5% ВВП. По оценке экспертов, такого не было лет десять. Эксперты и Минфин объяснили, почему так произошло и что будет с бюджетом к концу года. Как оказалось, с точки зрения исполнения бюджета дефицит в данном случае скорее плюс, чем минус.

По предварительным оценкам Минфина, дефицит бюджета России в январе-феврале составит 124,5 млрд.рублей, или 1,5% ВВП. Об этом сообщила замминистра финансов России Татьяна Нестеренко.5

По ее данным, в январе дефицит составил 18 млрд. рублей, в феврале 106,6 млрд. рублей.

«Появление бюджетного дефицита в начале года вполне ожидаемо и логично. Ранее правительство перенесло увеличение тарифов на газ, электричество, коммунальные платежи на более поздний срок. Кроме того, правительство увеличило зарплаты военнослужащим и начало осуществлять другие бюджетные расходы», — объясняет Дмитрий Лукашов.

Нестеренко объяснила рост дефицита тем, что расходная часть бюджета исполняется с опережением.

Сегодня в некоторых отношениях ситуация в России лучше, чем во многих других странах. Мы имеем самый низкий среди стран «большой двадцатки» уровень государственного долга (лишь порядка 10 % ВВП), сохраняются средства в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Вместе с тем перед нами стоят очень серьезные среднесрочные и долгосрочные вызовы. Учитывая возможность ухудшения внешнеэкономических условий, нашей стране необходимо, с одной стороны, принять меры по увеличению доходов, а с другой – по сокращению расходов и повышению их эффективности.

Резервный фонд, в котором к концу 2012 года планируется накопить 2,2 трлн. руб., способен компенсировать потерю бюджетных доходов в течение года даже при падении цен на нефть до 60 долл./баррель. Однако мы должны быть готовы также и к другим сценариям – длительному постепенному снижению цен на нефть и их колебаниям. Это требует принятия более широкой системы мер налогово-бюджетного характера.6

В посткризисный период уже были приняты некоторые решения по увеличению государственных доходов. Выросли ставки социальных взносов, увеличилось изъятие природной ренты в газовом секторе, повышены ставки акцизов на алкоголь и табак (мера направлена на решение в том числе и социальных задач). В ближайшей перспективе в России планируется провести ряд дополнительных мер, направленных на дальнейшее увеличение доходов бюджетной системы. При этом основной упор предполагается делать на внутренних резервах налоговой системы.

Другая задача бюджетной консолидации связана с оптимизацией расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов бюджетной системы правительство приступило к реализации амбициозной программы повышения эффективности бюджетных расходов. Ключевым пунктом программы служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг.

Показатели экономического роста. Эффективная фискальная политика ведет к увеличению различных показателей уровня жизни населения, таких как ВВП, уровень инвестиций в экономике, реальные доходы населения, прожиточный минимум и т.д. Для анализа налогово-бюджетной политики нашего государства необходимо рассмотреть некоторые из них и выявить ее эффективность на данном этапе.

По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились. В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%. В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6%.7

Диаграмма 1

Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и планируемые на 2012-2014 гг.8

Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году. Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2012 году на 6% к 2011 году.

В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий.

Диаграмма 2

Ключевые блоки государственных программ9

Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. В 2011 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже, чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2011 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2011 году против 69,5% в 2010 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2011 году (14,1% в 2010 году). По итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.

В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год.

Анализ проводимой политики.

Таблица 3

Основные параметры федерального бюджета10

 

2010 (отчет)

2011

(оценка)

2012 (проект)

2013 (проект)

2014

(проект)

Показатель, млрд. руб.

         

Доходы, всего

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

в т.ч.:

         

нефтегазовые

3 830,7

5 579,3

5 574,9

5 645,8

6 127,2

ненефтегазовые

4 474,7

5 632,0

6 205,0

7 060,1

7 964,6

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

в т.ч.:

         

обслуживание государственного долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

% к ВВП

         

Доходы, всего

18,5

21,0

20,1

19,6

19,4

в т.ч.:

         

нефтегазовые

8,5

10,5

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые

10,0

10,6

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

в т.ч.:

         

обслуживание государственного долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

дефицит

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7

Проанализируем проект министерства финансов по организации бюджета на период 2010-2012 годов с уже реальными экономическими показателями. Так в 2010 году правительством были предусмотрены расходы в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно изменялась структура расходов бюджета: вырос объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу. На деле же, по данным Росстата, расходы из федерального бюджета составили в 2010 году 9,660 трлн. рублей, а в 2011 году – 10,117 трлн. рублей.11 Это означает, что распределение бюджета России осуществляется с опережением, т.е. тратится большая сумма, чем планировалось.

Также по плану в 2010 году прирост ВВП должен был составить 1,0%, после чего он постепенно повышался бы: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году. По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%.12 При этом в 1-м полугодии, как сообщает нам министерство финансов, темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, но в дальнейшем они замедлились. В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень жизни населения вырос в большей степени, чем было предусмотрено в Бюджетном послании за 2009 год.

