Хорошо известно, что масса тела является одним из основных показателей физического развития человека, так как представляет собой интегральную оценку степени обмена веществ, энергетических и информационных процессов в его организме [1]. Поэтому как избыток, так и недостаток веса свидетельствуют, прежде всего, об имеющихся нарушениях данных процессов.
Для выявления студентов, имеющих отклонения массы тела от принятой нормы, было проведено исследование, в котором приняли участие студенты I-го и II-го курсов Волжского политехнического института. В результате установили, что у 33% студентов существует отклонение массы тела от нормы, т.е. практически у каждого третьего студента масса тела или превышает норму для данного возраста, или же находится за нижней её границей [3].
У студентов с отклонениями в массе тела причинами начала занятий физическими упражнениями (независимо от вида деятельности) стали:
- стремление к самосовершенствованию (улучшение телосложения, т.е «нравиться себе в зеркале», развитие физических качеств).
- стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; быть привлекательным для противоположного пола).
- социальные установки (мода на спорт, желание быть готовым к службе в армии).
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного студента большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями.
Со студентами, имеющими отклонения в массе тела в ту и другую сторону, в течение учебного года велись специальные занятия, направленные на увеличение или уменьшение массы тела соответственно. В процессе таких занятий были выявлены новые мотивы. В ходе эксперимента осуществлялись регулярные измерения: обхватов, веса тела и процентного соотношения состава массы тела. Также всем занимающимся было рекомендовано вести дневник тренировок, в котором довольно наглядно по истечении времени стали видны все изменения и достижения. Мы заметили, что как только появился видимый результат (прибавка, либо снижение веса, изменения в процентном составе массы тела), сразу возникает ещё больший интерес к занятиям. Наряду с этим мы отметили, что занимающиеся, почувствовав мышечный тонус, стали получать удовольствие от двигательной деятельности. Всё перечисленное стало дополнительным стимулом к дальнейшим занятиям на данном этапе.
В пору юности всё определённей и отчётливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Именно в этом возрасте становится необходимым формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту, поскольку в процессе занятий физическими упражнениями происходит самореализация личности, которая отражается в физическом совершенстве студента [2].
Литература:
1. Баранов А.А. с соавт. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. – М.: Династия, 2004. – С. 24-38.
2. Егорычева, Е.В. Атлетическая гимнастика как избранный вид двигательной активности для формирования профессиональных качеств будущих специалистов / Е.В.Егорычева, С.В.Мусина, М.В.Шлемова, И.В.Чернышёва // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – №4. – С. 57-62.
3. Егорычева, Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4. – C. 1-6. – URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/egorycheva.pdf.