ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие бизнеса играет очень важную роль в достижении экономического роста. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует развитию конкуренции, а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов экономической жизни всякогообщества.

Данная тема привлекает тем, что франчайзинг, несмотря на свою уже столетнюю историю, сравнительно недавно появился в России и пока представляет собой не слишком изученную область бизнеса. А ведь франчайзинг очень интересная деятельность, самое главное, что это выгодная и экономически эффективная, как для предпринимателей, так и для государства, система бизнеса. Ведь франчайзинг позволяет каждому, кто стремится стать предпринимателем, получить такую возможность и без таких трудностей, как разработка бизнес-плана, высокий первоначальный капитал, риск разорения и т.д., соответственно, и для государства это большой плюс, так как благодаря открытию новых фирм появляются дополнительные рабочие места, растет занятость населения, повышается качество жизни людей.

Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы в Российской Федерации заметно активизировался процесс развития предпринимательства. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Объединяя же свои сильные стороны, малый и крупный бизнес обеспечивают эффективное функционирование экономики, рост экономической мощи государства, улучшение экономических и социальных показателей страны: снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета. И одной из эффективнейших форм такого объединения является франчайзинг.

В работе исследуется франчайзинг и его роль в экономике страны как особая форма взаимодействия крупного и малого бизнеса. При этом поставлены задачи:

- изучить особенности, достоинства и недостатки малого и крупного бизнеса, а также их взаимодействие между собой;

- проанализировать воздействие франчайзинга на развитие малого и крупного бизнеса, а также на экономику в целом.

В экономической системе любой страны сосуществуют предприятия и частная собственность разных уровней. Подавляющее большинство составляют средние и малые предприятия - индивидуальные, партнерства, разнообразные кооперативы, закрытые и открытые акционерные общества. Крупных собственников сравнительно немного, но именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность страны, на ее место в глобальной экономике.

Большие объединения (корпорации, особенно транснациональные) - это и инвестиции, и новейшие технологии, и инновационная деятельность. По своим размерам крупнейшие российские бизнес-группы далеко уступают международным гигантам (исключение составляет лишь Газпром), тем не менее на долю 23 крупнейших собственников России приходится около 36% совокупного объема продаж и 38% всех работающих в стране.1

За весь этап своего существования отечественный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации. Крупный бизнес непосредственным образом влияет на социально-экономическое развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест. Кроме того, вложения в социальную сферу со стороны компаний дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием таких вложений не получают дополнительных преимуществ.

Решающее влияние крупного бизнеса проявляется в следующих аспектах:

Во-первых, только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей.

Во-вторых, крупнейшие российские компании являются самым крупным источником поступления налогов в государственный бюджет. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ.

В-третьих, российская экономика становится все более зависимой от мировых экономических процессов и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, потому что при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.

В-четвертых, в крупные компании стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов, именно крупные компании становятся центрами современного менеджмента, и в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые информационные технологии.

Российский крупный бизнес существует преимущественно в форме бизнес - групп, которые отличаются большим организационным разнообразием. Предприятия объединяются разнообразными видами связей: формальными и неформальными; технологическими, персональными и имущественными. Структура ИБГ может быть прозрачной и непрозрачной для внешнего наблюдателя. Большинство ИБГ полностью или частично диверсифицированы - это конгломераты, а по отраслевой принадлежности самые распространенные - это промышленные, торговые и торгово-промышленные ИБГ.2 «ИБГ является наиболее важной формой крупного бизнеса, так как предприятия, объединенные в ИБГ, производят более половины ВВП и именно в них задействована наибольшая часть работоспособного населения. ИБГ являются важным управляющим звеном, связывающим микро- и макроуровень экономики, позволяют концентрировать инвестиционный и инновационный потенциал и дают толчок к развитию новых отраслей и видов деятельности.3

Но, несмотря на все преимущества крупного бизнеса, стоит отметить, что крупный бизнес жизнеспособен только там, где нет мелкого и среднего. Прибыльны в основном только монополисты и добывающие отрасли и если уменьшить государственное регулирование, крупный бизнес разорится, и сотни тысяч людей останутся без работы. А если помогать крупному бизнесу за счет бюджета (как АвтоВАЗу или УВЗ), у страны не будет денег на развитие.

Крупному бизнесу очень сложно в кратчайшие сроки свернуть или переориентировать своё производство в соответствии с общественными потребностями, т.е. изменять ассортимент и качество продукции, к тому же, крупный бизнес завязан на многолетних капитальных инвестициях и менее манёврен.

Но для современной экономики страны характерна сложная комбинация различных по масштабам производств. И функционирование экономики страны во многом зависит не только от развития крупного, но и малого предпринимательства. На сегодняшний день малое предпринимательство является полноправным субъектом экономических отношений. Малое предпринимательство – важнейший элемент национального хозяйства. Чем устойчивее позиции малого бизнеса и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам. Способность к изменениям изначально присуща малому предпринимательству.4

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и т.д.

В литературе отмечается, что развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.5

Нужно согласиться с называемыми недостатками малого бизнеса. Среди недостатков субъектов малого бизнеса следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и т.д.6

Развитие малого бизнеса в условиях современной глобализирующейся экономики привело к бурному формированию различных интегрированных форм организации бизнеса, которые предполагают использование разных видов объединений, видов и форм совместной деятельности. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства.

Чтобы малое предпринимательство эффективно развивалось и функционировало, а крупный бизнес оставался «мощным экономическим каркасом национальной экономики» необходимо их взаимодействие между собой. Одной из таких популярных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса является франчайзинг.

