ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ (ДОСУГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ (ДОСУГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трудности социально-экономического развития страны, резкие спады в экономике, лишающие культуру достойной финансовой поддержки, не остановили процесс развития народного творчества и не погасили в людях стремление к художественному творчеству. В последние годы повышается интерес общества к массовым праздникам, фестивалям, театральным постановкам, ландшафтным спектаклям, разным формам зрелищного искусства. Зрелища дают возможность наиболее доступному познанию, отвечающему потребностям, стилю жизни современного человека.

Проведение самых различных фестивалей прочно вошло в современную культурную жизнь Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, в состав которой входят слушатели с высокой степенью избирательности.

Современные культурно-массовые мероприятия оперируют такими режиссерскими выразительными средствами, как очень укрупненная массовая сцена, где занято очень много участников, пиротехника, голосовая и музыкальная фонограммы. Пример такого мероприятия - ежегодный праздник «Алые паруса» в Петербурге на Неве, пушкинская «Русалка» на берегах реки Оредеж, торжества в честь великого князя Александра Невского в городе Старая Ладога – внутри Староладожской крепости, и другие. Также отметим множество новых форм проведения массовых мероприятий: различные фестивали, карнавалы, и т.д.

Организация фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны. Для коллективов художественной самодеятельности клубных учреждений, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, фестиваль – это широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусств. Как видим, это достаточно широкое определение, поэтому сузить и конкретизировать его можно, вписав проводимые мероприятия в определённые жанры: музыкальные фестивали, хореографические, фестивали театрального искусства, кинофестивали, телевизионные фестивали, фестивали циркового искусства, фестивали, воссоздающие обряды традиционных народных праздников и т. д.

Как мы отметили, определение фестиваля не обладает особой конкретностью. Однако есть ряд характерных черт, присущих мероприятиям данного формата:

  1. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. По продолжительности проведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года).

  2. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства (страны, региона, города, концертного или театрального зала). По своим масштабам и географии фестивали бывают: Всемирные, Международные, Республиканские, Областные (краевые), районные, региональные. Фестивали, которые проводятся регулярно, имеют свою эмблему, гимн и символику. В связи с проведением таких фестивалей издаются тематические плакаты, изготавливаются значки, сувениры. Участникам и победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные призы.

  3. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов т. п. Фестиваль может функционировать и как единовременная, и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам.

В культурных практиках современной Европы можно встретить еще одну форму фестиваля – единовременная культурная акции. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран - членов международных институтов.

Большинство фестивалей, проводимых международными культурными институтами и организациями, так или иначе, связано с экспериментальными и новыми формами художественной деятельности. Подобного рода мероприятия проводятся исключительно на некоммерческой основе. Исполнительские коллективы и отдельные солисты принимают участие в них либо безвозмездно, либо на условиях незначительного гонорара, а основная часть организационных расходов оплачивается из средств региональных и местных бюджетов.

Если говорить об истории фестивального движения, то следует отметить, что первые фестивали появились в Англии. Это были массовые гуляния или празднества, сопровождающиеся музыкальными, театральными или цирковыми выступлениями. В XX веке начали проводиться международные фестивали, а в нашей стране первые музыкальные фестивали появились в СССР в 1930-е годы.

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие, совершенствование, видоизменение и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением зрелищных форм общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время, по мнению Т. Г. Киселевой, формируется общеевропейское культурное пространство, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

Наиболее известные Музыкальные фестивали -- Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский Музыкальный фестиваль (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия), «Берлинские фестивальные дни», Датский королевский Музыкальный фестиваль, «Флорентийский музыкальный май», «Фестиваль двух миров», знаменитый фестиваль в Сан-Рэмо (Италия), Нидерландский Музыкальный фестиваль, «Варшавская осень» (Польша). А также Фестиваль имени Дж. Энеску (Румыния), «Неделя Сибелиуса» (Финляндия), Безансонский фестиваль (Франция), «Пражская весна», «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия).

В 60 -- 70-х годах стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150. В нашей стране музыкальные фестивали получили большое распространение с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии.

Наряду с музыкальными, в СССР были распространены фестивали киноискусства, а с 1958 года проводился Всесоюзный Кинофестиваль, на котором демонстрировались кинокартины, поставленные на киностудиях всех союзных республик. Первый Международный кинофестиваль состоялся в 1932 году в Венеции. В 1935 году впервые состоялся кинофестиваль в Москве. Широкую популярность кинофестивали приобрели во второй половине 40-х годов. Лучшим картинам и их создателям присуждаются премии, призы, дипломы. Международной ассоциацией продюсеров установлено несколько классов международных кинофестивалей. К классу «А» отнесены: кинофестиваль в Венеции (учреждён в 1932 году), в Канне (1946 год), Карлови-Вари (1950 год), Западном Берлине (1951 год), Сан-Себастьяне (1953 год), Москве (1959 год).

