ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс выучивания программы, как для хорового дирижёра, так и для пианиста представляет собой сложный процесс, который занимает большое количество сил и времени.

Проделывается колоссальная работа над выучиванием нотного текста. В первую очередь это выучивание произведения на память. Немало важно так же глубокое изучение и дальнейшее предварение в концертном выступлении смысловых и музыкальных образов.

Главная задача, на мой взгляд, собрать все свои мысли, эмоции, чувства, навыки и уметь донести на самом высоком уровне до слушателя идею исполняемого произведения.

Всего этого можно добиться, но этому может помешать волнение во время концертного выступления перед слушателями, которое может перечеркнуть всю проделанную работу. От выступления останется только «голый» нотный текст, который суждено, будет доиграть, лишь бы не сбиться до конца произведения. А об эмоциональном воплощении не может быть и речи, оно просто пропадает.

В сравнении с дирижёрским выступлением у пианиста более ответственная работа, на мой взгляд, так как его никто «не прикроет», если у него из-за волнения «вылетит» часть произведения. Пианист принадлежит сам себе, и за свои ошибки кроме него, некому отвечать. В то время как у дирижёра это может пройти незаметно в силу профессиональных певцов, которые в любой момент могут подстраховать «маэстро», несмотря на его ошибки в управлении хором либо частичной потери нотного текста.

Всему виной боязнь сцены и зрителей, которые присутствуют в зале. Именно эта боязнь, лично мне, не дает должным образом сконцентрироваться, собраться и воплотить задуманное в концертном выступлении.

В дирижёрском деле боязнь сцены не так «выпукло» дает о себе знать, так как приходиться управлять людьми и тем самым быть частью коллектива, быть подкрепленным своими товарищами по искусству. А вот боязнь сцены для пианиста – это намного серьезнее. Я считаю, пианисту психологически и морально тяжело быть «одним в поле воином». Нужна железная выдержка и особая концентрация морального и физического состояния в борьбе с волнением.

Помимо различий есть и сходство в концертном выступлении хорового дирижёра и пианиста и они следующие: подготовка и выучивание произведения наизусть, т. е. есть большая умственная и физическая работа; глубокое душевное «прочувствование» и осмысление исполняемой музыки. Но самое главное – это концертное волнение накануне выступления, которое имеет место быть у любого выступающего человека во всех сферах искусства.

Способов устранения концертного волнения очень много, но самый эффективный и опробованный мной – это систематическая игра перед публикой. Удивительно, что при игре в классе своему преподавателю, все всегда бывало отлично, а как только сцена, вдобавок зрители, то все, выступление «накрывается».

При постоянном тренинге на публике, со временем сценическое волнение уйдет и появится стабильное, комфортное пребывание на сцене, что будет способствовать отличному выступлению.

Так же следует раскрыть проблему психо-эмоционального контроля исполнителей и руководителя. Данная проблема интерпретации музыкального произведения в хоровом коллективе для руководителя имеет очень важную роль. Прежде всего, нужно быть профессионалом в своем деле, чтобы отстаивать свою точку зрения перед своими сотрудниками. Как подобает руководителю, следует принимать быстрые и четкие решения, из которых будут следовать правильные разрешения проблем и вопросов в любой области, в том числе и в области интерпретации музыкального произведения в хоровом коллективе.

Важно, найти правильный подход к коллективу с психологической точки зрения. В хоре поют разные люди, каждый из них имеет свой характер и тем более свои взгляды на жизнь. Поэтому взгляды на понимание интерпретации будут разными как цвета радуги.

Руководителю следует быть приветливым, общительным, относиться к своим подчиненным как к «людям», у которых есть свое мнение и достоинство.

Но не стоит всегда быть мягким. Руководитель – это сила, «железный каркас», на котором держится весь коллектив. В некоторых моментах следует проявлять жесткую дисциплину и контроль, чтобы вырабатывать послушание подчиненных, в противном случае все может развалиться на составляющее, тем более в музыкальном понимании интерпретации и коллектив просто напросто «съест» руководителя.

Психо-эмоциональный контроль во время концертного выступления, как у дирижера, так и у певчих стоит на одной ступени. Между руководителем и непосредственно исполнителями должна быть постоянная связь и контроль на протяжении всего выступления. Без этой связи такой концерт можно назвать опосредованным, серым.

Эмоции певчих при хорошем контакте с дирижером передаются зрителям, тем самым насыщая их положительным настроением и подсознательно толкая их к повторному присутствию на дальнейших концертах данного коллектива.

3

Просмотров работы: 1317