ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное детство - уникальный возраст, именно в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что всестороннее развитие личности занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Музыкально-эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

«В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности. Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов - гуманистов. Так, английский социал-утопист Тома Мор выдвинул идею раннего воспитания для всех детей. Вслед за Томасом Мором идею всестороннего развития личности развили Р.Оуэн, Ш.Фурье, Сен-Симон, Т.Компанелла».

С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступали русские революционные демократы - Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека - высокоидейный, истинный патриот Родины и всесторонне развитый человек.

Во многих международных документах, законодательных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания - формирование всесторонне гармонически развитой личности. Для реализации такой цели воспитания необходимы определенные условия - правовые, социальные, экономические. Именно поэтому в реальной действительности очень сложно реализовать идеальную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Возникает вопрос, может быть, следует отказаться от этой идеальной цели воспитания? Нет, и еще раз нет - говорят педагоги и ученые, и все те, кто связан с образованием. Мы должны стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребенка, для его полноценного обучения и воспитания.

Для гармонически развитой личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности — изобразительная, музыкальная, художественно - речевая, игровая. Важной задачей в музыкальном развитии дошкольника является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.

«Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка». [15]

Все это подтверждает актуальность избранной нами темы исследования, посвященной изучению эффективных возможностей восприятия музыки на развитие дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, тема нашей курсовой работы: «Изучение эффективных возможностей восприятия музыки в формировании гармоничной личности дошкольника»

Объект исследования - музыкально-педагогический процесс в ДОУ.

Предмет исследования — восприятие музыки как средство формирования гармонически развитой личности дошкольника.

Цель работы - раскрыть содержание восприятия музыки, изучить его возможности в формировании гармонически развитой личности дошкольника.

Задачи, которые мы определили, заключались в следующем:

  1. Изложить музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе.

  2. Охарактеризовать музыкальный репертуар для дошкольников. -

  3. Изучить методы и приемы развития у детей музыкального восприятия.

  4. Разработать практическую часть, включающую этапы работы над произведением по восприятию музыки, последовательность работы.

  5. Раскрыть особенность формирования музыки в разных возрастных группах.

  6. Разработать рекомендации.

Гипотеза: можно предположить, что, используя разнообразный репертуар, включающий народную, классическую музыку, музыку современных и русских композиторов, а, также используя разнообразные методы и приемы, осуществляя последовательную работу по восприятию музыки, мы формируем гармонически развитую личность дошкольника.

В качестве основных методов исследования выбраны методы: изучение и анализ учебной, методической, справочной, музыкальной литературы; разработка практической части и рекомендаций.

Данная работа имеет практическую значимость. Она может служить методическим обеспечением студентам в подготовке теоретического вопроса по теме «Восприятие музыки - основной вид музыкальной деятельности», а разработанные схемы, таблицы помогут студентам-практикантам, воспитателям составить беседы для любой возрастной группы по восприятию музыки.

Глава 1. Теоретические основы изучения эффективности восприятия музыки в формировании гармоничной личности дошкольника

  1.  
    1. Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе

Музыкальное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, оно тесно связано с эстетическим. Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Работа по музыкально - эстетическому воспитанию должна строиться на следующих принципах:

  • музыкально - эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

  • детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

  • художественно - творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

  • вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

  • индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка;

  • всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством.

Работа по музыкально - эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, песенках, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский . сад, предложить послушать музыку. Такое содержательное общение полезно детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтобы детей окружала красота.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том, что должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определенного уровня культуры.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

- видеть и отмечать красоту произведений искусства, окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним;

- знать имена и некоторые произведения 2-3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких писателей, и некоторые их произведения.

- знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, формы, цвет, композиция; в игре - драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

- знать и называть произведения народного искусства:2 - 3 русские народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки и т.д.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом.

