ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Проблема развития межличностной коммуникации у студентов - будущих психологов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе подготовки будущих психологов приоритетным является развитие межличностной коммуникации. Недостаточная изученность психолого-педагогических условий формирования коммуникативных особенностей в процессе обучения, рассогласование теоретических подходов и классификаций коммуникативных качеств, а также произвольность в выборе методов и техник коммуникативного развития личности, их несовершенство побуждают к созданию новых технологий обучения студентов. В процессе подготовки студентов-психологов необходимо создать такие условия для развития межличностной коммуникации, когда каждый из них будет испытывать потребность научиться коммуникативным навыкам общения, быть коммуникативно-компетентным специалистом, обладать коммуникативно-речевой активностью. Это позволит будущему психологу приобретать глубокие знания о самом себе, других людях и на основе этих знаний создавать новые, переживать их при согласовании с той реальностью, с которой ему, уже будучи профессионалом, предстоит встретиться.

Проблема межличностной коммуникации широко разработана в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, Л.И. Божович, В.Н.Куницына, Н.В. Казаринова, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, В.М. Погольша, Б.Ф. Поршнева, Б.Д. Парыгина, Л.Д. Столяренко и др.

Анализ литературы, посвященной межличностной коммуникации, позволил сделать вывод о разносторонности проведенных исследований. В психологической науке известны работы общетеоретического характера: Г.М. Андреевой (структура общения), Л.И. Божович (роль общения в формировании личности), А.А. Леонтьева (проблема педагогического общения, роль речи в процессе коммуникации), А.Н. Леонтьева (единство общения и деятельности), А.В. Петровского (проблема развития межличностной коммуникации), Б.Ф. Ломова (теоретические и методологические проблемы общения), Б.Д. Парыгина (межличностные взаимодействия и взаимоотношения внутри группы). В то же время существуют исследования и частного характера: В.Н. Куницыной (концепция трудностей межличностного общения), Н.В. Казариновой, В.М. Погольши (межличностное общение), Л.Д. Столяренко (проблемы общения и коммуникации).

Обобщая многочисленные определения межличностной коммуникации, можно рассмотреть межличностную коммуникацию как деятельность, отражающую отношение и поведение, проявляемое при прямых и опосредованных контактах индивида с различными людьми. Следует отметить, что межличностная коммуникация — это взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В свою очередь, межличностная коммуникация выступает составной частью совершенствования профессиональной компетентности личности. В процессе межличностной коммуникации происходит обмен сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом, ведущий к взаимопониманию. Межличностная коммуникация обеспечивает процесс самоконструирования личности, способствует саморазвитию, взаимосвязи, взаимодействию вступивших в общение людей, развитию коммуникативной компетентности личности, навыкам общения, разрешению межличностных и внутриличностных проблем, конфликтов.

В содержательном плане межличностная коммуникация исходит из трехмерной структуры. Также, в соответствии с системно–личностным подходом, существенное значение, как нам представляется, имеет рассмотрение межличностной коммуникации как системы, изначально присущей субъекту общения, то есть ее исследование с позиций внутренних (мотивационно–потребностных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих) составляющих личности. Такой же позиции придерживается В. П. Конецкая, исследуя коммуникативную сферу личности. Исходя из вышесказанного, мы выделили основные составляющие сферы межличностной коммуникации: когнитивную, эмоционально–мотивационную, конатативную.

Природа межличностных коммуникаций существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Эмоциональная основа межличностных коммуникаций означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому межличностные коммуникации можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Когнитивная сфера включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре межличностной коммуникации. Именно потребность сообщить что–то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности.

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, умений, и не последнее место среди них отводится развитию межличностной коммуникации. В этой структуре отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать, по мнению В. А. Маркова, как профессионально важные, значимые. Изучению профессионально значимых качеств психолога посвящены исследования Н. А. Аминова, Н. В. Бачмановой, Г. М. Белокрыловой, Т. А. Вернеевой, А. И. Донцова, Т. А. Казанцевой, В. Н. Карандашева и др. Важным результатом профессиональной подготовки является развитие личности будущих профессионалов, прежде всего развитие межличностной коммуникации, которое можно рассматривать как одно из условий ценностно–смысловой сферы студентов. Обобщая данные отечественных и зарубежных исследователей, М. В. Сафонова называет группы инвариант профессионализма, определяющие профессиональный рост, реализующийся в карьерном успехе, среди которых выступают коммуникативные умения, навыки эффективного личностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей. Таким образом, профессионализм – это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда.

Таким образом, важным результатом профессиональной подготовки является развитие личности будущих профессионалов, прежде всего развитие межличностной коммуникации, которое можно рассматривать как одно из условий ценностно-смысловой сферы студентов. Следует отметить, что на современном этапе профессиональной подготовки будущих психологов недостаточно внимания уделяется коммуникативным особенностям будущих психологов. В образовательном процессе делается акцент на теоретической подготовке, на практической стороне уделяется недостаточное внимание в процессе организации учебного процесса в вузе. Необходима разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития межличностной коммуникации, мало таких форм работы, как сценарии, ролевые и деловые игры, тренинги развития межличностной коммуникации, где должен иметь место диалог, сущность сообщений, передача информации, обратная связь и т.д. Это необходимо для профессиональной деятельности будущего психолога.

Литература

1.Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 2006. – 294 с.

2.Буякас, Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т.М. Буякас // Вестник Московского унта. Сер.14: Психология. 2005.

3.Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2002.

Просмотров работы: 3373