РЕФОРМА МВД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕФОРМА МВД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новый Федеральный закон «О полиции» № 3-ФЗ был принят 7 февраля 2011 года и вступил в силу с 1 марта того же года. Закон о полиции - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России.

Новый Закон по сравнению с Законом о милиции отличают более совершенная юридическая техника, строгий понятийный аппарат и определенность юридических формулировок. Закон является удобным в пользовании за счет его комплексности и более совершенной юридической техники. В нем содержатся исчерпывающий перечень обязанностей и развернутый набор прав полиции, «извлеченных» в том числе из подзаконного материала. Заметно уменьшилось число отсылок к подзаконным актам. Формулировки норм стали более внятными и определенными. Все это имеет позитивное значение не только для личного состава полиции, но и для граждан, в отношении которых будут, как хочется надеяться, исключены возможные злоупотребления, допускаемые из-за нечеткости нормативного правового материала и сложности пользования им.

Например, права и обязанности полицейских сформулированы в ст. 27 и 28 ФЗ «О полиции» и не имеют ни одной отсылки к подзаконному материалу, тогда как в Законе «О милиции» права и обязанности сотрудников урегулированы одной ст. 18 и имеют отсылочные нормы к ст. 10 и 11, в которых перечислен перечень прав и обязанностей милиции как государственного органа, т.е. в законе «О полиции» права и обязанности полицейского отграничиваются от прав и обязанностей полиции как государственного органа, что не наблюдалось в законе «О милиции». Также расширяется перечень прав полицейских, с одновременным увеличением перечня обязанностей полицейского (было две, стало 16).

Новый закон «О полиции» отличает ориентированность на защиту прав и свобод граждан, учет интересов граждан при осуществлении правоохранительной деятельности. К примеру, в законе «О полиции» отдельная глава посвящена принципам деятельности полиции, к которым относятся: законность, справедливость, беспристрастность, открытость и публичность, взаимодействие и сотрудничество, использование новых достижений науки и техники и пр. В частности, появилась норма аналогичная американской, получившая название «правило Миранды», которое по сути выражено в следующей фразе «Вы имеете право хранить молчание и т.д.». Оно нашло закрепление в п. 2, ч. 4., ст. 5 и в ч .3. ст. 14 ФЗ «О полиции».

Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ужесточились требования к поступающим на службу в полицию. В частности ст. 17 этого законно закреплено, что при поступлении на службу претенденты обязаны проходить психофизиологическое обследование (на детекторе лжи), направленное на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребление алкоголем, или токсическими веществами.

Также в этой статье говорится о том, что теперь за каждого поступающего на службу гражданина оформляется личное поручительство другого сотрудника внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Что, как мы полагаем, будет служить важным дисциплинирующим фактором.

Также новым положением является то, что в одном и том же подразделении полиции не могут работать сотрудники, находящиеся в близком родстве или свойстве, если работа в этой должности связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ч. 6. ст. 29 ФЗ «О полиции»).

Также, то, что новый закон направлен в первую очередь на учет и защиту прав и интересов граждан, можно проследить в формулировке статьи о применении огнестрельного оружия к гражданам. Недопустимо применять к гражданам такое огнестрельное оружие, которое наносят чрезмерно тяжелые ранения и служат источником неоправданного риска для задерживаемых (ч. 2 ст. 18 ФЗ «О полиции»). Перечень оружия, допустимого к применению утверждается Правительством РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ФЗ «О полиции» значительно лучше Закона «О милиции». Общая уголовная политика государства, выраженная в гуманизации уголовного наказания, нашла свое отражение и в новом законе «О полиции», уделяя особое внимание защите прав и интересов граждан в процессе осуществления правоохранительной деятельности и недопущения произвола со стороны работников органов внутренних дел.

Просмотров работы: 1013