в области музыки:

  • проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, петь с инструментальным сопровождением и без него;

  • проявлять интерес к русской народной песне;

  • выражать желание слушать русские народные песни и петь их;

. - выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки, высоту звука, ритм;

  • эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера;

  • проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;

  • различать веселую и грустную мелодии;

  • проявлять интерес к народной и классической музыке;

  • знать русских композиторов - классиков (П.И.Чайковского, Н.А.Римского -Корсакова) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена).

  • проявлять желание слушать разную музыку и определять ее характер;

  • уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами;

  • уметь петь под музыку и без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;

  • знать ноты как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

- уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

  1.  
    1. Характеристика музыкального репертуара для дошкольников

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования. Вот почему оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с детьми,- важнейший вопрос методики.

Содержание образования - это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач воспитания и развитие ребенка в комплексе. Одни и те же навыки и умения могут формироваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность, поэтому его отбор имеет первостепенное значение.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям — художественности и доступности.

Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей. Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.

Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В итоге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. Репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох.

В связи с этим необходимо рассмотреть требование, которое предъявляется к музыкальным произведениям,- требование доступности. Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения детьми.

«Доступность содержания иногда понимается как использование программно — изобразительных образов, близких детям, дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент» [12].

Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культурном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт -способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.М.Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки. В.М.Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка» [12].

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А. Вивальди, музыку В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкальной культуры и музыкального вкуса в целом.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов - народных, инструментов симфонического оркестра, чудо - инструмента - органа, их выразительными возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольникам музыкальных произведений достаточно широк. Другой аспект доступности репертуара - возможность исполнения произведений самими детьми.

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности ограничивающие привлечение любого репертуара, доступного детям по эмоционально - образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложенного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи.

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.

Эти требования, конечно, ограничивают выбор средств музыкальной выразительности при создании композиторами песен для детей.

Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью, яркой художественной привлекательностью, несмотря на содержащиеся в них трудности для воспроизведения, и, наоборот, с равнодушием поют доступные им песни, с несложной, но маловыразительной мелодией, «топчущейся на месте». Р1м труднее запомнить ее и точно воспроизвести.

Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор - детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка» «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их включают в качестве упражнений, распеваний. Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии.

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движения, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей. Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям. Эту особенность педагогу необходимо использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста нараспев постепенно подводить детей к вокализациям, а затем и к пению. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты.

Истоки профессионального музыкального искусства - в народной музыке. Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям.

В отличие от пения использование классического репертуара в музыкально - ритмических движениях не ограничено в такой мере требованием доступности. Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями.

Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны овладеть определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально - ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки. Доля народной и классической музыки в этом виде деятельность детей может быть значительно увеличена. Танцевальная музыка создавалась композиторами на протяжении многих исторических эпох, она разнообразна по жанрам, стилям и вполне доступна для восприятия детьми даже раннего возраста.

Поскольку основная цель применения музыкально - ритмических движений в работе с детьми - развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников с помощью народной музыки, а также высокохудожественных произведений классического музыкального наследия всех времен.

Качество репертуара, который отбирается для музыкально - ритмических движений, оказывает решающее воздействие на формирование у детей вкуса, опыта музыкального восприятия. Способность сопереживания музыке должна быть развита на высокохудожественных образцах музыкального репертуара - народной и классической музыке.

В работе с детьми может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка: от старинных танцевальных пьес из сюит И.С.Баха до вальсов Ф.Шопена, Ф.Шуберта, балетов П.И.Чайковского, а также маршевая музыка, специально созданная композиторами - классиками для детей, и фрагменты из балетов, опер, симфоний.

Доступность мелодий для исполнения их детьми на музыкальныхинструментах определяется яркостью музыкального образа, небольшимдиапазоном, непродолжительностью. Чтобы воспроизвести мелодию намузыкальном инструменте, ребенок должен запомнить ее; поэтому важновыбирать простые, но выразительные мелодии, в первую очередь народные. Используются также яркие мелодии из классических произведений, удобные для воспроизведения, а также специально созданные современными композиторами (попевки «Андрей - воробей», «Гармошка», «Спите куклы», «Труба»).

