ЭТНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ АРМЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭТНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ АРМЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Армения - одна из древнейших держав мира. Её документальная история насчитывает несколько тысячелетий. Уникальность культуры Армении стоит на трёх «китах» – это непревзойдённая краса её гор, христианское наследство, которое армянский народ позаимствовал одним из первых, и третье составляющее, подлинная национальная культура Армении. Страна, размещённая на пересечении путей между Востоком и Западом, была непрестанным местом битв между величайшими империями Античности и Средневековья, что отринуло след на её материальной и духовной культуре. «Айастан - карастан» - так по-армянски нарекают эту землю, что в переводе значит «Армения - страна камня». В каждой цивилизации есть самобытный элемент, который, не присутствует главным образом ни в одной культуре, он непроизвольно становится символом национальной культуры. В Армении этим символом являются «Хачкары» - памятники Армении не принимаемые больше ни в одной стране мира. Слово «Хачкар» основано от двух армянских: «Хач» - крест и «кар» - камень. Сюжет каждого хачкара - раскрывшийся, подобно дереву или цветку, крест - символ новоиспечённой, вечной жизни. Под крестом насекают круг: круг с сооружённым на нём крестом символизирует празднество христианской религии. Над крестом по своему обыкновению изображают символы четырёх евангелистов - огонь, вода, земля и воздух. Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей. Зодчество изображено, в основном, базиликами. Базилика - тип постройки прямоугольной формы, которая состоит из нечётного числа всевозможных по высоте нефов. В VI-VII веках начала своё формирование крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Симметричный крестообразный фасад храма украшен боковыми сводами и завершён огромным куполом, зримым из отдалённых уголков храма. Впоследствии храмовый облик трансформировался, тривиальные и взыскательные церковные возведения становятся более сложными. Улучшались давние конфигурации, прибавлялись новейшие элементы, скажем, купольный барабан. Традиционные храмовые сооружения имеют в целом тотальные стержневые черты. Общий облик храмовой армянской архитектуры - монастырский ансамбль. Он складывался из единой цепи элементов - собора, часовен, колокольни, гражданских построек - библиотеки, трапезной, ризницы и других. Повседневными делами армян были и остаются ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Созревая, данные народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее излитое и доступное обширной публике. Ковёр, один из самых нужных в обиходе армянского народа вещей. Коврами крыли сундуки, устилали столы, постели и сиденья. Ковры часто предназначались завесами алтарей в храмах и дверных проёмов. Ковроткачество причитают к числу древнейших ремёсел, постигнутых армянами. Практически сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. В первую очередь, это исторические произведения Корюна. Он сохранил в своих трудах драгоценные стандарты устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее популярный раннесредневековый автор – Мовсеса Хоренаци, описавший «Жития Маштоца», а также сумел перевести на армянский язык богословских книг. Высокого уровня достигла армянская поэзия. Обширно известны имена поэтов Григора Нарекаци, Фрика, Нерсеса Шнорали. Григора Нарекаци сотворил поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой культуры. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении формировалась под влиянием русской и западноевропейской литературы. Фольклор Армении крайне разнообразен и богат. Ядром его считаются древние мифы о генезисе богов, которые появились ещё в эллинистическое время. Самыми известными являются мифы о Ваагне – армянском Геракле, эпические легенды о царях и битве с завоевателями, миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Семирамидой, миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении. Соответственно древнеармянской мифологии на вершине пантеона стоял Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств - боги Митра и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Ваагн - бог войны, бог, сражающий драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня любви. Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим фигурам - царям Арташесу, Ерванду, Санатруку, Тиграну, Трдату и прочим. Армянскую музыку не перепутаешь ни с любой другой. У неё особенная мелодия и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счёт звучания подлинных армянских инструментов, сохранившихся ещё со времён Средневековья - струнные - кнар, тавих; ударные - барабан; прототипы скрипки - бамбир и пандир; духовые - авагпог, свирель, зурн. В культуре Армении имеют место быть народные песнопения на любые случаи бытия обрядовые, трудовые, военные и так далее. Народ сотворил массу песен - песен-плачей и причитаний, колыбельных, свадебных, любовных. Исполнителями народных песен являлись певцы - гусаны. В V веке, инициативно формируется церковная музыка и песня. Шараканами именовались хоровые песни. Они исполнялись во время церковных празднеств и обрядов. В музыке начали употреблять древние армянские ноты - хазы. Выковываются инструментальная музыка и городская народная песня, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. С конца XVII века начинает своё воспитание искусство армянских ашугов, отданное, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам. В 1868 году была написана первая армянская опера «Аршак II» Чухаджяном. Первый национальный балет - «Счастье» Хачатуряна, была поставлена в 1939 году. Многие из дошедших до нашего времени традиций стали для армян достоянием их этнической культуры, то есть представляют собой совокупность именно тех культурных элементов, которые воспринимаются и самим народом, и его соседями как этнически специфичные. Особенность судьбы армянского народа заключается в том, что на протяжении трёх веков народ был вынужден реставрировать свои материальные и духовные ценности не только на своей этнической территории, но и во многих других странах, там, где затеивались армянские общины.
Просмотров работы: 1354