Следует уяснить новые для многих термины: "франчайзинг", "франшиза", "франчайзер", "франчайзи". Франчайзинг - это система бизнеса, состоящая из компании (франчайзер), которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и компаний или индивидуальных предпринимателей (франчайзи), которые купили у франчайзера право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса. Для франчайзера франчайзинг - это эффективнейший способ развития своего дела. Этот способ основан на идеях построения многочисленной сети франчайзи и хорошо отработанных технологиях территориального развития бизнеса.

Франчайзер отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью. Из множества определений франчайзинга наилучшим образом подходит для данного исследования такое не очень строгое определение: франчайзинг - это метод тиражирования успешных малых предприятий. Указанный метод весьма эффективен, благодаря двум ключевым франшизным технологиям: практическому обучению бизнес - процессам, позволяющему включить в бизнес не очень опытных, но активных людей, и системе субфранчайзинга, позволяющей строить сетевой бизнес на больших территориях.

Итак, франчайзер - это владелец франшизы, то есть владелец бизнеса, который он развивает в виде множества одинаковых по форме и содержанию малых бизнесов, или как их часто называют "точек". Под точкой понимается, например, магазин, кафе, прачечную, салон красоты и другие подобные предприятия.7

В современных экономических реалиях франчайзинг является одной из наиболее прогрессивных и эффективных моделей взаимодействия крупного и малого предпринимательства, что объясняется пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, достаточно эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Следует отметить, что франчайзинговая система отношений, между крупными и малыми предприятиями, обладает рядом преимуществ:

◄ повышается степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупного бизнеса и работают на уже освоенных им сегментах рынка, а крупные компании могут достичь своих поставленных целей путем снижения риска и своих издержек;

◄ возможность быстрого создания широкой сети малых предприятий, действующих в сфере торговли и услуг, что ведет к таким положительным эффектам, как снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета, франчайзинг процветает и потому, что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз. Таким образом, франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную форму для начинающих предпринимателей.

Как показывает мировой опыт, франчайзинг наиболее интенсивно развивается в тех странах и сферах бизнеса, где существует возможность добиться максимального охвата территории и, следовательно, существенного роста прибыли. Привлекательность этого бизнеса для кандидатов во франчайзи подтверждается статистикой Международной ассоциации франчайзинга. В среднем, более 85% независимых малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование в течение пяти лет, а в системе франчайзинга – лишь 14%; в США новая франчайзинговая точка регистрируется каждые 8 минут рабочего дня; число крупных франчайзинговых сетей превысило 1500 в более 75 сферах бизнеса при средней плотности в 230 франчайзинговых точек на одного франчайзера.8

В нашей стране такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года - количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На графике 1 иллюстрируется рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 по 2009 год.

График 1

Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом9

В настоящее время больше половины российских франчайзинговых систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом наблюдается тенденция к укрупнению франчайзинговых систем. На диаграмме 1 представлена отраслевая структура распространения франчайзинга в России.

Диаграмма 1

Структура российского франчайзинга10

В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. На диаграмме 1 можно видеть, что из представленных восьми основных видов деятельности лидером является торговля, которая занимает 46% рынка франчайзинга, 22% рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание (11%), сфера развлечений, путешествий и спорта (7%). Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса (уборка офисных и производственных помещений, бухгалтерское обслуживание и др.), наибольшей популярностью пользуется розничная торговля и питание.

Популярность товарного франчайзинга объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. Для региона присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно как по чисто экономическим причинам (создание значительного числа рабочих мест, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы), так и на более широком уровне (постепенное нивелирование степени экономического развития между регионом и центром, качественные преобразования в развитии региона, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ).

Значение франчайзинга для российской экономики переоценить сложно. Для франчайзера – это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи – развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для страны экономику в целом. Он полезен тем, что:

  • повышает общую культуру предпринимательских отношений;

  • способствует созданию новых рабочих мест;

  • способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе;

  • создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

  • привлекает иностранные инвестиции в экономику.

Мировая практика доказала, что франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше.

Франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.

Таким образом, можно утверждать, что франчайзинг как форма взаимодействия крупного и малого предпринимательства достаточно интересен, перспективен и эффективен. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей. Стимулируя развитие франчайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого и крупного предпринимательства в России.

1 Осадчая И. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. .№2. http://www.nkj.ru/archive/articles/9018/.

2 См.: Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Проблемы прогнозирования.2007. № 1. С.15-23.

3 См.: Авдашева С.Б. Стимулы и результаты интеграционных процессов или почему предприятия присоединяются к бизнес-группам // Интеграционные процессы, корпоративное управление и менеджмент в российских компаниях / под ред. Т.Г. Долгопятовой. Сер. «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: МОНФ: АНО «Проекты для будущего: научные и образовательные технологии», 2006. № 180. С.157 – 181.

4 См.: Радугина В.С. Господдержка инвестиций в малый бизнес // Российское предпринимательство. 2009. №4. С.35.

5 См.: Предпринимательство / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Полякова, В.А.Швандара. М.: Юнити, 2002. С. 89.

6 См.: Предпринимательство: Учеб / Под ред. М.Г. Лапусты. М., 2006. С.133-134.

7 См.: Майлер А. Актуальные мировые тенденции франчайзинга. http://www.pmoney.ru/.

8 Брялина Г.И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вестник. 2011. №1. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/3/3.htm.

9 Майлер А. Актуальные мировые тенденции франчайзинга. http://www.pmoney.ru/.

10 Брялина Г.И Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вестник. 2011. №1. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/3/3.htm.

Просмотров работы: 11151