ЭТНОВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭТНОВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем говорить об этновзаимодействии, нужно найти определения этничности, как ключевого понятия культуры.

Этничность в широком понимании - сама культура этноса, а значит, именно ею определяются "границы" этноса, отличия каждого из них от других. Различия в культуре, обусловлены и психологией народа, как оценки реальной действительности и присутствия в ней на основе эмоций, чувств, переживаний.

В современном обществе межнациональное взаимодействие сталкивается с множеством проблем, одни из которых являются прямой угрозой целостности страны, а другие потерей культурной самобытности и многообразия. В этих вопросах особую роль нужно уделить культурной демократии, где каждый народ имеет право на самоопределение и независимость в рамках федерализма или культурной автономности одного государства.

Отметим, что каждый этнос по-своему уникален и неповторим, и вопрос патриотичности должен всегда балансировать с космополитизмом, идеологией мировой гражданства. Культурная демократия в этом дает многим народам возможность достичь высшего уровня существования, помещая их в условия, наиболее благоприятные для проявления творческой активности. В этом случае этновзаимодействие может постепенно упразднить в себе такие негативные стороны как: расовая, этническая, конфессиональная дискриминации.

Этническое большинство и коренные народы, являясь основой национального государства дабы достичь мирового признания и авторитета, должны четко обозначить культурную идеологию в регулировании разнообразия страны, где эмигранты по экономическим или политическим причинам и беженцы будут себя чувствовать свободно и приобретут вторую родину. Что касается свободы, то это не значит, что им можно не учитывать культурное обстановку в стране, и буквально вести себя так же как дома, идя в каких-то случаях и на конфликт. Это не только не демократично, но и нечеловечно, т.е. не культурно. К сожалению, этому процессу интеграции может помещать этническая психология, о котором ранее упоминалось.

Также можно рассмотреть особенности процессов интеграции эммигрантов в культурное пространство принимающей страны. Они обусловлены, во-первых кругом общений, включающих соседские, семейные (в т.ч. выбор супруга/супруги) и дружеские контакты; во-вторых, национальной самоидентификацией, а именно в каких случаях эмигранты идентифицируют себя со страной проживания, а в каких - со страной происхождения своих родителей; в-третьих, культурной практикой, которое позволяет оценить процессы интеграции через фиксацию изменений в языке общения, ценностях, в религиозной практике и т.д.; в-четвертых, вовлеченностью в политический процесс (участие в выборах, в политической жизни страны); и наконец, в-пятых, получением образования и положением на рынке труда.

В этновзаимодействии также существует проблема ассимиляции эмигрантов, малых народов в странах их проживания. Если брать в пример Россию, то ее принципиальная отличительная особенность от других стран состоит в том, что она - интегрирующее государство, которое веками, при всех политических устройствах, проводила политику интеграции коренных этносов, не стремясь к их ассимиляции, сохраняя языковое и культурное разнообразие. Принцип интеграции без ассимиляции не только сохранил этническое и культурное многообразие России, но породил ее общую великую культуру, а в широком смысле и цивилизацию, где смогли самореализоваться многие народы.

Антиподом такого демократичного режима в культурном пространстве можно с уверенностью назвать политику кемализма, идеологию жесткой ассимиляции других языков и культур в турецкие, таким образом, создавалась "единообразная нация" Турецкой республики. На примере курдов мы видим, что запрещался курдский язык, культура, даже сами понятия "курд" и "Курдистан"( этногеографическая область, расселенная в преимуществе курдами). В дальнейшем, так называемые, кемалисты начали наступление на другие национальности с Анатолии, которая со своей поликультурной структурой, попадала под угрозу исчезновения мозаики различных этнических групп.

Подводя итоги темы этновзаимодействия в культурном пространстве, и проблемы сохранения самобытности народов мира, нужно отметить, что баланс содействия и гармоничности работы национальных общин, государств и госструктур культуры приведут к решению мирного сосуществования всего человечества. Культивирование же в обществе отношений открытости, желания познакомится с культурным своеобразием народов планеты и понимание о том, что этническое различия воплощают богатство человечества, будут способствовать лишь прогрессу.

Литература:

1.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г. Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru.

2. Этьен Гросжан // Культурная демократия: способы и средства

3. Г.С. Денисова, М.Р. Радовель. // Этносоциология // Культура как форма проявления этноса. О подходах к анализу.

4. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. – М., 1997.

5. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.

Просмотров работы: 1451