Таким образом, требование доступности не должно вступать в противоречие с требованием художественности репертуара, используемого в работе с дошкольниками. Музыкальные произведения, написанные специально для детей, должны быть окрашены чувством, иметь яркую мелодию, разнообразную гармонизацию, отличаться художественным своеобразием. Многие зарубежные и отечественные композиторы - классики писали музыку специально для детей.

Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, СМ. Майкапара, С.С. Прокофьева, Г.В.Свиридова и других. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей.

«Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен - старинную музыку А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха, С.В.Рахманинова и других зарубежных и отечественных композиторов - классиков, формировать у детей эталоны красоты» [12].

  1.  
    1. Методы и приемы, направленные на развитие музыкального восприятия дошкольников

Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но также и все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

Только тогда, когда «музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию» [17].

Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей музыкального восприятия?

Рассмотрим возможности каждого метода: наглядного, словесного и практического.

Наглядно - слуховой метод (исполнение музыки, качество ее звучания) - один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. Как часто, к сожалению, можно услышать в практике работы дошкольных учреждений невыразительное, безграмотное исполнение музыки детям. И хотя затем педагог методически верно строит беседу, применяет разнообразные дидактические приемы, все это не принесет пользы, если сама музыка не вызвала в детях эмоционального отклика, сопереживания.

По мнению Б.В.Асафьева, именно «исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве» [1]. Одно и то же музыкальное произведение звучит по - разному в зависимости от избранной исполнителем интонации. Например, «Вальс» Д.Б. Кабалевского ре минор можно сыграть спокойно, просветленно, лирично, нежно, а можно чуть - чуть более взволнованно, трепетно. При исполнении вальса в старшей группе детского сада, вероятно, приемлемы оба варианта трактовки - дети этого возраста в состоянии прочувствовать и осознать и то и другое настроение музыки.

Важное значение имеют выбор темпа, сохранение свежести, неувядаемости исполнительских красок, несмотря на то, что большая часть репертуара звучит на протяжении ряда лет.

На занятиях широко используются грампластинки и магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в грамзаписи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме этого, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Такие сопоставления позволяют придать наглядному методу проблемный характер, заинтересовывают детей, активизируют их слуховое внимание.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Умением увлечь детей беседой о музыкальном произведении, не упрощая его содержания, владеет далеко не каждый музыкальный руководитель. Иногда беседа сводится к сообщению названия произведения, показу портрета композитора, игрушки, олицетворяющей персонаж пьесы или песни, а затем при повторных прослушиваниях, к поискам изобразительных моментов и сюжетности. Нередко бывает и так: музыкальный руководитель не сообщает детям название пьесы и ее автора, а предлагает ответить на вопросы типа: «Что вы представляете себе, слушая это музыкальное произведение?», «Как бы вы назвали данную пьесу?».

Оба варианта беседы, несмотря на кажущееся различие, имеют общий недостаток: музыка предстает перед детьми как изображение конкретных явлений действительности вне опоры на эмоционально - образное содержание.

В первом случае ребята ищут в музыке конкретные жизненные ситуации, во втором - ставятся в положение угадывателей названия пьесы. Это рождает у них неуверенность в своих способностях понимать музыку, так как, не зная названия произведения, угадать его очень трудно.

Б.М.Теплов указывал на недопустимость применения такого «методического приема» [20], так как, вместо того чтобы слушать музыку как выражение определенного содержания, дети начинают тщетно искать в ней изобразительные намеки, подлежащие расшифровке на манер ребуса. Неудивительно, если в результате вырабатывается взгляд на музыку как на язык темный, двусмысленный, неопределенный, если не вовсе бессодержательный.

Б.М.Теплов подчеркивал, что «угадывание программы - занятие праздное и, в сущности, антимузыкальное, так как в основе его лежит стремление подойти к музыке не как к искусству выражения, а как к искусству изображения или обозначения» [20]. Но знание программы есть необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки. Название пьесы необходимо сообщить детям перед ее слушанием.

