СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА

Шестакова И.С. 1
1ГАОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночной экономики наиболее эффективный механизм осуществления инновационного процесса - это коммерциализация научных достижений, новых знаний и технологий, превращение их в товарный продукт или услугу. При этом образование, наука и производство получают стимулы и мотивы для быстрого достижения успеха и максимального коммерческого результата.

Однако в погоне за коммерческим эффектом существует, а нередко и дает о себе знать опустошительными последствиями опасность упустить главную задачу учебно-воспитательного процесса - воспитание личности специалиста. Ведь очевидно, что облик общества будущего определит нынешняя молодежь, особенно студенческая. Наряду с профессиональной компетентностью, представители молодого поколения, будущие специалисты должны обладать достойными нравственными и гражданскими качествами. Эти качества не являются врожденными и формируются не стихийно, а лишь в процессе воспитания, образования и практической деятельности.

Изучение проблемы формирования имиджа будущего специалиста следует начинать с определения основных понятий. Ведь прежде чем говорить, допустим, о целях формирования имиджа, об этапах этого процесса и т.п., необходимо определиться с такими понятиями, как «имидж».

Но начать следует с определения основного понятия в имидже-логии - с понятия «имидж». Каждый человек при выборе учебного заведения хочет, закончив его, быть востребованным на рынке труда. Но надо заметить, что абитуриенты, поступая в вуз, не в полной мере осознают специфику той профессии, которую собираются получить и не задумываются о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться в будущем

Создание системы высшего образования, отвечающей условиям рыночных отношений, и реализация оптимальных подходов к формированию личности будущего специалиста в ходе учебно-воспитательного процесса - вот две основные проблемы, которые настоятельно необходимо решить, чтобы вывести нашу высшую школу на современный уровень, придать ее развитию инновационный характер.

Современная жизнь требует подготовки высококвалифицированных специалистов, но их профессиональное и личностное становление происходят в очень сложных, противоречивых социально-экономических и идейно-политических обстоятельствах. Новыми должны быть и мышление кадров, и их деловая культура, и их гражданская позиция.

Между тем опыт последних лет показывает, что в условиях ломки сложившихся форм социальных отношений, экономических и политических преобразований готовность значительной части людей, особенно жителей села, к возросшей свободе и ответственности оказалась далеко не достаточной. Снижение уровня жизни, распад коллективных хозяйств, распространение таких явлений, как безработица, низкая материальная обеспеченность значительной части населения, падение нравственных устоев и отсутствие идеалов, политическая и экономическая нестабильность, повлекли за собой развитие негативных тенденций и среди студенческой молодежи. Это, прежде всего, распущенность, потеря культурных ориентиров, цинизм и пьянство.

Понятно, что названные выше негативные тенденции в молодежной среде хотя и вызваны объективными проблемами общества, но в значительной мере получили развитие на фоне ослабления воспитательной работы, уменьшения того позитивного влияния, которое раньше оказывали на молодежь семья, школа, общественные организации. В известном смысле слова, вплоть до момента поступления в вуз многие молодые люди оказались предоставлены лишь самим себе и в нравственном отношении формировались стихийно, под влиянием случайных обстоятельств и социальной микросреды.

Нет нужды говорить о том, что воспитательная работа является неотъемлемой составной частью деятельности вуза. Исходя из органической целостности и тесного единства процессов обучения и воспитания, функции воспитания могут быть в полном объеме реализованы только в ходе профессионального обучения и образования. А для этого преподаватели специальных дисциплин должны уметь организовывать процесс общения со студентами таким образом, чтобы побудить их к осознанному усвоению знаний и выработке общих и специальных навыков. Наличие тесных контактов между педагогом и студентом на базе общих профессиональных интересов помогает будущему специалисту более глубоко осознать себя как личность.

