ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДИНАСТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ДИНАСТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование понятия династии уходит своими корнями в далекое прошлое, когда люди жили родовыми общинами. Родовая община- это добровольный союз-единство нескольких семей одного рода. Законы общины строились на тех же космических принципах, что и законы рода. Последние представляли собой, чрезвычайно упорядоченные позиции. Исследователи этих направлений указывают, что первыми из них были равноправные аспекты участия в экономической и хозяйственной жизни рода-племени. Это проявлялось в том, что каждая семья имела свой пахотный участок и охотничьи угодья, эти участки принадлежали всем членам общины. О. Платонов упоминает,1 что каждый день общинники проводили перераспределение пахотных земель с таким расчетом, чтобы каждая семья получила одинаковое количество заболоченных, песчаных, тяжелых и др. земель. Это делалось с целью поставить каждую семью в одинаковую зависимость от природы.

Понятие династии тесно связано с понятием «род». По летописям в« Повести временных лет упоминается следующие: Поляне жили родами, каждый род контролировал находящуюся вокруг территорию» [210]. 2 Категория «род» имеет очень широкое значение. Она означает рождение, колено, племя; породу, родство, родню; в некоторых случаях может обозначать семью в широком смысле. Понятие «род» является одним из исконных понятий русской культуры. Данное понятие входит в оппозицию «свое/чужое», как пишет В.В. Колесов, понятием «род» в русской культуре всегда обозначались свои, близкие. Первоначально понятие «род» понималось как родичи, которые связаны кровными узами с общим предком, в дальнейшем, по мысли В.В. Колесова, понятие «рода» расширяется и включает в себя не только родственников, но и близких людей. Род у славян считался богом, которому приписывалась функция рождения всего живого и не живого. Как пишет Б.А. Рыбаков3, Род в славянской мифологии своим влиянием охватывал многие сферы жизни: человеческие отношения, земледелие, природное пространство (небо, земля, вода). Род мыслился создателем Вселенной. Исследователь считает, с такой многофункциональностью божества связан разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень «род». Например: народ, родня, родичи, родина, родить, природа, рождать, урожай, родичи. Слова с корнем – «род»- относятся к тем сферам человеческой жизни и природы, которыми по верованиям управлял «Род»- славянское божество.

У славян понятие «рода» является объединяющим началом, объединяет людей друг с другом, связывает их с местом рождения, с природой и мирозданием.4

Слово «род» оставило в русском языке чрезвычайно значительный след. Слова: «родина», «родинка», «роды», «природа», «родник», «урожай» имеют единый корень. Он означает и биологический род, и грамматический, и сорт, и человечество, и семью, династию. Укоренненость слова «род» в языке означает и его присутствие в ментальности людей. Из поколения в поколение человеку внушались значимость родовых понятий, первостепенность родовых ценностей. Каждый входящий в род пользовался его защитой, а лишенный покровительства рода изгонялся, становился изгоем. У изгоя не было никаких прав, поэтому люди держались за родовые связи.

С понятием рода тесно связано понятие семьи, можно утверждать, что семья составляет корень каждого рода, а затем она разрастается многими ветвями, целым деревом. Становясь таким деревом, семья получает название «род», то есть становится союзом, общиною многих семей, связанных между собой естественной последовательностью рождения. Славяне почитали понятие род, у каждого из таких родов было целое родовое древо. Оно жило на своем родном корне, тесно и крепко переплетаясь ветвями вокруг родного ствола. Во время родового господства семья была не столько частицей рода, сколько представляла собой частный, домашний круг жизни, не имея самостоятельности и независимости. Она рождала род и растворялась в нем. Такое обезличивание семьи сказалось отрицательно на судьбе и семьи, и самого рода.

В исторической науке принято считать5, что в Золотой век матриархата - род человека возникал от какой-то женщины, женщины матери. Появление гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей, как Ж.Ф. Лафито, И. Я. Бахофена и Л. Г. Морган Они утверждают, что женщина управляла родом, была жрицей, хранительницей огня и домашнего очага. Некоторые ученые считают6, что матриархат- это время, когда одна женщина имела несколько мужей, поэтому дети знали в основном мать, отсюда и власть женщины. Но если обратить внимание на общество и то, как оно развивалось в течение многих тысяч лет в полосе беспрерывных войн, а на войне, как известно, гибнут, прежде всего, мужчины, мы можем опровергнуть концепцию многомужества приведенную выше. Действительно, русский род строился вокруг женщины, так как она, по представлению древних русов, являлась земным воплощением самой Нави, которая взаимодействуя с «Явью», породила Правь - проявленного мира и дала этому миру абсолютную информацию о материи, пространстве и времени7. Явь, или мужская энергия, по представлению наших предков, была мене значимой как в космосе, так и на уровне человеческого рода, она не способна давать новую жизнь, синтезировать и хранить всеобъемлющие знания. Вот почему женщины на Руси, даже других, чуждых русам племен, считались святыми, так как олицетворяли собой наиболее ценный принцип Космоса.8

