Студенты высших учебных заведений участвовали в сооружении сельских электростанций, возводили народнохозяйственные объекты, работали в различных отраслях промышленности, заготавливали лес, выполняли сельскохозяйственные работы, участвовали в укреплении материально-технической базы своих учебных заведений. После Великой Отечественной войны студенты участвовали в восстановлении Ленинграда и Сталинграда, Донбасса и Днепрогэса. Однако вовлечение будущих специалистов в капитальное строительство проходило эпизодически.
Началом движения студенческих отрядов считается 1959 год, когда 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета имени В.М. Ломоносова во время летних каникул отправились в Казахстан, на целину.
В СССР стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.
Деятельности стройотрядов сопутствовал проработанный церемониал; важную психологическую роль играли здесь и специальная стройотрядовская форма и символика. Стройотрядовская романтика дала культуре народов СССР огромное число образцов стройотрядовской лирики — песен, стихов…
В 1991 году, после запрета КПСС и роспуска её молодёжной организации ВЛКСМ, центральный штаб ВССО прекратил своё существование. В 2003 году, в России создана Общероссийская общественная организация Российские студенческие отряды.
О том, что движению придается огромное значение на самом высоком уровне говорит, высказывание Д.А. Медведева на встрече с представителями студенческих строительных отрядов 18 августа 2009 года в г. Сочи: «Начиналось всё 50 лет назад. И, несмотря на то что за эти 50 лет много чего произошло: и страна изменилась, и жизнь изменилась, и принципы жизни изменились, – тем не менее, движение осталось. Это показывает, что оно имеет огромные перспективы. В этом году у нас около 230 тысяч студентов участвуют в деятельности студенческих строительных отрядов. В советский период, как я понимаю, в середине 80-х, была ситуация, когда почти до миллиона человек доходило – 800 тысяч. Но это, правда, в период, когда всё-таки мы немножко в другой стране жили: там и людей побольше было, и объектов побольше. Так что в общем и целом, я считаю, цифры сопоставимые. С учётом того, что мы сейчас строим всё больше и больше, даже несмотря на спад в экономике, впереди у нас очень важные результаты, к которым мы должны прийти: и Олимпиада, и проведение АТЭС во Владивостоке, на острове Русский, и некоторые другие очень крупные стройки и объекты, – думаю, что численность строительных отрядов, конечно, будет расти, и это объективно. Главное, чтобы это всё было выгодно и самим студентам, и высшим учебным заведениям, ну и для хозяйства, для тех, кто заказывает эти работы»[2,c.24].
Студенческие отряды на протяжении всей своей истории принимали участие в строительстве стратегических объектов государственного значения: в XX веке работали на Всесоюзных, а в XXI в. на Всероссийских стройках, таких как строительство объектов XXI Олимпийских зимних игр в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани, саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, строительство жилого комплекса «Академический» в Екатеринбурге, ГЭС в Красноярском крае и Ленинградской области, многих важнейших для экономики объектов.
Студенческие педагогические отряды ежегодно принимают в детских оздоровительных лагерях более двух миллионов детей и подростков, студенческие отряды проводников перевозят более 11 миллионов пассажиров. Активно работают сельскохозяйственные, сервисные, медицинские, путинные, экологические, торговые и прочие отряды.
Сегодня у нас в Екатеринбурге существует около 80 студенческих отрядов, разных по сферам: проводники, педагоги, строители.
В нашем вузе действуют четыре студенческих отряда; два из них- проводники (СОП «Транзит» и СОП «Легенда»), один - строительный (ССО «Тайга»), ну и , конечно же, педагогический - СПО «Ассоль.
СОП «Транзит» и СОП «Легенда» -это студенческие отряды, которые набирают девчонок и мальчишек в проводники. Они работают на РЖД. Раньше ребята ездили из Екатеринбурга, а сейчас «Транзит» ездит от Санкт-Петербурга (филиал «Московский вокзал» и «Витебский вокзал»), а «Легенда» - от Москвы. В прошлом году отряд «Транзит» праздновал свой первый юбилей: им исполнилось 5 лет. С момента своего создания «Транзит» стал заявлять о себе:
- 2-е место в конкурсе кандидатов, 2008 год
- лучший отряд по технике безопасности, 2009 и 2011 год
- различные номинации на фестивалях «Звездный» в «Танцах на траве» .
СОП «Легенда» был создан в 1999 году. За время существования студенты обслуживали такие направления, как «Тюмень-Нижневартовск», «Тюмень-Коротчаево-Москва», «Коротчаево-Анапа», «Серов-Москва», «Свердловск-Приобье», «Свердловск-Анапа», «Санкт-Петербург-Москва», «Санкт-Петербург-Кисловодск» и др. Данный отряд добился многих побед, например: в 2009 году признан лучшим отрядом проводников за подготовительный период, в 2009 и 2010 годах становился лучшим отрядом проводников, в 2010 году занял первое место по оформлению целинного лагеря.
Преимущества, которые дают студентам СОП «Транзит» и СОП «Легенда»: новые друзья (не только из нашего вуза, но и из других ВУЗов); возможность реализации своих талантов; возможность проведения лета с пользой; возможность заработать хорошие деньги (от 50 тысяч/ за 2 месяца); возможность поездить и увидеть другие города России.
ССО «Тайга» - это мужественные парни, которые в прямом смысле мастера своего дела, работают на стройках. В этом году у них юбилей - им исполняется 15 лет. Они работают на стройках в Свердловской области, Пермском крае, Кировской области, Ямало-Ненецком автономном округе.
СПО «Ассоль»- это веселые девчонки, которые работают в летних лагерях вожатыми. Они устраивают разные праздники, сценки, увеселительные мероприятия. В этом году у Ассоль был юбилей -30 лет.
Разрабатывая тему социальной значимости движения студенческих трудовых отрядов для общества и самой молодежи, следует обратить особое внимание на их педагогическую ценность. Педагогическая ценность студенческих трудовых отрядов в решении вопросов профессионального самоопределения заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формировании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности, накоплении профессионально значимых способов деятельности в настоящем во имя будущего.
Центральной для привлечения внимания молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является идея самореализации личности. Индивид становится более цельным, более действенным, он становится более зрелым в поведении, более способен подойти творчески к ситуации.
Студенческие отряды – это прекрасная возможность проявить себя в практической деятельности, попробовать себя в роли лидера, проявив организаторские способности, приобрести новых друзей, совместить работу с песней и гитарой у костра, проявить самостоятельность и почувствовать поддержку товарища, пополнить свой бюджет и провести незабываемые студотрядовские дни.
Таким образом, реализуется необходимая для самоопределения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация (проба сил и развитие потенциала личности).
Библиографический список
1. ССО: стройка, студенты, отряд. Сборник руководящих документов по деятельности студенческих строительных отрядов. — М.: Молодая гвардия, 1977.
2. Тимофеева О.Счастливы вместе// Русский репортер .-№40. -2009. – С.23-29.