Овладение научными знаниями, высокая познавательная активность расширяют кругозор студентов и создают предпосылки для формирования устойчивой позитивной направленности личности, в структуре которой существенное место занимают нравственные потребности, знания, убеждения, мотивы и установки. Процесс формирования нравственной направленности личности студента не должен осуществляться спонтанно, а требует со стороны педагога и воспитанника целенаправленных усилий. И, прежде всего, необходимо создать в коллективах, учебных заведений атмосферу высокой нравственной требовательности.

Весьма важным для правильной организации воспитательной работы является сознательное признание и приятие того, что каждый человек уникален, и в этом кроется его право на неповторимость личного образа жизни. Первейшим принципом взаимоотношений в коллективе должно являться понимание того, что личная свобода заканчивается там, где начинается свобода других людей, понимание, в основе которого лежит эмпатия, - умение понять внутренний мир другого человека, умение поставить себя на место другого.

Для эффективной постановки воспитательного процесса необходимо, чтобы каждый преподаватель хорошо знал не только научное содержание своей дисциплины, но и ее культурное значение, гражданский и нравственный смысл и, конечно, умело доносил их до студентов. Принципиально важно проявлять педагогический такт в общении со студентами, предполагающей создание в процессе обучения атмосферу разумной требовательности. Если студенты будут хорошо осознавать понятия долга, ответственности, совести, принципиальности, а также суть педагогических требований, то с психологической точки зрения у них будут формироваться правильные нравственные установки, ценностные ориентации в поведении

Среди проблем высшей школы одной из самых серьезных остается проблема преподавателя. Все подразделения вуза оказывают воспитывающее воздействие на студенческую молодежь. Но ни денежные дотации, ни новые специальности, планы и программы не сделают учебно-воспитательную работу вуза эффективной, если не решена проблема воспитывающего воздействия и взаимодействия преподавателей и студентов. Здесь уместно вспомнить высказывание К.Д. Ушинского о том, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что характер воспитывается характером, личность формируется личностью, которую не могут изменить никакие программы и методики.

Воспитание разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем самосознания, ответственности, творчески мыслящей, самостоятельной, требует переноса акцента во взаимоотношениях между педагогом и студентом с объектно-субъектных на диалоговые и субъектно-субъектные. Преподаватель не должен рассматривать студента как школяра. Напротив, воспитанника, будущего специалиста, преподаватель изначально признан воспринимать как самоценную личность - не как того, кого только лишь учат, а как того, кто учится сам, идет вперед. Ведь известно, что существует осязаемая разница между теми преподавателями, которые готовят специалистов, так сказать, на репродуктивном уровне, как правило, достаточном, чтобы овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками на уровне их простого воспроизводства, и теми, кто имеет дело со студентом как с личностью, апеллируя в обучении к ее творческим способностям, доверяя, но и контролируя постижение профессии будущими специалистами.

Не утратил своего значения принцип педагогического руководства, согласно которому преподаватель представляет собой образец для студента в процессе обучения. Именно поэтому следует учитывать, что студенты станут более образованными людьми, настоящими профессионалами, новаторами, экспериментаторами, если они видят, что их преподаватели обладают этими качествами.

Осмысление ведущих функций и тенденций развития образования позволяет определить подходы к подготовке студентов, которые сегодня необходимы для повышения имиджа будущих специалистов.

Слово имидж (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.

В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Различные подходы к образованию складываются в рамках различных теорий и концепций. Ориентация преподавателя в современных подходах к высшему профессиональному образованию помогает ему определить основные направления, цели и принципы своей деятельности, т.е. сформировать свою позицию и выстроить на их основе систему своих действий.

Большинство современных подходов к подготовке специалистов обеспечивают реализацию и конкретизацию личностно ориентированной парадигмы образования.

Личностный подходпереакцентирует внимание профессионального образования с овладения специальностью как усвоения профессиональных знаний, умений и навыков на выращивание личностного потенциала специалиста.

