РОЛЬ БАНКА РОССИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ БАНКА РОССИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной полити­ки на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, ин­струментах и условиях достижения целей (см. таблицу 1).

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетиро­ванию инфляции на основе установления це­левого интервала изменения индекса потре­бительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обе­спечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годо­вом выражении в 2014 году.

Последовательное сокращение пря­мого вмешательства Банка России в процес­сы курсообразования означает уменьше­ние влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на вну­треннем рынке на формирование ликвидно­сти банковского сектора. В связи с этим по­литика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет ис­пользовать краткосрочную процентную став­ку рынка межбанковских кредитов. Ее из­менение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воз­действия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной поли­тики Банк России будет принимать, как пра­вило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной по­литики на динамику инфляции распреде­ляется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оцен­ки ожидаемой траектории инфляции. При­нимаемые решения будут опираться на ши­рокий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны фак­торов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динами­ка которых определяет средне- и долгосроч­ную траекторию инфляции. При необходи­мости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструмен­тов.1

Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уде­лять пристальное внимание вопросам фи­нансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным зве­ном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эф­фективности работы системы финансово­го посредничества зависит не только дости­жение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию це­новой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследо­вание процессов, происходящих в финансо­вом секторе экономики (в том числе посто­янный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, ана­лиз тенденций в динамике денежных агре­гатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возник­новения финансовых дисбалансов и пред­принять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

В целях поддержания финансовой ста­бильности предполагается уделить повышен­ное внимание своевременной идентифи­кации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций, в первую очередь в целях выявления проблем на ранней ста­дии. Одним из основных инструментов ре­ализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осу­ществлении надзора, базирующихся на луч­шей зарубежной практике. Продолжится ис­пользование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными органи­зациями в зависимости от их системной зна­чимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых бан­ков с учетом международного опыта и осо­бенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом бу­дет определяться успешностью решения за­дач по развитию инфраструктуры финан­совых рынков и расширению их емкости. Банк России будет уделять также внима­ние дальнейшему совершенствованию рос­сийской национальной платежной системы, бесперебойная и эффективная работа кото­рой, в том числе во взаимодействии с зару­бежными платежными системами, является необходимым условием повышения дей­ственности мер денежно-кредитного регули­рования, обеспечения финансовой стабиль­ности, улучшения инвестиционного климата в стране.

Результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния го­сударственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направ­ленной на постепенное сокращение дефи­цита и обеспечение долгосрочной сбалан­сированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэконо­мической стабильности, создавая, таким об­разом, благоприятные условия для достиже­ния целей денежно-кредитной политики.

Банк России будет придерживать­ся практики регулярного разъяснения ши­рокой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, по­служившие основанием для его решений. Повышение информационной открытости Банка России в этой области будет способ­ствовать улучшению управления инфляци­онными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

В 2012 – 2014 годах деятельность Бан­ка России по совершенствованию банков­ской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации мер, пред­усмотренных Стратегией развития бан­ковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года в части повышения качества банковской деятельности и обе­спечения устойчивости кредитных органи­заций.

Банковский сектор будет развивать­ся в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотрас­левой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. Это обусловлива­ет необходимость реализации кредитными организациями мер по повышению их ка­питализации. Ожидается также активизация процессов консолидации в банковском сек­торе с формированием более крупных бан­ковских структур.

Одновременно получат развитие про­цессы диверсификации банковского бизне­са и доходов, в том числе в связи с внедрени­ем новых технологий, совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования. Предстоит обеспечить снижение концентрации рисков, в том числе на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид дея­тельности, отрасль. Предполагается, что для поддержания стабильного уровня доходов банки будут развивать продукты, генериру­ющие комиссионный доход.

Существенное внимание кредитные организации уделят формированию долго­срочной ресурсной базы, все более важным элементом которой становятся вклады насе­ления.

Указанные тенденции должны оказать благоприятное влияние на уровень обеспе­ченности банковскими услугами граждан и организаций.

