НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАДЗОР ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества – обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Данный вопрос привлекает большое внимание ученых и в настоящее время. Исторически сложилось, что во все времена людям приходилось вновь и вновь защищать свои права.

В Конституции РФ принятой в 1993 году говорится, что Россия – демократическое, правовое государство. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Признание России демократическим, правовым государством, а человека, его прав и свобод – высшей ценностью, на сегодняшний день следует рассматривать как одну из основных задач, стоящих перед прокуратурой по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за соблюдением Конституции возложенный на прокуратуру усиливает ее правозащитные функции создает гарантии прав и свобод граждан, а также обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры. В связи с этим особую актуальность приобретает прокурорский надзор за исполнением законов, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, и прежде всего надзор за соблюдением закрепленных в Конституции прав.

Сущность и назначение надзора главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускается противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона. Именно в этой области государственного управления должно быть обеспечено действительно точное и действительно единообразное как понимание, так и применение законов. Предписание законодателя должны твердо проводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

Прокуратура осуществляет надзор не только за исполнением законов, но и за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и должностными лицами. На всей территории России необходимо обеспечение единства законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и специальным органом государства, уполномоченным обеспечить это единство, является прокуратура. Для этого она была создана и в этом состоит ее главная задача.

Отрасль прокурорского надзора за исполнением законов является наиболее объемной, охватывающей огромное количество нормативных актов регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности.

Таким образом, решение проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в жесткой ориентации государственных органов на их реализацию и охрану. А также органы прокуратуры должны совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов РФ и местного самоуправления.

Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Свои полномочия прокурор реализует в форме актов прокурорского надзора. Это документы властно-распорядительного характера, обязательные для исполнения соответствующими государственными и негосударственными органами. Перечень актов прокурорского надзора предусмотрен законом. К ним относятся: постановления, протесты, представления, предостережения о недопустимости нарушения закона. Набор актов определяет тот или иной вид прокурорского надзора.

В совокупности полномочия прокурора и акты прокурорского надзора составляют средства прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

В ходе реализации прокурорского надзора правовые средства используются взаимосвязано в дополнение друг к другу в целях решения основной задачи – обеспечения законности.

Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов и тем самым способствует укреплению законности и правопорядка в регионах и в целом в стране.

Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов – это повышение его эффективности, выражающейся в его влиянии на конечный результат – состояние законности и правопорядка.

Соотношение двух систем правовых норм, об открытости и закрытости деятельности прокуратуры регулирует принцип гласности, который закреплен в статье 4 Закона о прокуратуре. В п. 2 ч. 2 данной статьи говорится, что органы прокуратуры «… действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности».

В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно способствует процессу укрепления законности.

Исходя из этого, прокуратура в своих надзорных действиях должна руководствоваться Конституцией РФ, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Проблемам прокурорского надзора в области обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина посвящено много научных трудов. Но до сих пор однозначного подхода к решению данной проблемы нет. Таким образом определение места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти, уточнение полномочий прокурорского надзора, выявление приоритетных направлений надзорной деятельности на сегодняшний день актуальны. Из этого следует что общество и государство заинтересованы в том, чтобы надзорная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к укреплению законности и правопорядка в государстве.

Просмотров работы: 3538