Традиционное образование, рассматривая процесс подготовки специалиста, способного эффективно выполнять свою деятельность, также придаёт значение развитию личности студента, но при этом рассматривает данное развитие как результат формирования определённого набора необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений, развития профессиональных способностей и профессионально значимых свойств личности.[6].

Личностный подход изменяет представление о приоритетных задачах высшего профессионального образования.

Он видит их не только и не столько в присвоении профессиональных знаний, способов деятельности, норм и ценностей, в развитии определённых личностных качеств, сколько в раскрытии сущностных сил личности.

Ее интеллектуального и нравственного потенциала, её способности свободно ориентироваться в сложных социальных и профессиональных обстоятельствах, не только обслуживать существующие технологии, но и осуществлять инновационные, творческие процессы.

Личностный подход заключается в становлении студента как активного субъекта, реализующего в учебном процессе и в профессии свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность.

Наиболее полно пути реализации данного подхода в обучении определены К. Роджерсом [6]. Он связывает его со значимым учением, определяющем потребность человека быть личностью, потребность разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и творческий потенциал.

Важнейшими условиями, обеспечивающими субъективную позицию обучающегося, являются:

- наполненность содержания обучения жизненно важными для обучающихся проблемами, стремление решить которые побуждает узнать что-то новое или изменить что-то в себе;

- конгруэнтность личности педагога, т.е. способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять своё истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у студента, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности;

- принятие и понимание студента, безусловное положительное отношение к нему, ведущее к созданию безопасного психологического климата;

- предоставление возможности свободного выбора и помощь студенту в выборе учебного материала и средств деятельности;

- опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения её внутреннего потенциала, к личностному росту [7].

В.В. Сериков рассматривает смысл личностного подхода в создании условий для проявления личностных функций студента, его универсальных личностных способностей: мотивации, выбора, смысла, творчества, самореализации и рефлексии. Основной путь реализации данной идеи автор видит в создании личностно ориентированной ситуации, в которой востребовано проявление личностных функций и осуществляется поиск новых смыслов, выбор творческих вариантов решения проблемы, в процессе чего и происходит формирование субъективного опыта обучающегося [7].

Не менее важным в образовании является индивидуальный подход к подготовке специалистов.

Индивидуальность выступает как внутренняя целостность и относительная самостоятельность личности, способность активно действовать и своеобразно проявлять себя на основе раскрытия своих внутренних духовных сил и творческого потенциала.

В основе современных концепций творческого развития личности лежит представление о творчестве как реализации человеком своей индивидуальности. Таким образом, в данном значении индивидуальность выступает как глубина, сущность личности, что отражается в появившемся в психологии понятии «индивидуальность личности».

Сердцевиной индивидуальности, самобытности личности выступает система её ценностей и смыслов, проявляющихся в установках по отношению к миру и самому себе. Понимаемый в данном аспекте индивидуальный подход предполагает направленность педагогического процесса на развитие личности студента как индивидуальности: создание условий для осознания и проявления своего «я», своих целей, ценностей, смыслов; выбор соответствующих своей индивидуальности содержания и способов учебной и профессиональной деятельности.[6].

Осуществляя индивидуальный подход в процессе подготовки специалистов, необходимо ориентироваться на обе его составляющие и строить педагогический процесс, не только учитывая индивидуальные особенности обучающихся, но, прежде всего, создавая условия для развития их индивидуальности [7].

Культурологический подход развивается в русле личностно ориентированной парадигмы образования и заключается в направленности образовательного процесса на становление культурной личности специалиста, формирование студента как носителя общей и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире и профессиональной деятельности.

По мнению Е.В. Бондаревской, культурологическое личностно ориентированное образование - это образование, центром которого является человек, познающий и творящий культуру путём обмена духовными ценностями и личностными смыслами, создание произведений индивидуального и коллективного творчества. [1].