Инвестиций в основной капитал в 2010 году составили порядка 6%, по сравнению с планируемым показателем в 4%. Что говорит о том, что в нашем государстве наблюдается большее оживление инвестиционной активности и рост кредитования, т.е. развитие всей банковской системы в целом. Прирост инвестиций в 2011 составил 0,1%. И по итогам 2011 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2010 году.

По направлению проведения бюджетной политики министерством финансов на 2010-2012 гг. доходы населения в реальном выражении в 2010 должны были снизиться на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года, на деле же произошел их рост на 4,1%, что свидетельствует о том, что направленность нашего государства на увеличение жизнеобеспеченности проходит успешно. В последующие годы реальные доходы населения будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Но структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2011 году против 69,5% в 2010 году), как сообщает нам министерство финансов. В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2011 году (14,1% в 2010 году).

Бюджетная политика на 2010-2012 гг. была направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой, - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетно-налоговой политики на 2010-2012 гг. являются:13

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса;

  2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов;

Таблица 4

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг.14

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

 

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые

           

234,0

483,1

%% к общему объему расходов

           

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0

  1. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств;

  2. Повышение эффективности налоговой системы;

  3. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам;

  4. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

Бюджет 2012-2014 гг. направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Приоритетные задачи бюджетно-налоговой политики на 2012-2014 гг., определяющие стратегию развития страны:15

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

Из данных направлений можно сделать вывод, что некоторые планы министерства финансов на 2010-2012 гг. не выполнены, например, задача увеличения роста уровня жизни населения, в т.ч. и роста доходов граждан, поставлена уже как наиболее приоритетная для государства.

Пути и методы совершенствования налогово-бюджетной политики. В своем бюджетном послании Президент отметил: «Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств».16

Министерством финансов планировалось, что в 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.17

Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8%.18 При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составили: доля бедного населения - 13,1%, прожиточный минимум – 6 535 рублей.

В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 594 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,5 %.

По итогам 2011 года ожидалось увеличение реальной заработной платы на 3,6%, а реальных располагаемых доходов населения – на 1,5%.

В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5,0% в год, реальной заработной платы – в среднем на 5,7% в год.

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, но полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.

С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.

Таблица 5

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей19

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

   

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 019,4

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы

847,9

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика

1 926,9

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

551,9

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

85,8

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

470,1

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3

Таким образом, были рассмотрены основные виды и методы осуществления фискальной политики государства, а также особенности фискальной политики в России. Ясно высвечивается необходимость совершенствования и оптимизации инструментов государственного регулирования экономики. В условиях, когда государственные финансы находятся в кризисном состоянии, а равновесие между доходами и расходами госбюджета крайне нестабильно, следует активно искать пути сокращения бюджетного дефицита, и, прежде всего, за счет расходной его части.

Можно сделать вывод, что бюджетная политика связана с оптимизацией расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов правительство старается повысить эффективность бюджетных расходов. Ключевым пунктом служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг, что создаст стимулы для повышения экономической самостоятельности бюджетных учреждений, их заинтересованность в повышении качества и объема предоставляемых услуг.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Главный упор следует делать на косвенные, а не прямые налоги. При этом важным может оказаться мировой опыт в области фискальной политики, который необходимо тщательно изучить и применить с учетом современных реалий России.

В этой области сделано уже немало. Последние годы были периодом активно­го законотворчества и преобразования старой налоговой системы. Впервые налоги в России разделены на три вида: федеральные, республиканские и местные. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено, в конечном итоге, на максимальное стимулирование предпринимательской активности, эко­номической эффективности и достижение на этой основе макроэкономи­ческого равновесия.

1 Эффективна ли нынешняя налоговая политика // Финансы. 2002. № 10. С. 28.

2 Министерство Финансов Российской Федерации – Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. М., 2011.

3 Бюджетная политика в условиях новых глобальных рисков. Издательский дом «Бюджет». 15.03.2012. № 4.

4 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.

5 Высказывания Т.Г. Нестеренко информационным агентствам по итогам расширенного заседания Коллегии Федерального казначейства. Министерство финансов РФ. 28.02.2012. – http://bujet.ru/whitepages/84247.php.

6 Спелова П. Январь ушел в расход. Россия столкнулась с дефицитом бюджета впервые за десять лет. - vz.ru. Электронная газета «Взгляд.ру». 28 февраля 2012.

7 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.

8 Проект «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г.». Министерство финансов Российской Федерации. М., 2011.

9 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.

10 Министерство Финансов Российской Федерации – Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 года, Москва, 2011 год.

11 По данным «Российского статистического ежегодника». – М.: Госкомстат России, 2011.

12 Федеральная служба государственной статистики. Валовой внутренний продукт в % к предыдущему году. – http://www/gks.ru.

13 Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2010.

14 Проект «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г.». Министерство финансов Российской Федерации. М., 2011.

15 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.

16 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года.

17 www.protown.ru – федеральный портал.

18 www.minzdravsoc.ru – официальный сайт минздравсоцразвития РФ.

19 Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г. Министерство Финансов Российской Федерации. М., 2011.

Просмотров работы: 13818