Беседа может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В силу специфики музыки как вида искусства именно это направление должно являться ядром беседы о ее содержании. Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими ее восприятие.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и далее средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу следует начинать с определения характера произведения в целом.

Основа содержания музыки - выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально-образного содержания музыки. Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым им жизненным явлениям. Однако, если дети привыкнут всегда наблюдать в музыке только изобразительные моменты, то впоследствии, слушая классическую музыку и не находя их, они думают, что не понимают этой музыки.

Важно дать детям понять, что, изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Шум ветра может быть передан в музыке ласкающим, нежным, приветливым, а может быть грозным, страшным, злым, сметающим все на своем пути. Такая изобразительная картина передает душевное смятение, тревогу, беспокойство.

Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено, может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Различение же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания ребенком сущности музыкального искусства как искусства, выражающего чувства, переживания, настроения, существующие в реальной жизни.

Беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. При повторных прослушиваниях произведения дети могу выделять изобразительные средства, с помощью которых создан музыкальный образ.

Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: дети с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки - определяют темп, динамику, регистр. Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, что она умеет рассказывать, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся.

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными.

Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно, чтобы они поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания.

Раскроем подробнее порядок усложнения беседы о музыкальном произведении от занятия к занятию в опоре на три названные темы.

При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, говорит, кто автор, предлагает детям определить ее характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы, исполняет его повторно.

На втором занятии педагог может исполнить фрагмент этого произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем дается повторная установка на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты связываются с характером, настроением музыки. Произведение исполняется во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняются, дополняются.

На третьем занятии предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определяется их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально - образного содержания уточняется, дополняется. Произведение исполняется во фрагментах и целиком.

Эта схема может быть распределена на большее количество занятий, в зависимости от сложности изучаемого произведения дополняться разнообразными приемами.

Таким образом, определение эмоционально - образного содержания произведения является важной частью беседы, в процессе которой дети связывают моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки.

Характеристика эмоционально - образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности, выделяют отдельные средства выразительности. Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях выраженных в нем, не отличаются разнообразием.

Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная - и нежно - задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.

Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально - образное содержание музыки, и какого их место в лексиконе детей?

Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально - эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи. Музыкальные руководители должны осознавать важность применения этих характеристик для развития у детей музыкального восприятия.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения, средств музыкальной выразительности. Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук, танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание.

Если говорить о развитии музыкального восприятия с помощью детского исполнительства, важно отметить, что речь идет не о выработке навыков и умений исполнительства, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Так, оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение - значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер - мягкий и нежный тембр колокольчика или арфы. Чтобы передать изобразительные моменты, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащие погремушки. Педагог напоминает детям, что нужно играть ритмично, в характере музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию и не заглушая его. Одни инструменты используются один раз в такт, другими можно отмечать все сильные доли. Предварительно дети прохлопывают ритмический рисунок и отмечают места вступления разных инструментов.

Прием оркестровки целесообразно применять не ранее чем на третьем занятии, после того как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки, выделят изобразительные моменты , средства музыкальной выразительности.

Тембровые особенности музыкальных инструментов придают звучанию образность. Их применение повышает интерес к музыкальному произведению. Этот прием углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.

Применение приема оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы - слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Этот прием используется и в пении, и в музыкально - ритмических движениях.

Одним из эффективных практических приемов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений).

Целесообразно предварять инсценировку песен приемом оркестровки, чтобы дети яснее, глубже вслушивались в музыку, различили в ней характер, изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности. На заключительных занятиях эти приемы могут применяться одновременно. Они хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Так, наглядно - слуховой метод развития музыкального восприятия во всех приведенных приемах сочетается с другими методами.

Прием сравнения активизирует процесс восприятия, делает его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. При развитии музыкального восприятия этот прием может сочетать в себе различные методы.

Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием, контрастные произведения в пределах одного настроения, варианты исполнения одного и того же произведения.