Профессиональная культура всегда имеет в своей основе общую культуру личности. Их целостное освоение специалистом обеспечивает: формирование собственной системы профессиональных ценностей, обретение личностного смысла профессионального труда; овладение культуросообразными способами и технологиями профессиональной деятельности; построение системы межличностных и деловых отношений в процессе труда, соответствующих нормам культуры общения; развитие потребности в общекультурном развитии, профессионально - личностном совершенствовании; личностный вклад в развитие профессиональной культуры общества в процессе творческой деятельности.

Одна из причин, затрудняющих становление студента как носителя культуры, заключается в том, что, организуя образовательный процесс, педагоги не учитывают своеобразие механизмов наследования культуры.

Усваиваемые знания и способы деятельности являются элементами культуры в той степени, в какой несут в себе воплощённый в них человеческий дух и его творческую сущность. Если эта сущность не осознаётся и не пронимается как значимая тем, кто усваивает данные знания и способы деятельности, освоения культуры не происходит.

Результатом освоения культуры выступают не столько знания и умения, сколько ценности, личностные смыслы, её логика-понимание, принятие, любовь.

В результате студент становится не столько носителем культуры, сколько обладателем определённой суммы знаний и умений [5].

Таким образом, освоение профессиональной культуры происходит не столько путём усвоения системы специальных знаний и способов деятельности, профессиональных норм, образцов, эталонов, сколько через процессы творческого выбора и творческого личностного вклада [1].

Центром культурологического подхода становится аксиологический подход к подготовке специалиста, суть которого заключается в ориентации высшего образования на формирование у студента системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу.

Сегодня психология и педагогика сосредотачивают своё внимание на формировании ценностного отношения к миру как основной задачей образования.

Профессиональные ценности занимают ведущее место в системе ценностей человека, поэтому их формирование является важнейшим условием не только профессиональной подготовки, но и становления личности в целом. В основе любого компонента общей и профессиональной культуры специалиста лежат соответствующие ценности.

Культура профессионального общения базируется на присвоении и выработке им ценностей - отношений, ценностей - норм, определяющих отношение к партнёрам, производственному персоналу, другим специалистам в процессе управленческой, производственной и другой профессиональной деятельности. В них проявляются также отношения специалиста к самому себе как к профессионалу и личности [4].

Профессиональные качества специалиста, его способности (специальные, коммуникативные, творческие, интеллектуальные) образуют ценностные-качества.

Формирование технологической культуры будущего профессионала предполагает выбор наиболее культуроспособных, т.е. наиболее ценных с личностной и профессиональной точки зрения, средств и способов деятельности.

Ценностная система знаний, используемых в процессе творческой профессиональной деятельности на уровне производственных технологий, закономерностей, принципов, также представляет собой подсистему ценностей - средств [2].

Каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, как общих, так и специфичных для данной деятельности. Среди них особо выделяются те, которые определяют отношение к профессии, значимость данной трудовой деятельности для личности, характеризующие её потребности и мотивы участия в ней, а, следовательно, во многом определяющие и мотивацию учащихся к учебной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Исходя из многочисленных исследований, социологами выделены и рассмотрены общие для студентов ценности, влияющие на выбор профессиональной деятельности:

- содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности (соответствие интересам и способностям, творчество в труде, возможность самосовершенствования);

- общественная значимость труда, определяемая его результатами и последствиями;

- ценностное отношение к режиму и условиям труда: социально - экономическим (характер труда, оплата и другие виды вознаграждения за труд); морально - психологическим (возможности межличностного общения, достижения успехов, профессиональный рост) [3].

К сожалению, у большей части молодёжи преобладает утилитарно - экономическая точка зрения на ценности профессии, побуждающая искать в ней, прежде всего средство удовлетворения материальных потребностей.

Психологи утверждают, что наличие значимой работы, благодаря которой люди могут развивать свой творческий потенциал, есть главная социальная потребность личности.