При этом и мужчина принимал должное участие развитии рода, дети знали своих отцов, но их выбирала женщина, это было главным ее правом. Древние русы, знали, мужчина - это хранитель, защитник, основной кормилец рода, это человек, у которого ярко выражено аналитическое мышление. Поэтому, несмотря на то, что русский род строился на равенстве между мужчиной и женщиной, женщина во многом имела приоритеты перед мужчиной. Можно предположить на основании летописей9, что женщина являлась жрицей, хранительницей очага как в своей семье, прародительницей рода, она решала вопросы войны и мира, вопросы переселения на другую территорию, ее слово было решающим на суде. Она была хранительницей своих детей и, наконец, она была хранительницей своего мужа. Воля, аналитический ум, физическая сила мужчины всегда дополнялись и направлялись знанием, мудростью и любовью женщины. Например: в древнерусском обществе женщина имела не только свободу, но и право выбора. Не жених посылал сватов к своей возлюбленной, а как указывают древние источники, сама женщина выбирала в те далекие времена отца своим детям, только она знала, чувствовала сердцем того мужчину, от которого можно было смело рожать здоровое потомство. Современная историческая наука считает, что в те далекие времена, когда людьми управляли родовые законы, существовало правило кровной мести, и оно якобы распространялось на все племена планеты без исключения. В качестве примера можно привести кавказские народы10, у которых кровная месть существует, и по сей день, или на аборигенов Австралии, Африки, на папуасов Новой Гвинеи. Да, и у других народов кровная месть выкашивала не только роды, но и целые племена. Нередко из-за нее возникали войны внутри народа. В «Эдде», скандинавских и исландских сагах мы находим именно такой обычай 11. Но нельзя забывать, что скандинавы, германцы и кельты почерпнули этот закон у палеоевропейского населения, к которому относятся и современные баски, и большинство кавказских племен. В отличие от них древние же русы во внутриродовых и межродовых конфликтах придерживались, прежде всего, законов справедливости, обращаясь в таких ситуациях к суду Великого Рода - суду огненных богов.12 На суде присутствовали стороны, представители старейшин конфликтующих родов, и, если вопрос был спорным, то его решал Божий суд в основном, поединок. И после божьего суда прекращались всякие распри, а того, кто продолжал конфликт, наказывали очень сурово, вплоть до изгнания из рода. Каждый русский род имел свою территорию с лесами, озерами, лугами, пахотными землями и выпасами. Все земли рода подразделялись на земли общего пользования, где каждый имел право охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды; земли общинные, которыми имели право пользоваться одни общинники (2, 3, 5 и более семей); земли семейные, т.е. каждая семья имела свой охотничий участок и пахотное поле.

Особое место в истории рода всегда занимали сведения о семейном деле и фамильных профессиях и династиях. Наследование занятия предков, их ответственного отношения к делу зачастую считалось незыблемой, достойной гордости и уважения обязанностью следующего поколения, накладывало моральную ответственность на потомков за свои поступки. История семьи (родословная) долгое время была востребованным и хорошо освоенным жанром. В нем находили свое место знаменательные для людей события: рождение детей, брак, профессиональные достижения и заслуги, награждение знаками отличия за боевую и трудовую доблесть и многие другие факты, интересные порой не только для тех, кто имел кровную связь с героями повествования о роде, но и для современников и потомков. Во все времена с уважением и восхищением относились к семейным династиям. Из поколения в поколение передающие семейные тайны, опыт, правила, черты, качества, умение. Особенно ярко это наблюдается в королевских, царских династиях13. Такие династии определяли эпоху, играли существенную роль в развитии мира. В истории Руси первой известной правящей династией стала династия Рюриковичей. Потомки Рюрика властвовали над русскими землями 740 лет. Они непрерывно правили с 862 по 1598 год. Почти семь с половиной веков династия Рюриковичей создавала, берегла и укрепляла Русь. Этот великий род сыграл колоссальную роль в развитии и становлении Российского государства. 14

Для современного общества ближе профессиональные династии . Династия врачей, военных, летчиков, моряков, полярников, и т.д. Но сама династия не наделяет автоматически поколение качествами, которые присущи той, или иной профессии. Династия передает багаж знаний, которые позволяют приобрести такие качества. Мы часто встречаем в жизни людей из таких династий, которые считают достаточным родиться в такой семье, а все остальное уже есть. К сожалению, такое мнение, приводит к медленному разрушению семейной династии, к ее деградации, утере тех качеств, присущих и передающих из поколения в поколение. И таких примеров можно приводить достаточно много. Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний. И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию. Династия, это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать традиции семьи своим детям из поколения в поколение.

1 О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г.

2стр.210.

3 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1997.

4 Мазай Н.И.http://www.rae.ru/use/pdf/2005/2/22.pdf

5, Ж.Ф. Лафито, И. Я. Бахофена , Л. Г. Морган

6 А. В. Коротаев Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74.

7 Книга Велеса. Перевод и пояснения А.И.Асова. С.-Петербург: Политехника, 2000, -480 с.

8 http://via-midgard.info/news/in_midgard/9764-rod-cemya-obshhina.html

9 Книга Велеса. Перевод и пояснения А.И.Асова. С.-Петербург: Политехника, 2000, -480 с

10 Источник: Кавказские научные записки. 2011 – № 2(7). – с. 66-109.

11 Стеблин-Каменский М. И. Старшая Эдда (из издания 1963 г.)

12 Книга Велеса. Перевод и пояснения А.И.Асова. С.-Петербург: Политехника, 2000, -480 с

13

14 Самые знаменитые династии России И.О. Сурмина, Ю.В. Усова.

Просмотров работы: 2908