Для сравнения предлагаются как произведения по программе, так и дополнительный репертуар. Сравнение произведений одного жанра уместно, когда дети шагают, недостаточно согласуя свои движения с характером музыки.

Сравнение других произведений одного жанра также целесообразно. Беседа о различном характере танцев, используемых на занятии, углубляет восприятие детей, делает их движения более выразительными, соответствующими музыке. Сравнение разных песен способствует выразительности их исполнения.

Для сравнения используются и музыкальные произведения, различные по характеру, но близкие по тематике или имеющие одинаковые названия, например пьеса Д.Д.Шостаковича «Шарманка» и пьеса П.И.Чайковского «Шарманщик поет». В обоих произведениях есть изобразительные моменты, передающие однообразно повторяющиеся, монотонные звуки шарманки. Но какое разное настроение, разные чувства выражены в них.

Наряду с вновь разучиваемыми можно использовать уже знакомые произведения. Полезно сравнивать предназначенную для исполнения песню с близкой по названию пьесой или песней. Для уяснения характера музыкального произведения, предназначенного для слушания, можно привлекать знакомые детям или новые для них песни.

Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание, а также понимать, что одним словом, например «веселая», можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов - образов.

Остановимся на характеристике приема цвет - настроение. Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.

Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные светлые тона - с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона - с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона - с решительным, торжественным характером.

Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку, а темно - коричневую - если услышат тревожную музыку.

Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходят очень быстро; словарь, характеризующий эмоционально - образное содержание музыки обогащается.

Объединение различных видов искусства (музыка, поэзия, живопись) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке.

Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправданно. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились определенные представления о музыкальном образе.

Задание усложняется, приобретает более проблемный характер, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений - одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставлять и музыкальные произведения со стихотворениями.

Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное - чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные - тревожному, таинственному; яркие, сочные краски - веселому, радостному характеру музыки.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, прослушивает с ними музыкальные произведения, с которыми затем будут знакомиться дети, дает советы, как лучше построить беседу, какие приемы уместно использовать.

Можно включать музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга. В этом случае беседа о музыке не проводится. Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки, может негромкими краткими замечаниями привлекать внимание детей к смене ее характера.

  1.  
    1. 1.4.Восприятие музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Этот вид музыкальной деятельности дошкольников с проблемами, организуемый музыкальным педагогом, предполагает не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого формирование оценочного отношения к услышанной музыке. «Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами» [27]. В процессе активного восприятия музыки детьми с проблемами решаются следующие задачи:

1. Формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными музыкальными образцами современной, классической, народной музыки.

2. Развитие активной музыкально-слушательской деятельности, способности эмоционально откликаться на музыку, способности узнавать, различать, выделять понравившиеся произведения, произвольности восприятия.

Процесс обучения восприятию как активному виду деятельности детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью основывается на особенностях их развития.

«У дошкольников с задержкой психического развития, умственной отсталостью несовершенство восприятия, а также внимания создает трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его восприятии во время слушания и анализа» [25]. Своевременная коррекционная работа с такими детьми в дошкольном детстве дает положительную динамику в развитии музыкального восприятия. Они значительно продвигаются в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку. В формировании музыкально-слуховых ощущений. Этому способствуют различные музыкально-педагогические технологии: музыкально-дидактические игры, направленные на различение звуков по высоте, тембру, динамике, длительности; словесные и наглядные методы; игровые приемы, стимулирующие эмоциональные реакции ребенка.

Формирование музыкального восприятия детей с нарушением слуха осуществляется на музыкальных занятиях на тактиьно-вибрационной основе, с использованием слухового аппарата, в электромагнитном поле, с опорой на остаточный слух. Восприятие музыки может осуществляться и без аппаратуры и на основе активизации остаточного слуха. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением слуха должно опираться на слухозрительное восприятие.

«Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения, при котором именно звук с его многообразием тембровых, динамических, темповых оттенков является одной из знаковых систем, помогающих познать окружающий мир» [26]. И в сочетании сначала с тактильными ощущениями. А затем и словом звуки формируют представления детей данной категории об окружающей действительности. Поэтому процесс целенаправленного музыкального восприятия способствует развитию обостренного слуха, слухового сосредоточения, внимания, слуховой памяти. Именно поэтому важно для таких детей развитие музыкального восприятия.

Основными методами, помогающими в формировании музыкального восприятия, усиливающими и конкретизирующими его, являются словесные методы в сочетании с практическими. Слово, предварительный рассказ перед слушанием, беседа по содержанию пьесы, действия с игрушкой помогают детям сопоставить музыкальный образ, выраженный средствами музыкальной выразительности, с реальным образом или явлением окружающего мира.

Такой комплексный подход дает возможность более широко использовать музыкальное искусство в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами, организовывать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с ребенком с проблемами, ставить и решать как коррекционно-развивающие, так и психотерапевтические задачи с помощью музыки.

Таким образом, слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства.

В процессе слушания музыки в единстве с музыкально – эстетическими осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его.

Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха. Слушание – углубляет представления детей об окружающем.

Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит, углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус, используя при этом разнообразный репертуар, а также наглядный, словесный, практический методы и их приемы - все это способствует гармоничному развитию дошкольников.

Изучив вопросы теории исследуемой проблемы, мы пришли к выводу о том, что музыкальное искусство, в частности восприятие музыки, формирует у дошкольников чувство прекрасного, способствует развитию воображения, обогащает духовный мир ребенка, расширяет музыкальный кругозор, служит средством общения.

Глава 2. Практическая часть работы по организации восприятия музыки в формировании гармоничной личности дошкольника

  1.  
    1. Этапы формирования у дошкольников музыкального восприятия

Из таблицы видно, что эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

Особенности формирования восприятия музыки в разных возрастных группах.

Старшие группы

Репертуар состоит из народной, классической и современной музыки. Часто используются звуки природы. Меняется характер пояснений-поэтические цитаты. Музыкальное восприятие активизируется, если произведение звучит в новом исполнении. Практические действия в процессе слушания также активизируют их восприятие. Они напевают, двигаются, действуют с карточками. Узнают пьесу по фрагменту.

Из таблицы следует, что особенности формирования восприятия музыки в разных возрастных группах имеют отличительные особенности в выборе репертуара, наглядных средствах, методах и приемах, характере задаваемых вопросов.

  1.  
    1. Последовательность работы над развитием восприятия музыки в процессе слушания (конспекты, схемы)

Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально - ритмические движения, ибо, прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младших группах в процессе слушания музыки педагог стремится:

  1. Накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

  2. Развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру;

3.Развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы;

В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:

  1. Формировать умение слушать музыку заинтересованно, внимательно;

  2. Развивать память путем узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

  3. Воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные впечатления;

4. Средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему.

Этапы слушания музыки

Приемы работы

Фортепианная пьеса «Лошадка», музыка Н. Потоловского

1.Первоначальное знакомство с инструментальной пьесой

Активизация внимания детей художественным словом:

Я лошадку запрягу.

Колокольчик подвяжу,

и ПОЛЯМИ и лесами

Я к своей поеду маме

Исполнение пьесы. Вопрос. Что можно сказать 0 настроении этой пьесы? Повторное исполнение.

2. Повторное слушание, привлечение внимания к средствам музыкальной выразительности

Исполнение произведения, уточнение его темпа, характера. Вопрос. Как лошадка скачет? Педагог уточняет ответы. Рассказывает, что в начале пьесы музыка тихая, затем лошадка приближается к маме, и музыка звучит громче.

3. Узнавание произведения. Сравнение песни «Баю -баю» и пьесы «Лошадка»

Вопрос. Угадайте, что я сыграю сейчас: колыбельную или музыку про лошадку? Исполнение одного из произведений. Вопрос. А теперь про кого я сыграю? Исполнение второго произведения.

