СТАТЬЯ 199. 2 УК РФ: СОКРЫТИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЛИБО ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ЗА СЧЕТ КОТОРЫХ ДОЛЖНО ПРОИЗВОДИТЬСЯ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ И (ИЛИ) СБОРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТАТЬЯ 199. 2 УК РФ: СОКРЫТИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЛИБО ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ЗА СЧЕТ КОТОРЫХ ДОЛЖНО ПРОИЗВОДИТЬСЯ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ И (ИЛИ) СБОРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование правовых вопросов квалификации сокрытия денежных средств или имущества организации, индивидуального предпринимателя имеет большое значение для гарантирования интересов хозяйствующих субъектов.

Статья внесена в Уголовный кодекс Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, - это наиболее сложный состав как с точки зрения уголовно-правовой характеристики, так и с практического выявления противозаконных фактов. Практика применения данной нормы правоохранительными органами еще не сложилась. Практика налоговых органов и судов, которые дают оценку административным правонарушениям аналогичного состава, отличающимся от уголовных лишь суммой сокрытых от налогообложения имущества или денег, наработана, но достаточно противоречива.

В отличие от преступлений, предусмотренных ст. 198 - 199.1 УК РФ, преступное поведение, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, направлено не на уклонение от уплаты налогов (сборов) или на неисполнение обязанностей по их удержанию и перечислению, а имеет своей целью непогашение недоимки, которая образовалась в результате неисполнения налогоплательщиком или налоговым агентом указанных обязанностей.

Общественная опасность данного преступления заключается в непоступлении соответствующих средств в бюджет, а также в том, что «сокрытие» создает серьезные препятствия органам налогового администрирования, затрудняет их деятельность по принудительному исполнению налоговых обязанностей и тем самым причиняет государству имущественный вред.

Объект - общественно значимые интересы, связанные со своевременным и полным поступлением налогов и сборов в бюджеты всех уровней на основании соответствующих исполнительных документов, выданных компетентными органами власти и предъявленных налогоплательщику для добровольного или принудительного исполнения», а предметом преступления - либо денежные средства, либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Объективная сторона выражается в сокрытии денежных средств или имущества налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, за счет которых должно производиться взыскание причитающихся с него налогов и (или) сборов.

В п. 20 Постановления Пленума ВС, Суд определяет сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, как «деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере». На практике таким сокрытием признается «совершение с любым имуществом организации или индивидуального предпринимателя таких действий, в результате которых обращение такого имущества в доход государства на основании решений, принятых компетентными органами, становится невозможным или крайне затруднительным».

В Налоговом кодексе РФ содержится понятие недоимки. Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается «сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах».

Взыскание представляет собой механизм принуждения налогоплательщика к погашению имеющейся у него недоимки по налогам (сборам) с помощью государственно-властного аппарата. Однако такое принуждение возможно лишь после истечения установленного срока для добровольного погашения недоимки.

Субъектом рассматриваемого преступления признается «физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом» (п. 19 Постановления Пленума).

Сложным вопросом является квалификация данного деяния в случае, когда собственником имущества для распоряжения им нанимается лицо по гражданско-правовому договору (данное привлеченное лицо не является ни собственником указанного имущества, ни лицом, состоящим в данной организации, на которое возложены обязанности по управлению имуществом). Лицо, привлеченное по договору, может нести ответственность только как пособник собственника, уклоняющегося от уплаты налогов и (или) сборов, так как государство возлагает ответственность только на налогоплательщика.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом, поскольку, совершая данное преступление, лицо осознает, что сокрытие денежных средств и имущества носит общественно опасный характер, причиняет вред отношениям по принудительному исполнению налоговой обязанности, предвидит опасные последствия в виде непоступления налогов и сборов в бюджет и желает этого.

В Определении от 24 марта 2005 г. № 189-О Конституционный Суд РФ подчеркнул, что формулировка диспозиции ст. 199.2 УК РФ, использующая оборот «сокрытие денежных средств или имущества», предполагает признание преступным только деяния, совершаемого с прямым умыслом и имеющего своей целью избежание взыскания недоимки по налогам и (или) сборам.

Квалификация деяний, предусмотренных ст. 199.1 и 199.2, всегда бы осуществлялась по совокупности с деяниями, предусмотренными ст. 198 и 199.

По моему мнению, во-первых, деяния, предусмотренные ст. 199.1 и 199.2, носят самостоятельный характер и не нуждаются в дополнительной квалификации по совокупности со ст. 198 и 199, а во-вторых, такая квалификация неизбежно привела бы к нарушению общеуголовного принципа non bis in idem, который запрещает налагать уголовное наказание дважды за одно и то же.

Библиографический список

Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // Собрание законодательства РФ. №25. 17.06.1996. Ст. 2954.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». // Российская газета. № 252 (3366). 2003.

Сергеев В.И. Налоговые преступления: изменения в УК РФ не оправдали ожиданий // Налоговые споры: теория и практика. №6. 2004.

Гаврилов Б.Я., Зимнухов А.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступного деяния, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ // Российский следователь. №12. 2007.

Шеленков С.Н. Сокрытие имущества от взыскания недоимки по налогам и (или) сборам // Право и экономика. №8. 2010. 79 с.

Просмотров работы: 7153