Совершенствование практики банков­ского надзора и повышение его качества на­мечается осуществлять по следующим на­правлениям:

– идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния эко­номики и финансовой сферы, развитие си­стемы раннего реагирования;

– реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом систем­ной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредит­ных организаций;

– осуществление надзорных меро­приятий по снижению концентрации ри­сков, в том числе рисков на бизнес аффили­рованных с банками лиц;

– развитие надзора на консолидиро­ванной основе;

–развитие взаимодействия с органа­ми государственного регулирования и кон­троля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.2

Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппара­та Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организа­циях.

В рамках реализации положений Ба­зеля II в 2012 – 2014 годах будет проводить­ся работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за де­ятельностью банков, применяющих подхо­ды к оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При вза­имодействии с кредитными организация­ми будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

В рамках внедрения новых междуна­родных требований к качеству и достаточ­ности капитала, поддержанию необходимо­го уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и поддержанными главами госу­дарств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноя­бре 2010 года, будет проведена работа:

– по внесению изменений в норматив­ную базу в части пересмотра структуры регу­лятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

– по установлению требований к фор­мированию буферов капитала, введению по­казателя «леверидж», определяемого как от­ношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

– по введению двух нормативов лик­видности: показателя краткосрочной лик­видности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денеж­ных средств в ближайшие 30 дней в услови­ях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемо­го как отношение имеющихся в наличии ста­бильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему та­кого фондирования в условиях стресса.3

В 2013 – 2014 годах будут определены подходы к формированию банками контрциклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполага­ется также разработать дополнительные ин­дикаторы роста рисков в российской финан­совой системе.

В 2012 – 2014 годах предстоит выра­ботать подходы к определению системно значимых банков, а также определить осо­бенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильно­сти (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При опре­делении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учи­тывать особенности функционирования оте­чественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адапта­ции предложенных подходов к регулирова­нию деятельности национальных системно значимых банков.

Для повышения транспарентности дея­тельности российских кредитных организа­ций предусматривается установление обя­занности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руково­дителей.

Реализация курса на интеграцию в ми­ровой финансовый рынок должна осущест­вляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспо­собности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских бан­ков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов ино­странных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответ­ствующего федерального закона.

Банк России примет участие в рабо­те над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансо­вых услуг, в том числе в рамках совершен­ствования законодательства о залоге и раз­работки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реали­зация мер по повышению финансовой гра­мотности населения в области банковской деятельности.

Повышение транспарентности деятель­ности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандар­тов финансовой отчетности (МСФО) явля­ется фактором роста эффективности банков­ского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указан­ные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального зако­на от 27.07.2010 № 208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соот­ветствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публи­ковать консолидированную финансовую от­четность. Со своей стороны Банк России ис­ходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитны­ми организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полно­мочия по банковскому регулированию и над­зору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

В целях повышения уровня защищен­ности банковской системы, кредиторов кре­дитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотребле­ний со стороны руководства и собственни­ков кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных ор­ганизациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководи­телей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную от­четность, за внесение в документы, регули­рующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные до­кументы, отражающие экономическую дея­тельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, ис­кажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или лич­ной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.

В 2012 – 2014 годах в ходе инспекцион­ной деятельности Банка России особое вни­мание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для бан­ковского сектора Российской Федерации и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность ко­торых недостаточно транспарентна.

В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кре­дитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомни­тельных операций.

В целях достижения наилучших ре­зультатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процес­сом организации и проведения проверок путем их мониторинга, а также координа­ции работы по проведению проверок. До­полнительное внимание будет уделено фор­мированию риск-фокусированных заданий на проведение проверок кредитных органи­заций.

Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требова­ний к разработке кредитными организаци­ями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться исполь­зованию кредитными организациями риск-ориентированного подхода при идентифи­кации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осущест­влении мониторинга операций в рамках об­служивания клиентов.4

1 http://www.cbr.ru. - Официальный сайт Центрального банка России.

2 http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России.

3 http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России.

4 http://www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка России.

Просмотров работы: 8292