Таблица 3.

Из таблицы следует, что педагог, формируя музыкальные представления у детей младшего дошкольного возраста, использовал разнообразные методы и приемы: выразительное исполнение песни, образное слово о кукле, наглядный показ игрушки, повторное слушание.

Так, дети постепенно приучаются анализировать музыкальные произведения, чувствовать их разнохарактерность, выделять средства музыкальной выразительности.

Этапы слушания музыки

Приемы работы

Песня «Баю - баю» 1Первоначальное знакомство с песней

музыка М. Красева, слова М. Чарной Активизация внимания детей образным словом 0 кукле и выразительным исполнением музыки. Вопрос. Какая музыка по характеру? Повторное исполнение.

2. Повторное слушание, привлечение внимания детей к средствам выразительности

Исполнение песни. Объяснение: песня спокойная, ласковая, в ней есть вступление. Показ куклы, которая действует в соответствии с текстом, находясь на руках у воспитателя.

3. Узнавание произведения. Уточнение отдельных средств выразительности.

Исполнение вступления. Вопрос. Как песня называется?

Исполнение песни. Вопросы. Какой у песни характер? О чем она рассказывает?

«Песенка зайчиков», музыка и слова М. Красева

1. Первоначальное знакомство с песней.

Активизация внимания детей загадкой или

художественным словом. Например:

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках

Исполнение произведения. Беседа по его

содержанию. Вторичное исполнение.

2. Повторное слушание песни, ее разбор.

Исполнение песни. Объяснение, что в ней есть вступление, отыгрыш, заключение. Отдельное их исполнение. Вопрос. Как звучит музыка? Сравнение легкого звучания с прыжками зайчиков. Объяснение, что припев поется медленнее, ласковее, чем запев. Повторное исполнение.

 

3. Узнавание песни.

Узнавание песни после исполнения ее целиком. Узнавание песни после сыпанного запева, припева, вступления. Уточнение характера песни по мелодии.

Из таблицы следует, что педагог использовал для активизации внимания поэтическое слово, задавал вопросы, уточнял ответы, сравнивал.

Из приведенных примеров видно, что педагог последовательно подводит детей к усвоению музыкального материала. На каждом следующем занятии дети усваивают новые сведения и уточняют полученные ранее.

Конспекты музыкальных занятий по восприятию музыки.

БЕСЕДА

по произведению Вебера «ВАЛЬС»

из оперы «Волшебный стрелок».

Программное содержание: познакомить детей с жанром «вальс», вызвать эмоциональный отклик на музыку танцевального характера.

Ход занятия.

Педагог: Посмотрите на эти рисунки и скажите, что дети делают на этих картинках?

Дети: Танцуют.

Педагог: А какие они делают движения?

Дети: И плясовые, и прыжки, и плавные, и кружатся.

Педагог: Правильно. Танцы все разные и движения разные. А сейчас вы послушаете музыку немецкого композитора Карла Вебера, которую он написал для оперы «Волшебный стрелок». Представьте себе площадь, где играют деревенские музыканты. Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой национальной одежде и деревянных башмаках танцуют, плавно описывая круги. Послушайте и скажите, какая мелодия по характеру? Какие движения вам хочется делать? (звучит вальс).

Дети: Музыка танцевальная, легкая, хочется кружиться.

Педагог: Правильно. А называется этот танец – вальс и ему свойственна мелодическая напевность, плавность, равномерное вращательное движение. Слово «вальс» в переводе на русский язык означает «кружиться». Послушайте его еще раз.

БЕСЕДА

по произведению В.А.Моцарта «Турецкое рондо»

Программное содержание. Познакомить детей с формой рондо.

Ход занятия.

Педагог. Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире. «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В.А.Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано.