Театральное искусство представляется на фестивалях «Пражская весна» (основанного в 1946 году), Эдинбургском фестивале театра и музыки (с 1947 года), Авиньонском фестивале (г. Авиньон, Франция; основанном в 1947 году Ж. Виларом), «Дубровницких летних играх» (г. Дубровник, Югославия; с 1950 года), «Флорентийском мае» (с 1951 года). С 1960 регулярно организуются фестивали детских театров в ГДР (с 1996 года), Болгарии (1968, 1972), Югославии (1971); кукольных театров - в Румынии (1958,1960,1965), в Польше (1962), Чехословакии (1964), Венгрии (1971),Франции (1972).

Практика фестивалей - единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были дни культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде и других городах. Наряду с большими многожанровыми фестивалями при содействии органов управления культурой и творческих союзов проводились многочисленные театральные фестивали, фестивали классической и народной музыки и танца, они в немалой степени способствовали поддержанию культурного пространства страны и создавали условия для плодотворного профессионального общения работников творческих организаций.

В настоящее время традиционными для России являются следующие фестивали:

  • Всероссийский фестиваль детского художественного творчества «Адреса детства - Россия»;

  • Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Праздник детства»;

  • Национальный фестиваль музыкально-художественного творчества «Планета детства»;

  • Московский открытый фестиваль студенческого творчества «Фестос»;

  • Всероссийский фестиваль авторской песни « Бабье лето»;

  • Всероссийский фестиваль народного творчества «Родники России»;

  • Всероссийский открытый фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран»;

  • Открытый фестиваль Петербургских кинолюбителей «Белые ночи»;

  • Фестиваль «Игрушка-говорушка» в Воронежской области;

  • «Международный Фестиваль уличных театров в Архангельске», включен в список мероприятий «Всемирного Десятилетия Развития Культуры» (1988-1997 годы), провозглашенного ЮНЕСКО.

Фестивальное движение ширится и вовлекает в свой оборот всё большее количество сфер культурной жизни российского (и не только российского) общества. Эта тенденция не может не оказывать влияния на деятельность туристских организаций. В чём же взаимосвязь фестивального движения и туризма? Дело в том, что туристский бизнес лежит в сфере оказания услуг по предоставлению новых впечатлений, эмоций, знаний, ощущений. Посещая новые места, путешественник хочет включиться в реальность другого народа, его мировоззрение, почувствовать необычность чужой культуры, познакомиться с местными традициями, оказаться в необычной обстановке. Именно фестивали как наиболее наполненные активностью и культурным содержанием события позволяют удовлетворить запросы туристов, лежащие в различных областях социально-культурной жизни посещаемого региона или страны.

Работая в направлении туризма, организаторы фестивалей сразу обеспечивают себе несколько дополнительных возможностей:

  • расширение потенциальной аудитории фестиваля за счет привлечения зрителей из других регионов и иностранных туристов;

  • получение дополнительной прибыли за счет групповых продаж;

  • рекламирование фестиваля через туристические фирмы;

  • дополнительная продажа сувениров, рассчитанных на туристов;

  • усиление привлекательности фестиваля для спонсоров.

Кроме того, заблаговременная продажа билетов на мероприятия фестиваля дает возможность снизить коммерческие риски.

Расширить потенциальную аудиторию фестиваля можно за счет продажи билетов на предстоящие события как дополнительной услуги к уже сформированным туристским маршрутам, увеличивая тем самым их привлекательность. Получив у турфирм информацию о приезжающих туристах, можно предложить им посетить мероприятия фестиваля.

Если же посещение мероприятий фестиваля является основной, а не дополнительной или сопутствующей услугой туристского продукта, такой турпродукт может включать в себя следующее:

  • билеты от места проживания туриста до места проведения фестиваля,

  • билеты, абонемент или другая форма допуска на мероприятия фестиваля (такой формой может быть сама туристическая путевка),

  • расселение туриста в гостинице, расположенной поблизости с местами проведения фестиваля, или транспортные услуги по доставке туда туриста,

  • предоставление информационной, печатной продукции о мероприятиях фестиваля,

  • предоставление услуг гида, переводчика, сопровождающего (ими могут быть волонтеры фестиваля),

  • в путевку также могут быть включены встречи с участниками фестиваля, банкеты, участие

  • в различных мероприятиях, посещение местных достопримечательностей и т.п.

Таким образом, фестивальное движение, на наш взгляд, обогащает туристскую деятельность по нескольким направлениям: расширяет ассортимент предлагаемых турпродуктов в рамках событийного туризма, повышает аттрактивность региона, служит удовлетворению вторичных, высших потребностей клиентов туристских организаций, способствует повышению культурного уровня туристов, пополнению их интеллектуального багажа и расширению кругозора. И несомненно, способствует улучшению экономического благополучия местности за счёт обеспечения большого притока туристов.

Литература

  1. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. – СПБ., 1999. – 128 с.

  2. Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. – М. : МГУКИ, 2001. – 35 с.

  3. Тульчинский Т.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб. : Культура, 2000. – 265 с.

Просмотров работы: 9381