В условиях, когда человек вынужден использовать только малую часть своего потенциала, возникает отвращение к работе, что влияет не только на её качество, но и на качество жизни самого человека нет стремления к улучшению своего профессионального имиджа.

Возрастание роли человеческого самоосуществления в современном мире рождает новую этику человеческого труда. Ведущими профессиональными ценностями личностного роста, самоосуществления и самореализации - только в этом случае человек мотивирован к труду больше внутренним, чем внешним стимулами и способен воспринимать свою профессиональную деятельность как способ своей жизнедеятельности [4].

С помощью активных форм и методов обучения моделируются не только содержание профессиональной деятельности, но и те социальные отношения, в которых оно осуществляется.

Согласно контекстному подходу, целенаправленное освоение какой - либо профессиональной деятельности человеком невозможно вне контекста его жизненной ситуации, в которую включается не только он сам, но и внешние условия, другие люди, с которыми он находится в отношениях межличностного взаимодействия. Совокупность всех этих элементов и составляет контекст, придающий личностное значение и смысл данной ситуации.

Моделирование в учебной деятельности студентов ситуаций профессиональной деятельности позволяет ввести содержание будущего труда в контекст реальных учебных и жизненных отношений, а, следовательно, способствует не только усвоению и творческому применению знаний, но и принятию их как средства профессионально и личностно значимой деятельности. Таким образом, обучение осуществляется одновременно в двойном контексте: в контексте профессиональной и контексте жизненной ситуации студента [2].

На основе данного подхода разработана технология контекстного обучения, включающая в себя целый ряд форм и методов, обеспечивающих переход от учебной деятельности академического типа к профессиональной деятельности.

Происходит последовательная трансформация одной формы учебной деятельности в другую: учебная деятельность академического типа трансформируется в квазипрофессиональную деятельность (деловые игры и другие формы моделирования), а затем - в учебно - профессиональную (производственная практика, курсовое и дипломное проектирование и т.д.), что создаёт условия для естественного перехода от учения к труду.

Профессионально - технологический подход позволяет строить системный процесс обучения, учитывающий двойственную природу профессионального образования, развивающегося по законам производства и профессиональной педагогики.

Для профессионально - технологического подхода характерна ценностно - целевая направленность на реализацию профессиональных образовательных программ, содержание которых составляют основные виды профессиональной деятельности специалиста и их теоретические основы.

Целостная структура содержания учебного материала программ обучения конкретной дисциплине специальной подготовки выстраивается с учётом производственной и педагогической технологии.

Фундаментальная роль профессионально - технологического подхода заключается в том, что он позволяет выстроить психолого-педагогические процедуры деятельности субъектов образовательного процесса в контексте с производственными действиями, операциями, процессами, технологиями профессиональной деятельности специалиста среднего профессионального образования [4].

Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что с переходом к рыночным отношениям в экономике роль целенаправленного воспитания специалистов, в том числе нравственного, гражданского и экологического, не снижается, а растет. Как и прежде, основная доля ответственности за воспитание студентов лежит на преподавателе. В наши дни более остро, чем прежде, стоят задачи усиления взаимосвязи обучения и воспитания, ибо будущий специалист, мыслящий и действующий, как правило, прагматически приходит к современному мировоззрению, в первую очередь, через освоение своей профессии и через свои деловые интересы.

Наконец, в содержании и организации воспитания молодежи надо принимать во внимание изменения в функциях современного вуза, который не только коммерциализируется, но и вовлекается в глобальные процессы.

Примечание:

1. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостность педагогической теории // Школа духовности. - 2001. - №5. - с.41-52.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М., 2001.

3. Н.Г. Григорьева. Влияние системы ценностей на формирование будущих специалистов // Специалист. -2005. - №5. - с.22.

4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально - педагогической деятельности: Учеб пособие для учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.

5. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.,1996.

6. Роджерс К. взгляд на психотерапию: Становление человека: Пер. с англ. - М., 2000.

7.Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. - №5. с.16-21.

Просмотров работы: 1896