Музыкальные способности Моцарта проявились очень рано и с такой яркостью, что его называли чудо-ребенком. В четыре года он играл на разных музыкальных инструментах, в пять лет сочинял, а в шесть лет уже давал собственные концерты, разъезжая по разным странам. У него была необыкновенная музыкальная память: он запоминал большие концертные программы, мог повторить только что услышанное произведение. Вот и мы сейчас послушаем его «Турецкое рондо». Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых главная, повторяется, иногда много раз. Рондо в переводе с французского означает «хоровод», или движение по кругу. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка – эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды.

Послушайте и скажите, какая это музыка по характеру? (звучит фрагмент)

Дети. Музыка веселая, танцевальная, нежная, иногда громкая, торжественная.

Педагог. Мы говорили с вами, что рондо произошло от древних хороводных песен. Давайте встанем в круг, в хоровод. Под звучание первой, главной темы вы будете маршировать легко, и изящно, как подсказывает вам музыка. А в средней части рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в ладоши.

Педагог. Скажите, музыку какого композитора вы слушали? Как она называется? Что такое рондо?

БЕСЕДА

по произведению П.И.Чайковского «Подснежник».

Программное содержание. Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, в поэтическом слове.

Ход занятия.

Педагог. Дети, сегодня мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковского. (Показывает портрет). Пьеса называется «Апрель. Подснежник» их цикла «Времена года». Как мы уже знаем, в этом цикле 12 пьес – столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка.

Педагог. Как вы думаете, в какое время года растут подснежники?

Дети. Весной.

Педагог. Правильно. Как прекрасна природа в это время! Сколько радости приносит она людям, сколько надежд. Весной возвращаются с дальних стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Перед пьесой «Апрель. Подснежник» П.Чайковского есть стихотворение. Послушайте и скажите, какое настроение выражено в нем?

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг-друга журавли.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

Дети. Настроение весеннее, теплое, радостное.

Педагог. Правильно. А как рассказывает нам музыка о природе, какая она? Послушайте фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского «Подснежник» (слушание фрагмента). После прослушивания: так какая музыка по характеру, настроению?

Дети. Нежная, взволнованная.

Педагог. Да, эта пьеса трепетная, по – весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике.

Педагог. На какой танец похожа эта пьеса?

Дети. На вальс.

Педагог. Правильно. Здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук. (Звучит фрагмент).

Заключение

Прочные основы любви к прекрасному успешнее всего можно заложить в раннем возрасте, когда дети воспринимают его как нечто органически присущее самой жизни наряду с солнечным светом, голубизной неба, пением птиц. Встреча с изящным и добрым в детстве может пробудить творческие силы ребенка, оказать влияние на формирование его личности.

Показывая детям новое и уже виденное в природе, воспитатели открывают детям множество интересных свойств вещей и явлений, уточняют их представления, учат «смотреть, слушать», помогают замечать необыкновенное в обыкновенном, формируют стремление к внесению красоты в жизнь.

Таким образом, изучив восприятие музыки в теории и на практике, разработав последовательность работы над музыкальным произведением, мы пришли к выводу о том, что музыка - средство умственного воспитания (развивается память, мышление, речь); музыка — средство физического воспитания - во время двигательных навыков укрепляется мышечный аппарат; музыка-средство нравственного воспитания и патриотического воспитания; музыка — средство эстетического воспитания - прививается любовь к прекрасному. Благодаря музыке в детях пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей и служит гармоничному развитию личности дошкольника.

Список использованной литературы

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - М., 1999

  2. Болотина Р.Л., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.- М., 1977

  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. - М., 1989

  4. Гульянц Е.В. Детям о музыке. - М., 1996

  5. Дубогрызова Г.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Армавир, 2008

  6. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000.

  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.,2001

8. Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. - М., «Просвещение», 1982

9. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1988

10.Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1988

11. Комисарова О. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., «Просвещение» 1986

12.Методика музыкального воспитания в детском саду (Под ред. Ветлугиной Н.А.)-.М. 1989

13.Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М., 2002

14.Программа воспитания и обучения в детском саду (отв. редактор М.А.Васильева). - М., 1987.

15.Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1999.-№ 1,2,10.

Просмотров работы: 16513